ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1799/2022 от 27.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

а-1799/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Быченко С.И.,

при секретаре судебного заседания Фаустовой Е.В.,

с участием административного истца Свейда Мохамада Хузайфа, представителя административного истца адвоката Ахназаровой М.А., представившей удостоверение № 2808, ордер № 73110 от 03.03.2022, представителя административного ответчика Бородиной А.В., действующей на основании доверенности № 1/59 от 04.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Свейд М.Х. к ГУ МВД России по Ростовской области об оспаривании решения административного ответчика об отказе в признании носителем русского языка и об обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Свейд М.Х. (далее – административный истец) обратился в суд с настоящим административным иском к административному ответчику ГУ МВД России по Ростовской области об оспаривании решения административного ответчика об отказе в признании носителем русского языка и об обязании устранить допущенное нарушение, указав в обоснование административных исковых требований, что в 2012 году он окончил среднюю общеобразовательную школу Сирийской Арабской Республики. Впоследствии переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и до настоящего времени не покидал ее пределы. Как указывает административный истец, в 2016 году он окончил обучение в ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», получив специальность - дизайнер. С 21.07.2018 г. состоит в браке с Григорян А.В.. В 2019 г. прошел профессиональную переподготовку по программе «Педагогика в области физической культуры и спорта». Кроме того, административный истец ссылается на то, что 05.02.2020 ГУ МВД России по Ростовской области ему был выдан вид на жительство . С 2021 года административный истец проживает в <адрес>. В настоящее время работает тренером в «AlexFitness».

По мнению административного истца, владение русским языком подтверждается Свидетельством . регистрационный -с, выданным 01.07.2016-г. ФГБОУ ВО «Кабардино- Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» г. Нальчик, дипломом о среднем профессиональном образовании , регистрационный , выданным 04.07.2016 года ФГБОУ ВО &apos;&apos;Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» г. Нальчик, дипломом о профессиональной переподготовке выданным 23.08.2019 года ЧОУ ДПО «Учебный комбинат».

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Свейд М.Х. подал заявление с приложением пакета документов в отдел по вопросам гражданства о признании его носителем русского языка и русской культуры.

11.02.2022 состоялась комиссия по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка, в связи с чем, административный истец был вызван для прохождения собеседования.

На собеседовании было задано несколько вопросов бытового характера, на которые Свейд М.Х. ответил на русском языке.

Собеседование длилось не более двух минут. Одним из членов комиссии административному истцу был задан вопрос: «Почему Вы не разговариваете, как я?». Данный вопрос сбил Свейда М.Х. с толка, так как он не знал, как на него ответить.

По завершении собеседования Комиссия УВМ ГУ МВД России по Ростовской области отказала административному истцу в признании носителем русского языка.

На основании изложенного, административный истец первоначально просил суд: признать незаконным и отменить решение комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УВМ ГУ МВД России по Ростовской области от 11.02.2022 об отказе в признании Свейд М.Х. носителем русского языка.

Впоследствии административный истец уточнил исковые требования, окончательно просил суд: признать незаконным и отменить решение комиссии от 11.02.2022 об отказе в признании Свейд М.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, носителем русского языка; обязать ГУ МВД России по Ростовской области вынести решение о признании административного истца носителем русского языка.

В судебное заседание административный истец Свейд М.Х. явился, уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного истца адвокат Ахназарова М.А., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Ростовской области по доверенности Бородина А.В. требования административного истца не признала и просила отказать в их удовлетворении, дав пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

В судебном заседании обозрена видеозапись заседания комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УВМ ГУ МВД России по Ростовской области от 11.02.2022 с прохождением собеседования административным истцом Свейдом М.Х.

Выслушав участников процесса, обозрев видеозапись, исследовав материала дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу части 2.1 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрено право иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «в» ч.1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», при условии их признания носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Закона.

Статьей 33.1 названного закона установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 2 ст. 33.1 Закона о гражданстве).

Единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (часть 2.1 статьи 33.1 Закона о гражданстве).

Во исполнение указанных положений Закона о гражданстве принят Приказ МВД России от 16.04.2020 № 227 «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» (далее – Приказ МВД России), которым установлены: порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

В соответствии с п. 4.1.3 раздела II Функции и полномочия комиссий указанного Приказа МВД России Комиссии проводят с иностранным гражданином, за исключением граждан Республики Белоруссия и граждан Украины, собеседование с учетом Единых критериев признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение № 4 к приказу), устанавливают наличие (отсутствие) оснований для признания иностранного гражданина носителем русского языка, по результатам собеседования принимают решение о признании (непризнании) иностранного гражданина носителем русского языка.

В соответствии с указанным Приказом МВД России, иностранному гражданину по результатам собеседования выдается решение о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписка из протокола о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка (п. 12 Приложения № 3 к Приказу).

Иностранный гражданин, который не признан носителем русского языка, вправе обжаловать решение комиссии вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд (п. 13 Приложения № 3 к Приказу).

Иностранный гражданин, который не признан носителем русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением, но не ранее чем по истечении одного года со дня принятия в отношении данного иностранного гражданина предыдущего решения о непризнании носителем русского языка (п. 14 Приложения № 3 к Приказу).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства по делу.

В целях реализации частей 1, 2 и 2.1 статьи 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также во исполнение требований приказа МВД России от 16.04.2020 № 227 «Об организации работы комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» приказом начальника ГУ МВД России по Ростовской области № 897 от 30.06.2020 утвержден состав постоянно действующей Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранных граждан или лиц без гражданства носителями русского языка (в редакции Приказа № 734 от 30.04.2021) (л.д. 29, 30-31).

07.02.2022 административный истец Свейд М.Х. обратился в ГУ МВД России по Ростовской области с заявлением о признании его носителем русского языка в соответствии с ч. 2 ст. 33.1 Закона о гражданстве. Указанное заявление принято к рассмотрению 11.02.2022 (л.д. 36-37).

11.02.2022 состоялось заседание постоянно действующей Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка для рассмотрения 25 заявлений иностранных граждан о признании их носителями русского языка

Согласно выписке из протокола № заседания указанной Комиссии, в ходе собеседования 11 граждан подтвердили владение русским языком на высоком уровне и показали способность повседневного использования его в семейно-бытовой и культурной сферах, 9 граждан, в том числе Свейд М.Х., не смогли продемонстрировать знания языковой системы и свободного владения средствами выразительности языка, не достигли постановленных целей коммуникации в ситуации неподготовленного диалогического общения, допускали речевые ошибки, плохо понимали смыл некоторых вопросов, 5 граждан не явились. Указанным проколом № 2 заседания постоянно действующей Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 11.02.2022 Свейд М.Х. не признан носителем русского языка. (л.д. 32-34).

Данное решение также подтверждается выпиской № из протокола заседания постоянно действующей Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 11.02.2022, согласно которой в признании носителем русского гражданину Сирийской Арабской Республики Свейду М.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, отказано (л.д. 35).

Административный истец полагает указанное решение Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 11.02.2022 об отказе в признании Свейда М.Х. носителем русского языка незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако приведенное положение процессуального закона не освобождает административного истца от обязанности доказать факт допущенного нарушения органом власти (должностным лицом) и нарушение этим его прав и законных интересов.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в силу следующего.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 33.1 Закона о гражданстве, Приказа МВД России от 16.04.2020 № 227 «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» вопрос определения уровня владения русским языком в целях приобретения гражданства Российской Федерации является исключительной компетенцией Комиссии по признанию иностранного гражданина, лица без гражданства носителем русского языка.

Согласно п.п. 17, 18 вышеуказанного Приказа МВД России решения принимаются комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Каждый член комиссии при голосовании имеет один голос. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При несогласии с принятым решением член комиссии имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу.

Кроме того, приложением к Приказу МВД России утверждены Единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства при проведении комиссией собеседования, проводимого с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка по следующим критериям:

1. Умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу;

2. Умение достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения;

3. Понимание информации, представленной в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера;

4. Использование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в социально-бытовых ситуациях.

Согласно представленному в материалы дела протоколу от 11.02.2022, утвержденному председателем Комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, в ходе проведения собеседования административный истец Свейд М.Х. не смог продемонстрировать знания языковой системы и свободного владения средствами выразительности языка, не достиг поставленных целей коммуникации в ситуации неподготовленного диалогического общения, допускал речевые ошибки, плохо понимал смысл некоторых вопросов. По результатам собеседования Свейд М.Х. не признан носителем русского языка с результатами голосования по данной кандидатуре: против – 7 голосов, за – 0 голосов, воздержались – 0 голосов (л.д. 32-34).

Порядок проведения собеседования, форма вынесенного решения по итогам собеседования, состав Комиссии, порядок ее формирования, а также уровень квалификации специалистов в области русского языка соответствуют критериям, установленным Приказом МВД России от 16.04.2020 № 227.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение комиссии ГУ МВД России по Ростовской области по признанию иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка от 11.02.2022 принято в установленном порядке, уполномоченным органом, в правомочном составе, в строгом соответствии с действующим законодательством, является законным и обоснованным.

Несогласие административного истца с результатами собеседования не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.

Доводы административного истца о том, что он много лет провел на территории России, общаясь исключительно на русском языке, учился в российском учебном заведении – суд признает не имеющими юридического значения для рассмотрения настоящего административного дела и не влияющими на законность оспариваемого решения административного ответчика.

Поскольку оспариваемое решение ГУ МВД России по Ростовской области соответствует требованиям закона и прав административного истца не нарушает, не возлагает на него незаконно какую-либо обязанность, основания к отмене оспариваемого решения отсутствуют, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Свейд М.Х. к ГУ МВД России по Ростовской области об оспаривании решения административного ответчика об отказе в признании носителем русского языка и об обязании устранить допущенное нарушение – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2022 года.

Судья С.И. Быченко