ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-178/2022 от 14.09.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу а-178/2022

14 сентября 2022 г. г. Махачкала, РД

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магомедовой З.А.,

с участием представителей административного истца ФИО1 адвоката ФИО4,

прокуратуры Республики Дагестан ФИО5,

при секретаре судебных заседаний ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,

установил:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Собранию депутатов муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Карасувский» <адрес> (далее - МО СП «сельсовет Карасувский») о признании недействующими пунктов 2, 3, 4 статьи 18.3 регламента Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский», утвержденного решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» от <дата>

Административное исковое заявление мотивировано тем, что <дата> на сайте республиканской газеты «Шоьл тавысы» (в переводе «Голос степи»), по адресу: https://golosstepi.ru/wp-content/uploads/2022/06/1-8-26.pdf размещен названной газеты, где опубликован регламент Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский», утвержденный решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» от <дата>

Пунктами 2, 3, 4 статьи 18.3 данного регламента установлено, что делегированный депутат может быть досрочно отозван из состава Собрания депутатов МР «<адрес>» Республики Дагестан по инициативе председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский».

По мнению административного истца, указанные нормативные положения регламента противоречат п.8 ч.10 ст.40 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно положениям которой, полномочия депутата органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отзыва избирателями, то есть полномочия депутата могут быть досрочно прекращены через процедуру отзыва только избирателями (гражданами), а не равными по статусу депутатами.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 24 названного Федерального закона от <дата> №131-ФЗ, основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования, а не регламентом.

Он является депутатом Собрания МО СП «сельсовет Карасувский» и делегирован в состав Собрания депутатов МР «<адрес>» Республики Дагестан от данного сельского поселения.

Оспариваемые им положения не соответствуют федеральному законодательству, регулируют его статус депутата и могут нарушить его права делегированного депутата представительного органа местного самоуправления.

В поданном в суд заявлении административный истец ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие, доводы административного искового заявления поддержал, по основаниям, в нем изложенным, и просил заявленные им требования удовлетворить.

В письменных возражениях представителя заинтересованного лица Собрания депутатов МР «<адрес>» РД по доверенности ФИО3 указывается на необходимость прекращения производства по делу ввиду неподсудности данного дела Верховному Суду РД, поскольку оспариваемый регламент не относится к числу нормативных правовых актов.

В ходе судебного заседания представитель административного истца ФИО1ФИО4 заявленные административным истцом требования также поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.

Прокурор ФИО5 в своем заключении полагал об обоснованности заявленных административным истцом требований и просил их удовлетворить.

Административные ответчики Собрание депутатов МО СП «Сельсовет Карасувский», председатель Собрания депутатов МО СП «Сельсовет Карасувский», заинтересованные лица Собрание депутатов МР «<адрес>» РД, Администрация МО СП «сельсовет Карасувский» <адрес> РД, глава МО СП «сельсовет Карасувский» <адрес> РД, Администрация МР «<адрес>» РД и глава МР «<адрес>» РД, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.8 ст.96 КАС РФ) своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суд не известили, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, а нарушение этим актом прав, свобод и законных интересов - административным истцом.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 данного Федерального закона).

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Частью 13 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок подписания и обнародования нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования. Такой акт направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Аналогичное положение содержится и в статье 46 Устава МО СП «сельсовет «Карасувский» <адрес>, принятого решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет «Карасувский» от <дата> N 53.

Согласно статье 24 Устава МО СП «сельсовет «Карасувский» <адрес> Собрание депутатов сельского поселения принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Собрания депутатов сельского поселения.

Согласно статье 46 названного Устава МО СП «сельсовет «Карасувский» <адрес>, муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат опубликованию в печатном издании либо их официальное обнародование производится путем доведения текста муниципального правового акта до сведения жителей сельского поселения, путем размещения на информационных стендах в здании администрации сельского поселения.

Из материалов дела следует, что решением Собранием депутатов СП «сельсовет «Карасувский» от <дата> N 40 принят Регламент Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» <адрес> Республики Дагестан.

