Дело №а-1734-20
25RS0№-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 года <.........>
Находкинский городской суд <.........> в составе:
судьи Находкинского городского суда <.........> Комаровой В.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Находкинского городского округа о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <.........> о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГ.№, обязании устранения нарушений,
у с т а н о в и л:
Представитель административного истца ФИО3, действующая в интересах Администрации Находкинского городского округа, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <.........> (далее Управление) о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГ.№, возложении на Управление обязанности повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации договора коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ., заключенного между администрацией НГО и ФИО1
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГ. представитель администрации Находкинского городского округа ФИО4 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <.........> с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним - регистрация договора коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ. в отношении объекта недвижимости: кадастровый №, комната площадью 9,2 кв.м, по адресу: <.........>А, <.........>А, заключенного между администрацией Находкинского городского округа и ФИО1
ДД.ММ.ГГ. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <.........> адрес в администрацию Находкинского городского округа направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с не предоставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а именно документов о результатах проведения конкурса или аукциона на право заключения договора коммерческого найма с ФИО1, в соответствии с п. 1 ст. 671 ГК РФ, п.1 ст. 17.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По мнению административного истца, оспариваемое решение вынесено в отсутствие законных оснований, что влечет нарушение прав заявителя.
В судебное заседание административный истец - представитель Администрации Находкинского городского округа ФИО3 не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, поступило письменное ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутствие административного истца, а также дополнительные пояснения к иску, в которых указано, что согласно ст. 3 Закона о защите конкуренции, настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу ст. 23, 35 Устава Находкинского городского округа - Администрация Находкинского городского округа это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, то есть не является хозяйственным субъектом равно и гражданин, с которым предполагается заключить договор коммерческого найма. По условиям договора коммерческого найма жилое помещение предоставляется исключительно для проживания нанимателей и членов его семьи.
Из анализа приведенных норм следует, что Ф3-135 «О защите конкуренции», не распространяется на правоотношения предоставления жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде, и как следствие, регулирование данных отношений, возникающих из ЖК РФ.
Дополнительно указано, что в 2019 году договор коммерческого найма с другим нанимателем был зарегистрирован в Росреестре по <.........>.
Административный ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <.........>, по доверенности ФИО5 в судебное заседание также не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления.
Согласно представленным письменным возражениям, представитель Управления полагает, что отсутствуют как процессуальные, так и материальные основания для удовлетворения заявленных требований.
В рамках проведения правовой экспертизы, установленной ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон №218-ФЗ), государственным регистратором было установлено, что в ЕГРН зарегистрировано право собственности Находкинского городского округа <.........>.
Основанием для проведения государственной регистрации послужили: 1) Постановление главы администрации <.........> края «О принятии в муниципальную собственность объектов жилья и соцкультбыта, находящихся на балансе приватизированных предприятий» от ДД.ММ.ГГ.№; 2) постановление мэра <.........> края № от ДД.ММ.ГГ..
На государственную регистрацию заявителем в качестве основания для проведения государственной регистрации представлен договор коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ., заключенный между администрацией Находкинского городского округа и ФИО1
По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (пункт 1 статьи 671 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Считает, что основания для заключения договора коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ. без проведения торгов, предусмотренные пунктами 1-16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
Документы о результатах проведения конкурса или аукциона на право заключения договора коммерческого найма с ФИО1 не представлены.
Таким образом полагает, что все действия Управления по приостановлению государственной регистрации соответствуют действующему законодательству РФ, просит в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения административного иска не поступило.
Изучив заявленные административным истцом требования и представленные материалы дела, принимая во внимание, что в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд приходит к следующим выводам.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (ч. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 674 ГК РФ ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С учетом гражданско-правового принципа свободы договора, субъекты правоотношений вправе по своему усмотрению определять условия договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статьи 421 ГК РФ).
Из положений статьи 422 ГК РФ вытекает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законами и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
По договору найма жилого помещения собственник обязуется предоставить другой стороне (физическому лицу) жилое помещение за плату для проживания в нем (ст. 671 ГК РФ). Заключать договор найма жилого помещения законодательством разрешается на срок не более 5 лет (ст. 683 ГК РФ). Если в договоре не прописан срок, то считается, что такой договор заключен на 5 лет.
