дело №а-1814/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2018 года <адрес>
<адрес>
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО11,
с участием административного истца Петровой ФИО18. и ее представителя - адвоката Сафронова ФИО19., представившего удостоверение и ордер <данные изъяты>
представителя административного ответчика Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Ахмадеевой ФИО20., действующей на основании доверенности <данные изъяты> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Петровой ФИО21 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным снятие с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
заинтересованные лица: Правительство Республики Башкортостан, Валишин ФИО22 Валишин ФИО23., Валишина ФИО24 Петров ФИО25.,
УСТАНОВИЛ:
Петрова ФИО26. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просила признать незаконным снятие ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать признать ее и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении и восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала о том, то из письма администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о том, что она и члены ее семьи сняты с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия послужило то обстоятельства, что членами семьи признаны три человека. В настоящее время на одного человека в их семье приходится по 10,04 кв.м, из расчета: 50,2 кв.м / 5 человек, что менее учетной нормы.
В судебном заседании истица свои требования поддержала. Суду пояснила о том, что в 1989 году встала на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Членами ее семьи являлись также супруг Петров ФИО27, который умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Андреева ФИО28, которая умерла до 2009 года, сын Петров ФИО29 и дочь Петрова ФИО30. С момента постановки на учёт до снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ справки о составе семьи не обновляла и не предоставляла. Последний раз в администрации отмечалась в 2000 году, номер очереди – 154. В феврале 2018 года случайно в устном порядке узнала о том, что снята с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В марте 2018 года обратилась с заявлением в Администрации по данному факту и тогда же получила ответ, в котором было указано о том, что она и члены ее семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ. В 2009 году о снятии с учёта не была уведомлена. Считает данный отказ незаконным, нарушающим не только ее права, но и права членов ее семьи.
Представитель Сафронов ФИО31 поддержал требования истицы по изложеным ею основаниям, добавив, что вопреки доводам представителя Администрации, Петрова ФИО32. не отмечалась ежегодно.
Представитель административного ответчика - Администрации муниципального района <адрес> РБ Ахмадеева ФИО33 просила отказать Петровой ФИО34 в удовлетворении требований по тем основаниям, что последней на момент снятия и ежегодно с 2000 года по 2009 года не предоставлялись сведения о составе семьи, тогда как данная обязанность лежит на ней, как на заявителе. Уведомление о снятии с учета было направлено в течение трех дней. Журнал регистраций уничтожен в связи с истечением срока хранения. Кроме того, просила применить срок исковой давности.
Заинтересованное лицо Правительство РБ, извещенные в установленном законом порядке о месте и времени судебного заседания, не явились. О причинах неявки не сообщили. Суд, признав причину неявки неуважительной, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть административное дело в отсутствии представителя заинтересованного.
Третьи лица Петров ФИО35., Валишин ФИО36., Валишина ФИО37., действующая за себя и как законный представитель Валишина ФИО38., извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, заявив ходатайство о рассмотрении в свое отсутствие.
Выслушав истицу и ее представителя, заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Петрова ФИО39. обратилась с заявлением о постановке ее и членов ее семьи в качестве нуждающихся для улучшения жилищных условий, указав о том, что семья состоит из пяти человек: супруг Петров ФИО40., сын Перов ФИО41., дочь Петрова ФИО42 мать Андреева ФИО43
После проверки условий жизни составлен акт, в котором отражено, что семья ФИО9 состоит из пяти человек, жилая площадь помещения, в котором поживает по адресу: <адрес> составляет 30 кв.м, что является недостаточным.
Петрова ФИО44 и члены ее семьи поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании постановления Администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Петрова ФИО45. снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Поскольку истица и члены семьи поставлены на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, они могли быть сняты с учёта либо по основаниям, предусмотренным ст. 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, давали право на получение жилого помещении по договору социального найма.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в период действия жилищного законодательства РСФСР в соответствии со ст. 49 ЖК РСФСР был утвержден Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 335.
В соответствии с п.п. 12, 19, 20 указанного Постановления для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 250-з "О регулировании жилищных отношений в <адрес>" к полномочиям органов местного самоуправления в <адрес> в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан относятся, в том числе, установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; проверка достоверности представленных гражданином сведений; снятие гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в случае выявления в представленных гражданином документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст. 6 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 250-з "О регулировании жилищных отношений в <адрес>" представление гражданином-заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для: снятия гражданина-заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Решение, принятое по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, выдается или направляется гражданину-заявителю в соответствии с федеральным законодательством и может быть обжаловано им в установленном порядке.
В соответствии со ст. 17 6 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 250-з "О регулировании жилищных отношений в <адрес>" органы местного самоуправления ежегодно с 1 января по 1 апреля проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При необходимости в ходе перерегистрации дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, орган местного самоуправления берет у него заявление-расписку, в котором гражданин подтверждает неизменность ранее представленных им сведений. В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к числу нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с учетом новых представленных документов.
Оспаривая действия Администрации муниципального района <адрес> РБ по снятию с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истица указывает, что на одного члена семьи, состоящей из пяти человек, приходится по 10,04 кв.м., что меньше учетной нормы общей площади жилого помещения.
Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
Как следует из обжалуемого решения истица и члены ее семьи были сняты с учета ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной самой истицей справки о составе семьи, выданной Управляющей компанией «Жилищно-коммунальный сервис» от ДД.ММ.ГГГГ, Петров ФИО46, указанный истицей при постановке на учёт в качестве члена семьи, был снят с учёта ДД.ММ.ГГГГ; Андреева ФИО47 (мать истицы) была снята с учёта ДД.ММ.ГГГГ; Петров ФИО48 (сын) был снят с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ и вновь зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
А на момент принятия решения о снятии семьи Петровой ФИО49. с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий были зарегистрированы зять Валишин ФИО50, внук Валишин ФИО51, внучка Петрова ФИО52, сестра Андреева ФИО53, и сама истица.
В силу жилищного законодательства, действовавшего как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после указанной даты обязанность по предоставлению сведений в орган местного самоуправления лежит на заявителе. Однако указанная обязанность истицей, в том числе, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, исполнена не была, что подтверждено не только ею самой в ходе судебного заседания, но и имеющейся в материалах дела учетной карточкой, и представленной административным ответчиком копией личного дела Петровой ФИО54.
При таких обстоятельствах, суд находит действия администрации муниципального района по снятию Петровой ФИО55. и членов ее семьи с учета, соответствующими требованиям жилищного законодательства и не находит оснований для признания действия органа местного самоуправления незаконным.
С учётом изложенного, требования истицы не подлежат удовлетворению.
Административным ответчиком не представлено доказательств тому, что истица была уведомлена о принятом решении о снятии ее и членов ее семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение трех дней с момента принятия решения. Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого ДД.ММ.ГГГГ решения, тем более, что бездействия по не уведомлению, либо действие по несвоевременному уведомлению административным истцом не обжаловалось, предметом настоящего спора не является.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Истица обжалует решение органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> РБ направлен ответ на обращение Петровой ФИО56., в котором последняя поставлена в известность о том, что она и члены ее семьи сняты с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании Петрова ФИО57 подтвердила тот факт, что данный ответ ею был получен в марте 2018 года. Получив ответ, истица узнала о нарушенном праве.
В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует, что с исковым заявлением истица обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного ч.1 219 КАС РФ.
Указанное основание, наряду с вышеизложенным, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь с т. ст. 175—180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Петровой ФИО58 в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным снятие с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.
Разъяснить о том, что мотивированное решение будет изготовлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.В.Савина
Копия верна
Судья Белебеевского городского суда
Республики Башкортостан О.В.Савина