Регламент обладает признаками нормативного правового акта: содержит правовые нормы, регулирующие правила поведения, а именно порядок организации работы и деятельности организации и деятельности представительного органа местного самоуправления - Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский», его выборных должностных лиц без персонификации субъектного состава, и рассчитан на неоднократное применение.

Указанный нормативный правовой акт принят полномочным органом местного самоуправления в соответствующей форме для такого рода актов и в пределах его компетенции.

Текст регламента опубликован в республиканской газете «Шоьл тавысы» (в переводе «Голос степи») и размещен на ее официальном сайте в сети «Интернет», по адресу: https://golosstepi.ru/wp-content/uploads/2022/06/1-8-26.pdf.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят представительным органом местного самоуправления - Собранием депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» <адрес> Республики Дагестан в пределах его полномочий, установленных вышеприведенными положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МО СП «сельсовет Карасувский» <адрес> Республики Дагестан. Нормативный правовой акт принят в надлежащей форме и в соответствии с требуемой процедурой. Порядок введения в действие и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.

Административным истцом не ставится под сомнение компетенция административного ответчика в лице Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» <адрес> Республики Дагестан на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также на соблюдение процедуры его принятия и вступления в законную силу.

Между тем, проверяя соответствие содержания Регламента Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» <адрес> Республики Дагестан в оспариваемой административным истцом части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Оспариваемыми административным истцом пунктами 2, 3, 4 статьи 18.3 данного регламента установлено, что делегированный депутат может быть досрочно отозван из состава Собрания депутатов МР «<адрес>» Республики Дагестан по инициативе председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский». Вопрос о прекращении полномочий депутата рассматривается на сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» и может быть рассмотрен в его отсутствие ввиду неявки без уважительной причины. Решение о прекращении полномочий депутата принимается открытым голосом простым большинством голосов от установленного на ближайшей сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» и вступает в силу с момента подведения итогов голосования.

Согласно п.2 ст.24 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Согласно статье 12 Устава СП «сельсовет Карасувский» избрание депутатов Собрания депутатов сельского поселения проводится на муниципальных выборах мажоритарной системе относительного большинства.

Согласно ст.28 Устава сельского поселения порядок и основания прекращения полномочий депутатов Собрания депутатов сельского поселения определяются и регулируются федеральным законодательством, законодательством Республики Дагестан и настоящим Уставом.

Из части 2 статьи 24 Закона N 131-ФЗ следует, что депутат может быть отозван только за ряд конкретных противоправных решений или действий (бездействие), указанных в частях 5 и 8 статьи 29 Устава сельского поселения, и лишь в случае их подтверждения в судебном порядке.

Согласно статье 13 Устава голосование по отзыву депутата Собрания депутатов, Главы сельского поселения (далее – голосование по отзыву) проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом от <дата> №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан от <дата> "О местном референдуме в Республике Дагестан" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от <дата> №131-ФЗ.

С инициативой проведения голосования по отзыву могут выступать граждане Российской федерации, проживающие на территории сельского поселения, обладающие активным избирательным правом. Инициативная группа по проведению голосования по отзыву обращается в Избирательную комиссию сельского поселения с ходатайством о регистрации инициативной группы.

Собрание депутатов сельского поселения в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению голосования по отзыву и приложенных к нему документов на открытом заседании проверяет наличие оснований для отзыва депутата Собрания депутатов.

Основаниями наступления ответственности депутатов сельского поселения перед населением сельского поселения могут быть только их конкретные противоправные решения или действия (бездействие), связанные с исполнением депутатом Собрания депутатов своих полномочий, в случае их подтверждения в судебном порядке.

Если Собрание депутатов сельского поселения признает наличие оснований для отзыва, Избирательная комиссия сельского поселения в течение 15 дней со дня принятия Собранием депутатов сельского поселения соответствующего решения осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению голосования по отзыву и выдает ей регистрационное свидетельство.

Депутат Собрания депутатов сельского поселения считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в сельском поселении (избирательном округе).

Итоги голосования по отзыву депутата и принятые решения подлежат официальному опубликованию или обнародованию.

Нахождение в составе МР «<адрес>» сельского поселения МО СП «сельсовет Карасувский» <адрес> следует из части 3 статьи 3 Устава МО МР «<адрес>», принятого решением Собрания депутатов МР «<адрес>» <дата> N207, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых положений регламента.

