Дело №а – 171/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2019 года гор. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ишмуратовой Л.Ф., при секретаре Щербаковой Н.В., с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Чувашской Республике ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики и Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании решений незаконными и их отмене; возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом последующих уточнений) к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики и Министерству внутренних дел по Чувашской Республике:
- о признании незаконным и отмене решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в форме письма от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии гражданки Таджикистана ФИО1 критериям Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 – 2018 годы» (указанная в анкете вакансия отсутствует в банке вакансий для потенциальных участников Программы);
- о признании незаконным и отмене решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ об отказе гражданке Таджикистана ФИО1 в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- о возложении на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике и Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов соотечественника гражданки Таджикистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, добровольно переселяющуюся в Российскую Федерацию, и препятствия к их осуществлению, путем повторного рассмотрения ее заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- об обязании Министерство внутренних дел по Чувашской Республике уведомить ФИО1 об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не будет установлен судом.
Исковые требования мотивированы тем, что она является гражданкой Таджикистана и на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации проживает по адресу: Чувашская Республика, <адрес> На территории Чувашской Республики она имеет супруга и троих малолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации. В целях получения гражданства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В заявлении она указала, что окончила Профессиональный швейный лицей в гор.Душанбе Республики Таджикистан по профессии «модельер – конструктор с умением пошива женской и мужской одежды», квалификация «модельер – конструктор с умением пошива женской и мужской одежды 4 разряда». По результатам рассмотрения заявления Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике, с учетом решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, отказало ей в выдаче свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, о чем направило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№. Основание отказа - «указанная в анкете соотечественником вакансия отсутствует в банке вакансий для потенциальных участников Программы». Считает решение об отказе незаконным, поскольку на момент подачи заявления по данным информационно – аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» и интерактивного портала Минтруда Чувашии на территории Чувашской Республики имелись вакантные рабочие места по специальностям (профессиям) тождественным профессии «модельер – конструктор с умением пошива женской и мужской одежды». Ссылаясь на положения Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Указа Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 года № 528 указывает, что оспариваемые решения нарушают ее право на участие в Государственной программе, получение мер государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение гражданства РФ в упрощенном порядке.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика МВД по Чувашской Республике ФИО3 иск не признала полагая, что решение об отказе ФИО1 в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом принятое с учетом решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, является законным и обоснованным.
Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил. В письменных возражениях представитель ответчика ФИО4 иск не признал, указав, что по результатам рассмотрения заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в адрес МВД по ЧР направлено письмо о том, что последняя не может являться участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с несоответствием критериям, установленным Программой Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом на 2014-2018 годы» (пункт п. 6.2.8. - указанная в анкете соотечественником вакансия отсутствует в банке вакансий для потенциальных участников Программы). На момент рассмотрения заявления ФИО1 в республиканском банке вакансий вакансия «модельер - конструктор с умением пошива женской одежды» и «технолог швейного производства» отсутствовали. Просил рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" определяет, что наряду с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, а также выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Закрепляя, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1), указанный федеральный закон относит к полномочиям Российской Федерации в области отношений с соотечественниками принятие федеральных целевых и федеральных программ, а определение основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников - к полномочиям Президента Российской Федерации (статьи 14 и 19). На основании данных законоположений Президентом Российской Федерации был издан Указ от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", которым утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с подпунктами "в" и "е" пункта 5 Государственной программы основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей, взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов. Для достижения указанных целей положениями Государственной программы предусмотрена, помимо прочих задач, разработка региональных программ переселения и проектов переселения.
Российская программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов (пункт 1 Государственной программы).
Участником Государственной программы в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 названного документа является соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным данной программой.
Согласно Государственной программе, решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания или на территории Российской Федерации, если соотечественник постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации (пункты 15 - 16).
В силу подпункта "д" пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 528, для получения свидетельства заявитель представляет в территориальный орган копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).
В соответствии с пунктом 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.
Отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и аннулирование ранее выданного свидетельства федеральное законодательство связывает с фактами выступления лиц за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации, с осуждением за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, наличием непогашенной судимости или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократным в течение года привлечением к административной ответственности, с выездом из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, с представлением поддельных или подложных документов либо сообщением о себе заведомо ложных сведений при наличии принятого в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации, о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (пункты 25 и 26 Государственной программы).
Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется (пункт 27 Государственной программы).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47 введена программа Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 – 2018 годы», являющаяся приложением № 16 к государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан» на 2012-2020 годы (действовавшей до 01 января 2019 года).
Указом Президента Чувашской Республики от 23.04.2010 N 54 "О Межведомственной комиссии по миграционной политике" Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по осуществлению полномочий по оказанию содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно п.1.2. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.10.2015 N 367, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 30 сентября 2015 г. N 134 "О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики" является правопреемником по обязательствам Государственной службы занятости населения Чувашской Республики и Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в сфере труда и социального развития.
В соответствии с п. 3.42.2. Упомянутого Положения Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики осуществляет полномочия по оказанию содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом.
Изложенное свидетельствует, что уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию республиканской программы, является Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Как следует из положений республиканской программы, сфера ее реализации охватывает вопросы социально-экономического развития Чувашской Республики, занятости населения, образования, миграционной политики, демографического развития, развития предпринимательства, социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество переселенцев, при этом наиболее острой проблемой в субъекте остается ситуация на рынке труда.
Реализация республиканской программы должна привести, в том числе к увеличению численности населения Чувашской Республики и к замещению соотечественниками трудоспособного возраста вакантных рабочих мест (пункт 2.4).
Абзацем 7 пункта 6.2.8 республиканской программы установлен критерий несоответствия соотечественника требованиям программы, при котором соотечественник не может быть признан участниками программы: указанная в анкете соотечественником вакансия отсутствует в банке вакансий для потенциальных участников Программы.
Судом установлено, что ФИО1 является гражданской Республики Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с гражданином России ФИО5, имеет троих малолетних детей – А.ДД.ММ.ГГГГ, Б.ДД.ММ.ГГГГ и В.ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица получила разрешение на временное проживание сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась по месту жительства: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В заявлении истица указала, что намерена осуществлять на территории Чувашской Республики трудовую деятельность по профессии «модельер – конструктор с умением пошива мужской и женской одежды». К заявлению ФИО1 приложила документ об образовании – диплом выданный ГОУ «Профессиональный швейный лицей гор.Душамбе» по профессии «модельер – конструктор с умением пошива женской и мужской одежды».
ДД.ММ.ГГГГ МВД по Чувашской Республике принято решение № об отказе ФИО1 в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом решения уполномоченного органа - Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии ее критериям, установленным Программой Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 – 2018 годы» для соотечественника, претендующего на участие в указанной программе, поскольку указанная в анкете соотечественником вакансия отсутствует в банке вакансий для потенциальных участников Программы.
В подтверждение доводов административным ответчиком – Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики суду представлены табличные данные, согласно которым на ДД.ММ.ГГГГ вакансии «технолог швейного производства», «модельер – конструктор с умением пошива мужской и женской одежды» отсутствуют.
Вместе с тем, приказом Минтруда России от 21.12.2015 N 1051н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи".
Кроме того, приказом Минтруда России от 24.12.2015 N 1124н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по моделированию и конструированию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий по индивидуальным заказам".
Исходя из характера трудовых функций в соответствии с приведенными стандартами, профессия «модельер – конструктор с умением пошива женской и мужской одежды» имеет ряд тождественных наименований: художник-консультант, дизайнер одежды, дизайнер костюма, художник по костюмам, художник-модельер, художник-стилист, закройщик, закройщик одежды, конструктор, закройщик-модельер, модельер одежды, модельер – конструктор, портной.
Согласно данным интерактивного портала Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (www.rabota.cap.ru) на ДД.ММ.ГГГГ, на территории Чувашской Республики были востребованы следующие вакансии: художник – конструктор (дизайнер) - 3 вакантных места, 2 из которых в гор.Цивильск; швея – 315 вакантных мест; портной - 5 вакантных мест; закройщик - 5 вакантных мест.
Указанные вакансии опубликованы на портале Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (www.rabota.cap.ru) с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были не заполнены.
Следовательно, на момент обращения истицы в МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территории Чувашской Республики имелись рабочие места по специальностям (профессиям) тождественным профессии «модельер – конструктор с умением пошива женской и мужской одежды».
Более того, два вакантных места имелись по месту жительства истицы в гор.Цивильск (ИП У..).
При таких обстоятельствах, решение Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, принятое с учетом решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе истице в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем является незаконным.
Принятие решения о выдаче свидетельства участника Государственной программы не входит в компетенцию суда. Указанное решение может быть принято только Министерством внутренних дел по Чувашской Республике с учетом решения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.
В целях восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает
необходимым обязать административных ответчиков повторно рассмотреть поданное ДД.ММ.ГГГГ заявление гражданки Таджикистана ФИО1 об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
На основании п.9 ст.227 КАС РФ возложить на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике обязанность уведомить Цивильский районный суд Чувашской Республики и административного истца ФИО1 об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в форме письма от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии гражданки Таджикистана ФИО1 критериям Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 – 2018 годы».
Признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ об отказе гражданке Таджикистана ФИО1 в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике и Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики повторно рассмотреть поданное ДД.ММ.ГГГГ заявление гражданки Таджикистана ФИО1 об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике уведомить Цивильский районный суд Чувашской Республики и административного истца ФИО1 об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья Л.Ф.Ишмуратова
Решение изготовлено в окончательной форме 01 апреля 2019 года.
Председательствующий, судья Л.Ф.Ишмуратова