Дело №№а-176/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2021 года пгт.Нижнегорский
Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Беляковой В.Н.,
при секретаре - ФИО7,
с участием административного истца - ФИО3,
представителей ответчика - ФИО9, ФИО10,
с участием старшего помощника
прокурора Нижнегорского района - ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 к Территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым, заинтересованные лица: Избирательная комиссия Республики Крым, прокуратура Нижнегорского района Республики Крым о признании незаконным и отмене итоговых протоколов проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты, обязании оказать содействие в реализации избирательных прав
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском и уточненным административным иском, в котором просили признать незаконным и отменить итоговый протокол от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу ФИО3; итоговый протокол от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу ФИО2; итоговый протокол от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу ФИО4; итоговый протокол от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу ФИО5, обязать ответчика оказать содействие в реализации истцами их избирательных прав путем предоставления разумного срока на устранение арифметических помарок, описок, иных формальных недостатков, выявленных рабочей группой избирательной комиссии ответчика, которые не связаны с их недостоверностью и недействительностью.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцам, на заседании рабочей группы избирательной комиссии ответчика были вручены итоговые протоколы проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу. Согласно протокольных решений все подписи (около 60), без исследования на предмет их недостоверности и недействительности – рабочей группой признаны недостоверными, недействительными. Административные истцы полагают, что выявленные комиссией нарушения являются малозначительными, могут быть устранены истцами в установленные рабочей группой либо избирательной комиссией разумные сроки, поскольку Конституция РФ и закон не запрещают устранение выявленных малозначительных нарушений.
На указанный административный иск, ответчиком – председателем территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым ФИО9 поданы возражения, в которых административный ответчик просит в удовлетворении административного иска ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 отказать по указанным в возражениях основаниям.
В судебном заседании административный истец и представитель административных истцов ФИО4 и ФИО2 – ФИО3 действующий на основании доверенностей, поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении, при этом пояснил, что все подписи кандидатов в депутаты действительны и достоверны, сомнения их достоверности и действительности это ошибочная позиция рабочей группы, которая могла быть устранена на этапе подготовки заседания рабочей группы и тем более на этапе подготовки комиссии. Прокурор, в своем выступлении ссылаясь на нормы закона, указал, что комиссией был вывешен образец заполнения формы подписных листов. В понятие образец, форма должна быть заполнена условными данными, на стенде был вывешен не образец, а пустой бланк, не заполненный условными данными. Нарушений закона при оформлении подписных листов не было, это просто техническая ошибка, описка. Кроме того, везде идет сквозная претензия, что не указана дата заверения подписного листа, подписной лист не заверен подписью лица осуществляющего сбор подписей, но все признают, что сбором подписей занимались кандидаты в депутаты, а расшифровка подпись и дата кандидатов в депутаты в каждом листе есть, только в графе как лицо занесённое подписью, эта графа не заполнена тем же кандидатом депутата. В принципе лицо, кандидат в депутаты который занимался сбором подписи он внес, как бы считая, что отдельного лица не было то и данные о нём не вносятся и подписываться некому. Пояснил, что он как кандидат в депутаты сам предложил подписаться людям, они подписались и эти подписи его избирателей достоверны и действительны не смотря на те помарки, которые можно было легко и технически устранить до рассмотрения рабочей группы до заседания комиссии, не нарушая никаких законов. Полагает, что это сделано умышленно, предвзято, и в его случае, это система, поскольку его не допустили к избирателям во время выборов 2014 году. Во время выборов 2019 года он стал депутатом, но по бюрократическим причинам, по коррупционной статье в мае прошлого года его лишили статуса депутата, сейчас он пытается воспользоваться образовавшейся вакансией.
По кандидату в депутаты ФИО2 пояснил, что в подписном листе в поддержку кандидата ФИО2 допущена техническая ошибка, избирателем Мазуркевичем проставлен год 2020 автоматически, вместо верного 2021, что является помаркой. Полагает, что такие нарушения, указанные в итоговом протоколе кандидата ФИО2 как: подписной лист не заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, подписной лист не заверен подписью кандидата, не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, возможно было устранить, если бы член рабочей группы при приеме подписных листов указал на незаполненные графы и дал бы возможность их заполнить.
По кандидату в депутаты ФИО4 указал, что ФИО4 не заверил подписной лист подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей по незнанию. Также у ФИО4 не указана дата заверения подписного листа, лицом осуществляющего сбор подписей, в общем, если эта графа не заполнена, та же причина: дата не поставлена, подпись не поставлена, не указано лицо осуществлявшее сбор подписей, но ниже в подписных листах везде указано: кандидат в депутаты ФИО4 Полагает, что все нарушения указанные в итоговом протоколе не являются таковыми, поскольку при заполнении подписных листов кандидатом ФИО4 допущена техническая ошибка.
Административные истцы ФИО4, ФИО5 и ФИО2 в судебное заседание не явились. О дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом. В суд направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым ФИО9 и представитель административного ответчика ФИО10 действующий на основании доверенности возражали против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, представленным в письменных возражениях.