В соответствии с действующим законодательством сам договор найма вне зависимости от срока не подлежит государственной регистрации. Однако, ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 ст. 674 ГК РФ).
Государственная регистрация найма жилого помещения осуществляется в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ.№ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда может осуществляться на основании заявления нанимателя по договору. Заявление подается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в течение одного месяца со дня заключения договора найма в обязательном порядке. За неисполнение требований об обязательной государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены административные штрафы (ст. 19.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Порядок осуществления государственной регистрации прав установлен ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Так, согласно п. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных ст. 25 Закона № 218-ФЗ;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных Законом № 218-ФЗ сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении;
5) государственную регистрацию прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона № 218-ФЗ, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона № 218-ФЗ, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав;
6) выдачу документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.
Орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 34 Устава Находкинского городского округа, администрация Находкинского городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К полномочиям Администрации Находкинского городского округа относится: владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, которые включают в себя: заключение договоров, в том числе, о передаче в хозяйственного ведение, оперативное управление, социального, коммерческого найма, аренды, купли-продажи в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Устава Находкинского городского округа, к вопросам местного значения Находкинского городского округа относится, в том числе, обеспечение проживающих в Находкинском городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления Находкинского городского округа в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно части 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения торгов, за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.
При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого отдельного помещения (здания, строения, сооружения, помещения) в совокупности.
Таким образом, требования, установленные пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, применяются отдельно к каждому объекту имущества, в отношении которого планируется заключение договора аренды по данному исключению.
Анализ действующего законодательства, в частности ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, свидетельствует о том, что при разграничении понятий аренды и найма жилого помещения следует исходить прежде всего из того, что договор найма заключается в том случае, если жилое помещение предоставляется гражданину во владение и пользование для проживания в нем. В свою очередь, договор аренды, понятие которого определено в ст. 606 ГК РФ, предусматривает предоставление во временное владение и пользование или во временное пользование любое недвижимое или движимое имущество для осуществления коммерческой деятельности.
Следовательно, главными отличиями договора аренды жилых помещений от договора найма жилых помещений являются субъект возмездного владения и цели использования квартиры.
Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГ.ФИО1 (состав семьи 4 человека) состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГ.ФИО1 обратилась с заявлением на имя Главы Находкинского городского округа ФИО6 о предоставлении по договору коммерческого найма комнаты № А по <.........> А.
На основании данного заявления ДД.ММ.ГГ. между администрацией Находкинского городского округа и ФИО1 заключен договор коммерческого найма жилого помещения №, который и был предоставлен в Управление в качестве основания для проведения государственной регистрации.
Судом установлено, что администрация, заключая с ФИО1 договор коммерческого найма муниципального имущества, действовала в рамках своих полномочий, руководствовалась действующим законодательством и решением Думы Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ.№ «Об утверждении положения о порядке и условиях коммерческого найма жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде Находкинского городского округа», а также постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГ. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «заключение, расторжение, изменение договоров коммерческого найма муниципальных жилых помещений».
При этом общая площадь переданного ФИО1 по договору от ДД.ММ.ГГ. коммерческого найма имущества составляет 9,2 кв. метров и соответствует площади муниципального имущества, которое собственник, в любом случае, имеет право передать по договору аренды (найма) без торгов в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, представленные заявителем на государственную регистрацию документы соответствуют требованиям законодательства и являются основанием для регистрации обременения по договору коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ., в связи с чем, оспариваемое решение Управления по приостановлению регистрации в связи с непредоставлением документов о результатах проведения конкурса или аукциона на право заключения договора коммерческого найма с ФИО1, не соответствует закону.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных представителем административного истца требований о признании незаконным оспариваемого решения Управления, с возложением обязанности повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации обременения по договору коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ., заключенного между администрацией Находкинского городского округа и ФИО1
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Администрации Находкинского городского округа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <.........>, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <.........> о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГ.№, принятого по заявлению Администрации Находкинского городского округа о государственной регистрации договора коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ., заключенного между администрацией Находкинского городского округа и ФИО1
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <.........> повторно рассмотреть заявление о государственной регистрации обременения по договору коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГ., заключенного между администрацией НГО и ФИО1
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в <.........>вой суд, с подачей жалобы через Находкинский городской суд <.........>.
Судья Комарова В.А.