В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного Устава состав Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» состоит из глав сельских поселений, избранных на муниципальных выборах либо представительным органом сельского поселения из своего состава, и из депутатов представительных органов поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. Общая численность депутатов Собрания депутатов муниципального района составляет 23 человек. Собрание депутатов муниципального района считается правомочным при формировании не менее двух третей от установленного частью 1 настоящей статьи числа депутатов.

Полномочия депутата поселения, избранного в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительным органом поселения в состав представительного органа муниципального района, прекращаются исключительно по основаниям, содержащимся в частях 16, 17 статьи 35, частях 3, 10 - 10.2 статьи 40, статье 73 указанного Федерального закона.

Такого основания прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, как "досрочный отзыв" из его состава не содержит ни Закон N 131-ФЗ, ни иные федеральные законы, принятые в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 40 указанного Федерального закона.

Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 3.3 мотивировочной части постановления от <дата> N 9-П, пункте 4.3 мотивировочной части постановления от <дата> N 30-П следует, что входящие в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Закона N 131-ФЗ в состав представительного органа муниципального района представители поселений (в частности, депутаты представительных органов поселений), сохраняют устойчивую публично-правовую связь с населением, поскольку они приобретают свои полномочия на основе волеизъявления населения, подконтрольны ему и перед ним ответственны, обязаны в процессе осуществления публично-властной деятельности, в том числе, в случае наделения их правовым статусом депутата представительного органа муниципального района, руководствоваться интересами избравшего их местного сообщества.

Соответственно, избранный депутатом представительного органа муниципального района депутат представительного органа входящего в состав данного муниципального района поселения ответственен не перед другими депутатами представительного органа поселения, а непосредственно перед своими избирателями.

При этом депутаты представительного органа местного самоуправления поселения, в том числе, с учетом результатов их деятельности как депутатов представительного органа муниципального района, несут ответственность перед населением поселения как при своем переизбрании после прекращения полномочий (что прямо указано в названных выше постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации), так и при их отзыве избирателями.

В последнем случае отзыв депутата представительного органа поселения осуществляется в установленных Законом N 131-ФЗ и Уставом поселения процедурах, что при положительном исходе голосования влечет прекращение его полномочий и в качестве депутата представительного органа муниципального района (пункт 8 части 10, часть 10.2 статьи 40 указанного Федерального закона), а не регламентом представительного органа муниципального образования.

Таким образом, из содержания частей 1 и 2 статьи 24 Закона N 131-ФЗ и пункта 18 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что отзыв депутата осуществляется по инициативе населения, а депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, зарегистрированных в избирательном округе.

Предписания статьи 22, части 1 статьи 24 Закона N 131-ФЗ, Закона Республики Дагестан от <дата> N 67 "О местном референдуме в Республике Дагестан", статьи 13 Устава Карасувского сельского поселения, регулирующие порядок отзыва депутата и предписывающие создание инициативной группы, ее регистрацию избирательной комиссией, сбор подписей в количестве 5 процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, проверку соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, принятие решения о назначении голосования по вопросу отзыва, предоставление депутату возможности дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, при принятии ответчиком оспариваемого нормативного правового акта, административным ответчиком учтены не были.

Таким образом, анализ оспариваемых положений Регламента показывает, что они противоречат императивным нормам указанных выше нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу.

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, п.п.2,3,4 ст.18.3 регламента собрания депутатов СП «сельсовет Карасувский», утвержденный решением Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» от <дата>, не соответствуют нормам вышеуказанных федеральных законов и нарушают права и законные интересы административного истца, как делегированного депутата Собрания депутатов МО СП «сельсовет Карасувский» в состав Собрания депутатов МР «<адрес>» Республики Дагестан от данного сельского поселения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования - удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 2, 3, 4 статьи 18.3 регламента Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Карасувский» <адрес> Республики Дагестан, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «сельсовет Карасувский» <адрес> Республики Дагестан от <дата>

Сообщение о принятом решении со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном издании - республиканской газеты «Шоьл тавысы» (в переводе «Голос степи»).

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан З.А. Магомедова

Мотивированное решение составлено <дата>