В своем заключении старший помощник прокурора Нижнегорского района Республики Крым ФИО8 возражал против удовлетворения иска, поскольку полагал, что ТИК Нижнегорского района итоговые протоколы проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Суд, выслушав пояснения истца, пояснения ответчика, представителя ответчика, выслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Из положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.10 ст.239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с ч.4 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» регулирует порядок выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№ «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений Нижнегорского района Республики Крым на территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений Нижнегорского района Республики Крым.
Решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ год №№ а назначены дополнительные выборы депутатов представительного органа муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым – Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу по замещению четырех вакантных мандатов депутатов на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ№№ на территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым возложены полномочия окружной избирательной комиссии Михайловского десятимандатного избирательного округа.
Решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ№№ определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых по Михайловскому десятимандатному избирательному округу избирательными объединениями, а также в порядке самовыдвижения на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва, представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидатов, согласно приложению №№, равное 10 подписям, а также их максимально допустимое количество, равное 14.
Решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ№№ утвержден Порядок приема и проверки окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского Нижнегорского района Республики Крым второго созыва Михайловскому десятимандатному избирательному округу (Далее Порядок)
Так в соответствии с п.2.2 Порядка подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, утверждает территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона.
Решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ№№ утверждены образцы заполнения подписных листов на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу (приложения №№№), указанные образцы размещены на странице территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым, размещенной на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Крым, на информационном стенде ТИК Нижнегорского района.
В соответствии с п.2.6 Порядка после представления подписных листов с подписями избирателей в избирательную комиссию, внесение в них каких-либо изменений, дополнений не допускается (ч.2 ст.48 Закона Республики Крым).
Разделом 3 Порядка определен порядок проверки подписных листов.
В силу п.3.1 Порядка проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.
Согласно п.3.4 Порядка, при проверке подписей избирателей вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенные лица. О времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в подписных листах, кандидат извещается заранее.
Пунктом 3.6 Порядка определено, что в ходе проведения проверки подписных листов используется ведомость проверки подписей.
Результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием статей Федерального закона и Закона Республики Крым и номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей (ч.2 ст.45 Закона Республики Крым) п. 6.1 Порядка).
Согласно п.7.1 Порядка, по окончании проверки подписных листов, по результатам обобщения информации, содержащейся в ведомостях проверки подписных листов по каждому кандидату, составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО3 представил в территориальную избирательную комиссию Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Михайловского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым) (далее – ТИК Нижнегорского района) документы для уведомления о выдвижении кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по Михайловскому десятимандатному избирательному округу на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы ФИО4, ФИО2, ФИО5 представили в ТИК Нижнегорского района документы для уведомления о выдвижении кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по Михайловскому десятимандатному избирательному округу на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва.
ДД.ММ.ГГГГ административными истцами в ТИК Нижнегорского района были представлены документы для регистрации кандидатов.
ФИО3 в ТИК Нижнегорского района представлено 3 подписных листа, содержащих 12 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
ФИО4 в ТИК Нижнегорского района представлено 3 подписных листа, содержащих 14 подписей избирателей (максимально допустимое количество), собранных в поддержку его выдвижения.
ФИО2 в ТИК Нижнегорского района представлено 3 подписных листа, содержащих 14 подписей избирателей (максимально допустимое количество), собранных в поддержку его выдвижения.
ФИО5 в ТИК Нижнегорского района представлено 3 подписных листа, содержащих 14 подписей избирателей (максимально допустимое количество), собранных в поддержку его выдвижения.
Согласно части 9 статьи 47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года №№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, список кандидатов, представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
ДД.ММ.ГГГГ членами рабочей группы по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидатов на дополнительных выборах депутатов Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва, в присутствии административных истцов ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО5 проведена проверка оформления подписных листов и достоверности содержащихся в них сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов. По результатам проверки составлены ведомости проверки подписей и итоговые протоколы, в соответствии с которыми:
- все проверенные 12 подписей избирателей собранные в поддержку ФИО3 признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п.3,6 и 8 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым;
- все проверенные 14 подписей избирателей собранные в поддержку ФИО4 признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п. 8 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым».
- все проверенные 14 подписей избирателей собранные в поддержку ФИО2 признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п.1 и 8 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым».
- все проверенные 14 подписей избирателей собранных в поддержку ФИО5 признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п. 1, 4 и 8 ч. 12 ст. 47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым».
На основании п.1 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата, избирательной комиссии муниципального образования - о выдвижении списка кандидатов, аналогичные основания указаны в подпункте а) п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Три подписи избирателей в подписном листе, представленном ФИО5 и одна подпись избирателя в подписном листе, представленном ФИО2, признаны недействительными ввиду сбора во вне периода сбора подписей, то есть ещё в 2020 году.
