ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1790/2021 от 16.03.2021 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело а–1790/2021

УИД 26RS0001-01-2021-001184-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 г. г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Л.В., при секретаре судебного заседания Унежевой З.А., с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> административное дело по административному иску ФИО1 к директору департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. Ольги Сергеевны и Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к директору Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С. и Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение прав, указав в обоснование следующее.

дата им в адрес Министра финансов Российской Федерации ФИО2 подано заявление на ознакомление с информацией, содержащейся в документах и материалах, относящихся к рассмотрению заявления ФИО1 от дата, направленного в Министерство финансов Российской Федерации.

Директор Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С. письмом от дата отказала административному истцу в ознакомлении с информацией, мотивируя тем, что ответ на обращение ФИО1 от дата был направлен в адрес заявителя в письменной форме и дополнительно направлена копия данного ответа.

По мнению административного истца, неправомерный отказ должностного лица М. О.С. ознакомить его с документами и материалами, относящимися к рассмотрению заявления ФИО1 от дата, по которому и.о. директора Департамента проектного управления и развития персонала ФИО3 принято решение от дата, нарушает конституционное право ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы административного истца, право гражданина на защиту своих прав, а также препятствует заявителю подать обоснованные жалобы вышестоящему должностному лицу, в надзорные и правоохранительные органы, а также в судебные инстанции для защиты своих прав и законных интересов.

Ссылаясь на указанные в административном иске обстоятельства, нормы действующего законодательства, просил признать незаконным бездействие директора Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С., выраженное письмом от дата, в нарушении конституционных прав ФИО1 на ознакомление с документами и материалами, относящимися к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации заявления от дата и непосредственно затрагивающими права и свободы административного истца по заявлению от дата, возложить обязанность на директора Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и ознакомить с документами и материалами, относящимися к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации заявления ФИО1 от дата и непосредственно затрагивающими права и свободы административного истца по заявлению от дата; признать незаконным бездействие государственного органа Министерства финансов Российской Федерации, выраженное в письме от дата, в нарушении конституционных прав ФИО1 на ознакомление с документами и материалами, относящимися к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации заявления от дата и непосредственно затрагивающими права и свободы административного истца по заявлению от дата, возложении обязанности на государственный орган Министерство финансов Российской Федерации устранить нарушение прав, свобод и законных интересов ФИО1 и ознакомить с документами и материалами, относящимися к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации заявления от дата и непосредственно затрагивающими права и свободы административного истца по заявлению от дата.

В судебном заседании административный истец поддержал административное исковое заявление и просил удовлетворить его в полном объеме.

Административные ответчики директор Департамента проектного управления и развития персонала Минфина Р. М. О.С. и представитель Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Частью 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В целях обеспечения участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства и в местном самоуправлении, а также следуя необходимости создания гарантий защиты прав личности в ее взаимоотношениях с государством в лице носителей публичной власти, Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), которое в совокупности с другими элементами правового статуса личности позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - способом оптимизации деятельности органов публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от дата-П).

Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления направлено, в частности, на обеспечение права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации). При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации). Конституционное право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и конституционное право каждого на информацию могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и их должностным лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Закрепляемое указанным законоположением право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, является конкретизацией конституционного права каждого на информацию, гарантией надлежащей защиты его прав, свобод и законных интересов при осуществлении им конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данное право, как и право представлять дополнительные документы и материалы органу (должностному лицу), рассматривающему обращение, право обращаться к нему с просьбой об истребовании таких документов и материалов, возможность гражданина лично участвовать в рассмотрении его обращения позволяют ему защищать свои права при рассмотрении его обращения, что наряду с иными законодательными мерами направлено на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами (п.п. 1 и 2 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

То обстоятельство, что право гражданина знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, увязано законодателем с периодом рассмотрения его обращения (ст. 5 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), не исключает осуществления гражданином этого права и после направления ему уполномоченным органом, должностным лицом соответствующего ответа. Ознакомление гражданина с названными документами и материалами после получения им официального ответа на свое обращение дает ему возможность лично проверить обоснованность такого ответа (определение Конституционный Суд Российской Федерации от дата-О).

Федеральный закон от дата № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», развивая положения Конституции Российской Федерации, к числу принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относит, в частности, следующие: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (п.п. 1 - 3, 6 и 7 ст. 3).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ч. 1); в зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию ограниченного доступа, т.е. доступ к которой ограничен федеральными законами (ч. 2); информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на следующие виды: 1) свободно распространяемая; 2) предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) подлежащая в соответствии с федеральными законами предоставлению или распространению; 4) информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (ч. 3).

При этом в соответствии с данным Федеральным законом ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне; федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение; запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами; порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (ч.ч. 1 - 4, 8 и 9 ст. 9); запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10).

Как следует из материалов дела, датаФИО1 Министру финансов Российской Федерации ФИО2 подано заявление на ознакомление с информацией, содержащейся в документах и материалах по заявлению ФИО1 от дата, рассмотренного Министерством финансов Российской Федерации. По результатам рассмотрения Министерством финансов Российской Федерации указанного заявления ФИО1 от дата заявителю был дан ответ от дата об отсутствии оснований для назначения служебной проверки в отношении руководителя Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>ФИО4.

В ответ на обращение ФИО1 от дата директор Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С. в письме от дата указала на то, что ответ на обращение ФИО1 от дата был направлен заявителю в письменной форме на почтовый адрес заявителя, заявителю повторно направлена копия данного ответа от дата.

Таким образом, просьба ФИО1 ознакомить его информацией, содержащейся в документах и материалах по заявлению ФИО1 от дата, рассмотренного Министерством финансов Российской Федерации, директором Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С. в нарушение вышеуказанных положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» фактически оставлена без рассмотрения, поскольку по существу данной просьбы административного истца административным ответчиком не принято решение об ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 5 Федерального закона от дата № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Тем самым, конституционное право ФИО1 на ознакомление с документами и материалами по его обращению, непосредственно затрагивающими права и свободы административного истца, административным ответчиком было нарушено.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Суд приходит к выводу о том, что совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела имеется.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое бездействие директора Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С. было выражено в письме от дата, которое получено ФИО1датаФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением дата, тем самым срок обращения не был пропущен.

На основании изложенного суд считает возможным удовлетворить требования ФИО1, признать незаконным бездействие директора Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С., выраженное в письме от дата, по заявлению ФИО1 от дата об ознакомлении с документами и материалами, относящимися к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации заявления ФИО1 от дата.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых ответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1 о возложении на директора Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. О.С. обязанности ознакомить ФИО1 с документами и материалами, относящимися к рассмотрению Министерства финансов Российской Федерации заявления от дата.

Также суд считает необходимым отказать и в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным бездействия Министерства финансов Российской Федерации и возложении обязанности на Министерства финансов Российской Федерации устранить нарушение прав и свобод и законных интересов ФИО1, поскольку нарушение прав административного истца данным административным ответчиком судом не было установлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к директору департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. Ольги Сергеевны и Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение прав удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие директора Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. Ольги Сергеевны, выраженное в письме от дата, по заявлению ФИО1 от дата об ознакомлении с документами и материалами, относящимися к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации заявления ФИО1 от дата.

В удовлетворении административного иска ФИО1 в части возложения на директора Департамента проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации М. Ольгу Сергеевну обязанности устранить нарушение прав отказать.

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение прав отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Л.В.Калашникова

Мотивированное решение составлено дата

Судья подпись Л.В.Калашникова