ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-177/2022 от 04.05.2022 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Дело а-177/2022

УИД: 19RS0-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<адрес> Бейский район Республика Хакасия 04 мая 2022 года

Бейский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Путинцевой О.С.,

при секретаре Борисовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействие, выразившееся в неприятии мер по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, обязании обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района Республики Хакасия обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Бейского района проведена проверка соблюдения администрацией Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия законодательства в сфере реализации национальных проектов, в ходе которой установлено, что у муниципального образования Бейский сельсовет Бейского района имеется официальный интернет-сайт, расположенный в сети «Интернет» по адресу: www.adminbeya.ru, посредством которого возможно предоставление муниципальных услуг в электронной форме. Администрацией Бейского сельсовета до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации и портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено, что препятствует реализации национального проекта, достижению предусмотренных им целей. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. В соответствии с абзацем седьмым пункта 1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам ДД.ММ.ГГГГ, одной из целей названного национального проекта является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Таким образом, предоставление услуг, с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации, должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя. В сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями отображено наименование услуг, которые необходимо оказывать, в том числе органам местного самоуправления. Просят суд признать незаконным бездействие администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, обязать администрацию Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг:

- при оказании услуг в сфере образования и науки осуществлять прием заявлений, постановку на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);

- при оказании услуг в сфере здравоохранения осуществлять прием заявлений, постановку на учет и предоставление информации об организации оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;

- в сфере социальной защиты населения, при оказании услуг осуществлять социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

- предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными);

- социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

- социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей);

- социальная поддержка жертв политических репрессий;

- социальная поддержка отдельных категорий граждан в соответствии с принятыми нормативными актами субъекта Российской Федерации;

- назначение и выплата пособия по уходу за ребенком;

- социальная поддержка малоимущих граждан;

- назначение и выплата пособия на оплату проезда на общественном транспорте;

- прием заявлений и предоставление льгот по оплате услуг связи,

- предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма;

- прием заявлений и выплата материальной и иной помощи для погребения;

- при оказании услуг в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности осуществлять приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного значения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности;

- выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций.

От административного истца помощник прокурора Бейского района Республики Хакасия Пономаренко Д.В. на удовлетворении административных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

От административного ответчика администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился, глава сельсовета Филиппов А.В. представил заявление, в котором указал, что административные исковые требования прокурора Бейского района признает в полном объеме, последствия признания иска ему судом разъяснены и понятны, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, изучив представленные сторонами письменные доказательства, оценив в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

С учетом изложенного, прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным административным иском.

Оценивая административные исковые требования прокурора Бейского района, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 № 210-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона одним из основных принципов организации предоставления этих услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 3 статьи 5, названного Федерального закона предусмотрено право заявителя на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, а пунктом 2 статьи 6 этого Закона установлена обязанность органа, предоставляющего муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Таким образом, предоставление услуг, с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации, должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.

В соответствии с этапом утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до ДД.ММ.ГГГГ органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

В сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями отображено наименование услуг, которые необходимо оказывать в том числе органам местного самоуправления.

В нарушение указанных выше требований администрацией Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации не обеспечено.

Доводы прокуратуры, указанные в административном исковом заявлении, являются законными и обоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 46 КАС РФ).

При этом, в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Неисполнение административным ответчиком возложенной на него в силу закона обязанности на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде подтверждено материалами дела, следовательно, признание представителем административного ответчика исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, в связи, с чем суд полагает возможным принять признание административным ответчиком исковых требований.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Предложенный административным истцом прокурором Бейского района Республики Хакасия срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг в электронном виде, суд полагает разумных и достаточным, доказательств невозможности исполнения решения до указанного срока административным ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, поскольку в ходе судебного разбирательства по делу нашел подтверждение факт бездействия администрации Бейского сельсовета Бейского района, выразившийся в не предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в связи, с чем суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия принять меры по устранению, имеющихся нарушений законодательства в срок в течение шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, с сообщением об исполнении решения в срок, предусмотренный п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175- 177 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Принять признание представителем административного ответчика по должности - главой администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия Филиппова А. В. административных исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействие, выразившееся в неприятии мер по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, обязании обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг.

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Обязать администрацию Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг:

- при оказании услуг в сфере образования и науки осуществлять прием заявлений, постановку на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);

- при оказании услуг в сфере здравоохранения осуществлять прием заявлений, постановку на учет и предоставление информации об организации оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;

- в сфере социальной защиты населения, при оказании услуг осуществлять социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

- предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) или патронаж над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными);

- социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

- социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей),

- социальная поддержка жертв политических репрессий,

- социальная поддержка отдельных категорий граждан в соответствии с принятыми нормативными актами субъекта Российской Федерации,

- назначение и выплата пособия по уходу за ребенком;

- социальная поддержка малоимущих граждан;

- назначение и выплата пособия на оплату проезда на общественном транспорте;

- прием заявлений и предоставление льгот по оплате услуг связи,

- предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма;

- прием заявлений и выплата материальной и иной помощи для погребения;

- при оказании услуг в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности осуществлять приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного значения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности,

- выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций.

Администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении настоящего решения суда по административному делу в Бейский районный суд Республики Хакасия и административному истцу прокурору Бейского района Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.С. Путинцева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.