На основании п.3 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи, аналогичные основания указаны в подпункте в) п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Так, подписи 2 избирателей на подписном листе, представленном ФИО3 не соответствуют сведениям официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту проживания по месту жительства в пределах Российской Федерации. Место регистрации 2 избирателей, указанных в подписных листах, не совпадают с местом регистрации избирателей, имеющимся в органе, осуществляющем регистрацию граждан Российской Федерации, о чем свидетельствует ответ ОВМ ОМВД России по Нижнегорскому району исх. №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п.4 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист, аналогичные основания указаны в подп. г) п.6.4 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п.11 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
Так, подписи 7 избирателей на подписном листе, представленном ФИО5 содержат неполные имя и отчество избирателя – лишь инициалы, и одна подпись избирателя в подписном листе содержит не полный адрес места жительства не указан номер квартиры избирателя.
На основании п.6 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, аналогичные основания предусмотрены подп. е) п.6.4 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Так, при написании даты внесения подписи избирателей на подписном листе, представленном ФИО3- 1 подпись избирателя на подписном листе содержит видимые исправления в дате внесения подписи избирателя, специально не оговоренных избирателем.
На основании п.8 ч.12 ст.47 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом, аналогичные основания предусмотрены подп. з) п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В ходе проверки представленных подписных листов на заседании рабочей группы: все 12 подписей избирателей на подписном листе, представленном ФИО3; все 14 подписей избирателей на подписном листе, представленном ФИО4; все 14 подписей избирателей на подписном листе, представленном ФИО5 и все 14 подписей избирателей на подписном листе, представленном ФИО2- признаны недействительными ввиду не внесения в подписные листы лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, даты заверения подписного листа и отсутствия подписи лица, осуществлявшего сбор подписей.
Из подписных листов кандидатов в депутаты ФИО3, ФИО2, ФИО4 и ФИО5, согласно Приложению №№, утвержденному решением территориальной избирательной комиссии Нижнегорского района Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Михайловское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ№№ следует, что в строке «подписной лист удостоверяю» должны быть указаны - фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществляющего сбор подписей, и дата ее внесения. Аналогичные требования установлены в Приложении №№ к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Однако, в данные подписные листы, представленные ФИО3ФИО2, ФИО4 и ФИО5 не внесены данные о сборщике подписей, подпись лица, осуществляющего сбор подписей, и отсутствует дата внесения подписи.
В ходе проверки представленных подписных листов на заседании рабочей группы все 14 подписей избирателей на подписном листе, представленном ФИО2 признаны недействительными, поскольку подписной лист не заверен подписью кандидата - ФИО2
В Определении от ДД.ММ.ГГГГ№№-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что порядок проведения проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов ФИО3, ФИО2, ФИО4 и ФИО5 проведен в строгом соответствии с законом, о времени и месте проведения проверки подписей, проставленных в подписных листах, кандидаты извещены заранее, в ходе проведения проверки подписных листов использована ведомость проверки подписей, в которой внесены результаты проверки подписных листов, по каждому кандидату, составлен итоговый протокол, в котором указано количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество признанных недействительными, и указаны основания признания их таковыми.
Из положений ст.62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истцами не представлено в суд доказательств, в нарушение положений ст.62 КАС РФ, подтверждающих нарушение ответчиком избирательных прав истцов, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В связи с изложенным, оснований для признания незаконными и отмены итоговых протоколов проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Михайловского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым второго созыва по Михайловскому десятимандатному избирательному округу ФИО3, ФИО2, ФИО4 и ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ суд не установил, поскольку они составлены с соблюдением требований избирательного законодательства и прав административных истцов не нарушают.
Доводы административных истцов о том, что выявленные комиссией недостатки, нельзя считать нарушениями, поскольку подписные листы содержат арифметические помарки, описки и иные формальные недостатки, которые возможно устранить, суд признает несостоятельными исходя из следующего.
Так, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и по аналогии с ним Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» регулируются отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым.
Указанные законы, в том числе, регулируют порядок и сроки внесения уточнений и дополнений в документы, предоставленными кандидатами, а также содержат перечень документов, в которые внесение изменений не допускается. В указанные перечень, в том числе, входят подписные листы.
Согласно абзаца 3 ч. 2 ст.48 Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№№-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частью 1, пунктами 1 - 3 части 3, пунктами 3 - 5 части 4 статьи 40, пунктами 1 - 3 части 4 статьи 41 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Данный запрет на внесение изменений и дополнений в подписные листы содержится и в п.1.1 ч.1 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, требования «обязать» ТИК Нижнегорского района оказать содействие в реализации административными истцами их избирательных прав не подлежат удовлетворению, поскольку, прямо запрещено законом, и в котором установлено равенство прав и обязанностей кандидатов. Не соблюдение ФИО3, ФИО2, ФИО4 и ФИО5 данных требований, которые они признают под арифметическими помарками, описками и иными формальными недостатками не может являться основанием для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, с учетом исследованных письменных материалов дела, пояснений сторон, проведенного правового анализа, суд отказывает истцам в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене итоговых протоколов проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты, обязании оказать содействие в реализации избирательных прав.
Руководствуясь ст.ст.174-180, 244, 298 КАС Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 о признании незаконным и отмене итоговых протоколов проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты, обязании оказать содействие в реализации избирательных прав – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Нижнегорский районный суд Республики Крым в течение пяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: