Дело №а-1705/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
23 апреля 2018 г. г. Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Курина Ю.В., рассмотрев в порядке (письменного) упрощенного производства в судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты Славянская мысль» об исключении сведений некоммерческой организации из государственного реестра,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованием к ответчику об исключении сведений о некоммерческой организации «Редакция газеты Славянская мысль» из государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службе по Краснодарскому краю было зарегистрировано юридическое лицо - Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Славянская мысль», сведения о государственной регистрации некоммерческой организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за № (ОГРН). В Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю зарегистрировано за ведомственным учетом №. При государственной регистрации в качестве места нахождения постоянно действующего указан адрес: город Сочи, <адрес>. Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Славянская мысль» не представлялись документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за период времени 2002- 2016 годы. До подачи настоящего административного иска, Управлением неоднократно в адрес некоммерческой организации выносились и направлялись письменные предупреждения с требованием устранить допущенные нарушения законодательства. Предупреждения направлялись по адресу, указанному ответчиком при регистрации некоммерческой организации и внесенному в ЕГРЮЛ. Предупреждения не исполнены, в судебном порядке не обжаловалось. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было направлено исковое заявление о ликвидации Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Славянская мысль». Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ требования административного истца о ликвидации Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Славянская мысль» удовлетворены. Вместе с тем, до настоящего времени процедура ликвидации организации не завершена. Кроме того, отчетность, предусмотренная для представления зарегистрированной некоммерческой организацией, в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в адрес административного истца не поступала. По изложенным основаниям истец просит суд исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Автономную некоммерческую организацию «Редакция газеты «Славянская мысль».
В судебное заседание представитель истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в административном исковом заявлении просили о рассмотрении данного дела в их отсутствие или в порядке упрощенного (письменного) производства.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства по данному делу суду не заявил, доказательств уважительности своей неявки не представил.
Согласно материалам административного дела, направленные истцом в адрес ответчика копии иска последним не получены в связи с неудачными попытками вручения.
Согласно сведениям с официального сайта «Почта России» определение суда о принятии данного административного иска и об уведомлении административного ответчика о повторном назначении подготовки по данному делу, направленное по месту нахождения юридического лица, Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Славянская мысль» не получены и судебная корреспонденция ожидает адреса в месте вручения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обсуждая вопрос о возможности рассмотрения настоящего административного дела в отсутствие административного ответчика, суд принимает во внимание следующее.
Пунктом 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
Из положений пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ следует, что в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (Решение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ15-908).
В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.
При изложенных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие сторон и в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает, что заявленные требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
В развитие названных конституционных положений Федеральный закон Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющий особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, установил, что юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве (пункт 1 статьи 11).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 705.
Пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).
Таким образом, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом (пп. 74 п. 6 Положения).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указал, что нарушения в деятельности юридического лица, дающие основания для его ликвидации по иску соответствующего государственного органа (пункт 3 статьи 61 ГК РФ) должны носить существенный характер.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службе по Краснодарскому краю было зарегистрировано юридическое лицо - Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Славянская мысль», сведения о государственной регистрации некоммерческой организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за № (ОГРН).
В Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю зарегистрировано за ведомственным учетом №.
Как следует из материалов административного дела административным ответчиком не представлялись документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за период времени 2002- 2016 годы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Центральный районный суд г. Сочи с иском о ликвидации Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Славянская мысль».
Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ требования административного истца о ликвидации Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Славянская мысль» удовлетворены.
На основании части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кроме того, отчетность, предусмотренная для представления зарегистрированной некоммерческой организацией, в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в адрес административного истца от административного ответчика не поступала.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Из материалов административного дела видно, что в Едином государственном реестре юридических лиц Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Славянская мысль» числиться за основным государственным регистрационным №.
Между тем, решением Центрального районного суда г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Славянская мысль» ликвидирована.
При изложенных обстоятельствах суд находит установленным, что процедура ликвидации Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Славянская мысль» до настоящего времени не завершена, однако установлена вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем сведения об указанной некоммерческой организации подлежат исключению из единого государственного реестра на основании судебного решения.
В соответствии с пп. 7 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается государственная пошлина в размере: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 2 000 рублей.
Абзацем 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит взысканию в местный (муниципальный) бюджет.
В данном случае административный ответчик в силу закона не освобожден от обязанности несения судебных расходов, а доказательств обратного суду не представлено, поэтому с учетом изложенного с административного ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета города-курорта Сочи государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты Славянская мысль» об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра удовлетворить.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Автономную некоммерческую организацию «Редакция газеты «Славянская мысль».
Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Славянская мысль» в доход муниципального бюджета города-курорта Сочи государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
СУДЬЯ: