ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-171/2024 от 22.01.2024 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

а-171/2024

УИН: 91RS0-75

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

22 января 2024 года <адрес>

Железнодорожный районный суда <адрес> Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Домниковой М.В.,

при секретаре судебного заседания – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в зале суда административное дело по иску ФИО3 к Администрации <адрес>, Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, заинтересованное лицо Отдел по межнациональным отношениям Администрации <адрес> о признании постановления и решения незаконным, обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Администрации <адрес>, Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в котором с учетом изменения предмета административного искового заявления принятого к производству суда протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ, просил суд: признать незаконным Постановление об отказе гражданке РФ ФИО2 в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок с расположенной на нем самовольной постройки ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в выдаче ФИО2 заключения о возможности признания самовольной постройки, общей -площадью 123,7 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 650 кв.м. гражданину PФ ФИО3; признать незаконными пункт 1, пункт 2, пункт 3, пункт 4, пункт 5 решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом, в части: отказа в выдаче ФИО3 заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>; признания Заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального, жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежащего применению; признания Заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежащего применению; признания протокольных решений, принятых на заседаниях Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части гражданки Российской Федерации ФИО8ФИО2 в отношении самовольной постройки в районе ул. <адрес>, поз. го ГП-8 (<адрес>, уч. 8) не подлежащих применению; признания пунктов 1, 2 протокола Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не подлежащих применению; обязать Администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и выдаче заключения о признании постройки, выведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом, с учетом установленных по делу обстоятельств; обязать Администрацию <адрес> сообщить в <адрес> В <адрес>, гражданке ФИО2 об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Администрация <адрес> уведомила ФИО2 о том, что ее Заявление от ДД.ММ.ГГГГ № У-69/8959 года было рассмотрено на Заседании Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ <адрес> РК. По итогами заседания принято решение о признании самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства. В итоге, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> ей было выдано Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства, в котором сделан вывод «Самовольная постройка, расположенная по адресу: <адрес>, в районе <адрес> поз. по ГП-8, возведенная заявителем до ДД.ММ.ГГГГ и Администрацией <адрес> Республики Крым под , соответствует указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка с расположенной на ней самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания ее индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанная самовольная постройка признана объектом индивидуального жилищного строительства». Согласно указанного выше письма, заявление ФИО2 и заключение направленно в Департаментом развития муниципальной собственности администрации <адрес> для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Администрация <адрес> уведомила ее о том, что ее Заявление от ДД.ММ.ГГГГ года было рассмотрено на Заседании Комиссии, по итогам заседания которой принято решение о возможности использования в качестве объекта индивидуального жилищного строительства самовольной постройки по <адрес> и выдано соответствующее заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление от ДД.ММ.ГГГГ № У-69/8959 года было повторно рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, по итогам заседания которой принято решение об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства в связи с несоответствием самовольной постройки условиям Порядка предоставления земельного участка, а именно: согласно сведениям публично кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, строение расположенное на земельном участке возведено после ДД.ММ.ГГГГ (подпункт 7 пункта 2 протокола Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ). Администрацией <адрес> Республики Крым принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе гражданину Российской Федерации ФИО8 Л.Р. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в р-не <адрес>, участок , с расположенной на нем самовольной постройкой». Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-369/2022 признан незаконным пп.7 п.2 решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признании постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом, в части отказа в выдаче ФИО2 заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства. Суд обязал Администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и выдаче заключения о признании постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ жилым домом, с учетом установленных по делу обстоятельств. Обязал Администрацию <адрес> сообщить в Железнодорожный районный суд <адрес> гражданке ФИО2 об исполнении решения суда в течении 1 месяца со дня вступления данного решения в законную силу. Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № решение Железнодорожного районного суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения. Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дело а, решение Железнодорожного районного суда <адрес> оставлено без изменения, а кассационная жалоба Администрации <адрес> без удовлетворения. В адрес Администрации <адрес> Республики Крым поступило требование судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений об исполнении решения Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года по иску ФИО3. Во исполнение решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дело Комиссией повторно рассмотрено Заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение:

«1. Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению.

2. Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению.

3. Протокольные решения принятые на заседаниях Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части гражданки Российской Федерации ФИО8ФИО2 в отношении самовольной постройки в районе ул. <адрес>, поз. по ГП-8 (<адрес>, уч. 8) не подлежат применению.

4. Пункты 1, 2 протокола Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат применению.

5. Отказать гражданке Российской Федерации ФИО8ФИО2 в выдаче заключения о возможности признания постройки, расположенной районе <адрес>, уч. 8, объектом индивидуального жилищного строительства.

6. Направить материалы в Управление муниципального контроля администрации <адрес> с выпиской из настоящего протокола для дальнейшей работы». В результате, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Peспублики Крым принято постановление «Об отказе гражданину Российской Федерации ФИО8 Л.Р. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Peспублика Крым, <адрес>, в р-не <адрес>, участок , с расположенной самовольной постройкой», по причине несоответствия самовольной постройки условиям указанным в пункте 1, подпункте 1 пункта 15 Порядка, а именно: согласно сведением публично кадастровой карты (единая электронная картографическая основа Росреестра, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхности земли по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на испрашиваемом земельном участке в отношении самовольной постройки не завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыш и указанная самовольная постройка не может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией <адрес> каких-либо надлежащим образом заверенных выкопировок из публично-кадастровой карты приобщено к Постановлению не было. Административным ответчиком в ходе рассмотрения дела а-369/2021 в апелляционной инстанции были приобщены вместе с ходатайством некие скриншоты программы содержащие картографический материал спутниковых снимков отображащие поверхность земли. Однако указанные снимки не содержали сведений о дате их изготовления и территории поверхность земли на них отображенных. «Скриншот» может быть принят в качестве доказательства в суде при обязательном соблюдении необходимых условий. Администрация <адрес> утверждает, что самовольная постройка не соответствует требованиям строительных норм и правил предъявляемых к индивидуальным жилым домам. Однако рассматриваемый вопрос значительно шире требований к самовольной постройки установленный Постановлением Советом министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, данное постановление регламентируется деятельность комиссии решение которой обжалуется. Отказ Администрации <адрес> в предоставлении земельного участка в собственность фактически сводиться к обсуждению даты возведения самовольного строения соответствия его строительным нормам и правилам, поскольку по мнению ответчика незаконности оспариваемого решения (комиссии) сводиться к оспариванию выявленных несоответствий (жилого строения)». В то время как предметом административного иска является не основание для вынесения повторного решения, а нарушения процедуры его принятия. Органы местного самоуправления в данном случае не могут отменять предыдущие решения. Такие действия противоречат законодательству и произвольно ограничивают гарантированные законом права. Таким образом действия ответчика изменили ранее принятое решение без достаточных правовых оснований в нарушение действующего порядка, что является нарушение принципа правовой определенности (Т.1 л.д. 54-59).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации <адрес> (Т.1 л.д.31).

Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел по межнациональным отношениям Администрации <адрес> (Т.1 л.д.84).

В судебное заседание административный истец, представитель административного истца не явились, извещены надлежащим образом, в адрес суда от административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание представители административных ответчиков, заинтересованного лица не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.

Изучив доводы административного иска, изучив возражения представителя административного ответчика Администрации <адрес>, обозрев материалы административного дела , исследовав материала административного дела, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О-О).

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Так, согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения сроков на обращение в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Так, с административным иском к Администрации <адрес>, ФИО2 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует оттиск штемпеля на почтовом конверте (Т.1 л.д. 15).

ФИО2 обжалует постановление об отказе гражданке РФ ФИО2 в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок с расположенной на нем самовольной постройки ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в выдаче ФИО2 заключения о возможности признания самовольной постройки, общей -площадью 123,7 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 650 кв.м. гражданину PФ ФИО3; а также решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом, в части касающейся ФИО2

Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд с настоящим иском.

Так судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением, в котором, на основании статьи 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ – ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», просила предоставить ей земельный участок, для индивидуального жилищного строительства и выдать заключение о признании постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом (Т.1 л.д. 136-138).

К указанному заявлению приложено: копия технического паспорта на усадебный (индивидуальный) жилой дом; копия паспорта ФИО2; копия схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории; фотографии; копия свидетельства о расторжении брака; копию паспорта ФИО5, копия паспорта ФИО6; копия справки о зарегистрированных лицах; копия справки о регистрации; копия выписки из актовой записи о рождении (Т.1 л.д.224-250, Т.2 л.д.1-9).

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно абзаца 2 части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до ДД.ММ.ГГГГ.

Прядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".

Согласно статье 1 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статьей 22 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до ДД.ММ.ГГГГ; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду (ч. 2 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015).

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015 порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок), согласно п. 2 которого предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. п. 3, 4 Порядка гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

К Заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта заявителя (всех страниц, имеющих записи) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, если с Заявлением обращается представитель заявителя; фотография самовольной постройки размером не менее 6 на 12 см с изображением главного и бокового фасадов; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в случае если земельный участок предстоит образовать; копия технического паспорта на объект недвижимого имущества; копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок (при наличии) - в случае если земельный участок образован; копия кадастрового паспорта земельного участка (при наличии) - в случае если земельный участок образован; документы, подтверждающие подключение самовольной постройки к сетям инженерно-технического обеспечения и отсутствие задолженности по уплате соответствующих услуг (при наличии); иные документы, подтверждающие владение, пользование объектом индивидуального жилищного строительства (при наличии).

В силу п. п. 13 - 15 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.

Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

При этом в силу п. 18 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.

На основании решения комиссии уполномоченный орган: обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.

ДД.ММ.ГГГГ Протокольным решением Комиссии решено направить указанный протокол для дальнейшего рассмотрения заявления в части предварительного согласования предоставления земельных участков гражданам в соответствии с Порядком, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес>ФИО3 выдано заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства; и согласно выводов, изложенных в указанном заключении, самовольная постройка, расположенная по адресу: <адрес>, в р-не ул. <адрес> поз. по ГП – 8, возведенная заявителем до ДД.ММ.ГГГГ и учтенная администрацией <адрес> под , соответствует условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, указанная самовольная постройка признана объектом жилищного строительства (Т. л.д. 190).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес>ФИО3 выдано повторное заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства (Т.1 л.д.190 оборот).

При повторном рассмотрении заявления ФИО2ДД.ММ.ГГГГ Комиссией для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь, принято решение, оформленное протоколом, пп.7 п. 2, которым ФИО2 отказано в выдаче заключения, поскольку основанием для принятия указанного решения послужило то, что согласно сведениям публичной карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, строение, расположенное на земельном участке возведено после ДД.ММ.ГГГГ (Т.1, л.д. 121-125).

Не согласившись с указанным решением административный истец обратился в суд с административным иском к Администрации <адрес>, в котором просил суд: признать незаконным решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом, в части отказа в выдаче ФИО3 заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>; обязать Администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении земельного участка в аренду, для индивидуального жилищного строительства и выдаче заключения в отношении самовольной постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом, с учетом установленных по делу обстоятельств; обязать Администрацию Симферополя сообщить в Железнодорожный районный суд <адрес>, гражданке ФИО3 об исполнении решения суда в течении 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО3 удовлетворен; признан незаконным пп.7 п. 2 решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ, оформленный протоколом, в части отказа в выдаче ФИО3 заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок ; обязать Администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предоставлении земельного участка в аренду, для индивидуального жилищного строительства и выдаче заключения о признании постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации <адрес> без удовлетворения.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам от ДД.ММ.ГГГГ решение Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации <адрес> без удовлетворения.

На заседании Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев требования судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений об исполнении решения Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым по административному делу по иску ФИО3 к Администрации <адрес>, Комиссии для подготовки заключения о признании возможным постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, заинтересованные лица МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, Отдел по межнациональным отношениям Администрации <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании совершить определенные действия, принято решение (п.1-2) подготовить и направить на согласование проект постановления Администрации <адрес> «Об отмене постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе гражданину Российской Федерации ФИО8 Л.Р. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в р-не <адрес>, участок , с расположенной на нем самовольной постройкой»; на основании Заключения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании самовольной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, объектом индивидуального жилищного строительства, в соответствии с Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, взвезённая самостоятельно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить на согласование проект постановления Администрации <адрес> Республики Крым «О предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2» в аренду (Т.1 л.д.212-215).

Во исполнение решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комиссией повторно рассмотрено заявление гражданки ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № У-69/8959, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ протокольным решением Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, решено: «1. Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению.

2. Заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению.

3. Протокольные решения принятые на заседаниях Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части гражданки Российской Федерации ФИО8ФИО2 в отношении самовольной постройки в районе ул. <адрес>, поз. по ГП-8 (<адрес>, уч. 8) не подлежат применению.

4. Пункты 1, 2 протокола Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат применению.

5. Отказать гражданке Российской Федерации ФИО8ФИО3 в выдаче заключения о возможности признания постройки, расположенной районе <адрес>, уч. 8, объектом индивидуального жилищного строительства.

6. Направить материалы в Управление муниципального контроля администрации <адрес> с выпиской из настоящего протокола для дальнейшей работы» (Т.1 л.д.111-116).

Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым «Об отказе гражданину Российской Федерации ФИО8 Л.Р. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок , с расположенной на нем самовольной постройкой» от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки, общей площадью 123,7 кв.м., объектом индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 650 кв.м., гражданину Российской Федерации ФИО8ФИО3 (место регистрации: <адрес>, паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ ФМС, код подразделения 900-003) (Т.1 л.д.109-110).

При вынесении указанного постановления Администрация <адрес> Республики Крым руководствовалась частью 6 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 4 статьи 22 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», статьями 4, 10 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об основах местного самоуправления в <адрес>», пунктом 18 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, статьей 55 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, решением Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев повторно заявление гражданина Российской Федерации ФИО8ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ,в связи с несоответствием самовольной постройки условиям, указанным в пункте 1, подпункте 1 пункта 15 Порядка, а именно: согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на испрашиваемом земельном участке в отношении самовольной постройки не завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и указа самовольная постройка не может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Администрация <адрес> Республики Крым.

Так, в соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252, заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2046 утверждено Положение и состав комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Согласно п. 1.4 Положения, положительное Заключение подготавливается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических и физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов <адрес>, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что Комиссия для решения возложенных на нее задач: принимает решение о выдаче или отказе в выдаче Заключения; в случае отсутствия оснований для возврата заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме в соответствии с приложением 1 к Порядку предоставления земельного участка с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252, Комиссия рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения; ведет учет подготовленных заключений.

Из пунктов 5.5, 5.6 Положения следует, что решение Комиссии оформляется протоколом; в случае принятия положительного решения Заключения направляются в МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым. В случае принятия решения о невозможности признания самовольной постройки жилым домом материалы с выписками из протокола направляются в Управление муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым для ведения работы по сносу такого объекта.

Так, как следует из материалов дела и судом установлено, ответчиком было отказано истцу в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства в связи с ее несоответствием подпункту 1 пункта 15 Постановления Совета Министров РК от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: самовольная постройка возведена после ДД.ММ.ГГГГ (не завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши).

В силу положений подпункта 1 пункта 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252, заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки.

Из представленного суду снимка из ГИС Панорама (Т.2 л.д.12), усматривается, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, расположена постройка без крыши, а сопоставление этого снимка с изображениями зафиксированных на снимках «Google Earth Pro» (Т.1 л.д. 173-175), подтверждает, что строение, расположенная по адресу: <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ не соответствовало требованиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, а именно требованиям, указанным в пп. 1, из которых, усматривается, что самовольная постройка должна иметь прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки, поскольку у данной постройки не было завершено строительство крыши.

Правовые основания, предусмотренные статьей 59 КАС РФ, для признания вышеуказанных снимков (Т.1 л.д. 173-175) недопустимыми доказательствами в порядке ч.2 ст. 61 КАС отсутствуют.

Стороной административного истца не представлено суду доказательств, что строение, расположенная по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок , на ДД.ММ.ГГГГ соответствовало требованиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства а потому суд приходит к выводу, что самовольная постройка, расположенная по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок на ДД.ММ.ГГГГ не соответствовала требованиям, указанным в пп.1 п. 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.

В свою очередь в соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в случае оспаривания решения, которым пересмотрено (отменено, изменено) ранее принятое в отношении гражданина или организации решение, в том числе при осуществлении пересмотра его вышестоящим органом или должностным лицом (статья 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 статьи 31 и пункт 1.1 статьи 139 НК РФ, пункт 2 части 4 статьи 23 и статья 51.2 Закона о защите конкуренции и др.), судам необходимо учитывать следующее.

Решения, которыми отказано гражданам, организациям в предоставлении права либо в результате которых ограничены их права или незаконно возложены обязанности, а также иным образом ухудшено их положение, могут быть изменены или отменены уполномоченными органами публичной власти, их должностными лицами без каких-либо ограничений при условии, что такие изменение или отмена не нарушают закон и не ухудшают правового положения других лиц.

Пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

С учетом изложенных, разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и установления судом обстоятельства, что самовольная постройка, расположенная по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок на ДД.ММ.ГГГГ не соответствовала требованиям, указанным в пп.1 п. 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, суд приходит к выводу, что ДД.ММ.ГГГГ протокольным решением Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а именно пунктами 1-5 правомерно принято решение, что заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению; заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит применению; протокольные решения принятые на заседаниях Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части гражданки Российской Федерации ФИО8ФИО2 в отношении самовольной постройки в районе ул. <адрес>, поз. по ГП-8 (<адрес>, уч. 8) не подлежат применению; пункты 1, 2 протокола Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат применению; отказано гражданке Российской Федерации ФИО8ФИО3 в выдаче заключения о возможности признания постройки, расположенной районе <адрес>, уч. 8, объектом индивидуального жилищного строительства.

Поскольку, суд пришел к выводу о законности пунктов 1-5 протокольного решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и установления судом обстоятельства, что самовольная постройка, расположенная по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок на ДД.ММ.ГГГГ не соответствовала требованиям, указанным в пп.1 п. 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, то и оспариваемое постановление Администрации <адрес> Республики Крым «Об отказе гражданину Российской Федерации ФИО8 Л.Р. в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок , с расположенной на нем самовольной постройкой» от ДД.ММ.ГГГГ также является законным.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела не установлена совокупность таких условий.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным пункт 1, пункт 2, пункт 3, пункт 4, пункт 5 решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом, в части: отказа в выдаче ФИО3 заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>; признания Заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального, жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежащего применению; признания Заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ не подлежащего применению; признания протокольных решений, принятых на заседаниях Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в части гражданки Российской Федерации ФИО8ФИО2 в отношении самовольной постройки в районе ул. <адрес>, поз. го ГП-8 (<адрес>, уч. 8) не подлежащих применению; признания пунктов 1, 2 протокола Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконным Постановления об отказе гражданке РФ ФИО2 в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки индивидуального жилищного строительства и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок с расположенной на нем самовольной постройки ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в выдаче ФИО2 заключения о возможности признания самовольной постройки, общей -площадью 123,7 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, участок и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 650 кв.м. гражданину PФ ФИО3.

Также не имеется правовых оснований для удовлетворения требований в части возложения на Администрацию <адрес> обязанности совершить определенные действия, поскольку данные требования являются произвольными от требований о признании незаконными рушений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес>, Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, заинтересованное лицо Отдел по межнациональным отношениям Администрации <адрес> о признании действий незаконными, признании протокола комиссии, постановления не отвечающим требованиям и отмене, обязании совершить определенные действия– отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья М.В. Домникова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Домникова