Дело №а – 181/ 2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Таибова Т.З.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2 к администрации МО «<адрес>» в порядке ст.39 КАС РФ об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л :
Административный истец заместитель прокурора <адрес>ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан в порядке ст.39 КАС РФ об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование своих требований административный истец указал, что
прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, строительства и обслуживания дорог местного значения, реализации региональных и федеральных программ и национальных проектов органами местного самоуправления района.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Российской Федерации приняты 12 национальных проектов, в том числе нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам ДД.ММ.ГГГГ утверждены паспорта национальных проектов, распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р определены показатели развития Российской Федерации, необходимые для мониторинга их осуществления.
В целях реализация национальных проектов потребует принятия ряда нормативных правовых актов, а также расходования значительных денежных средств из регионального и федерального бюджетов Российской Федерации.
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» включает себя 4 федеральных проекта, в том числе «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения».
Участие в проектах и целевого расходования планируемых и привлекаемых средств предусматривает наличие на балансе дорожной сети органов местного самоуправления.
В нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения» (далее Закон), Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету дорог общего пользования» дорожные сети, находящиеся на территории администрации МО «<адрес>» не состоят на учете в муниципальном образовании.
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и оформляемый для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий.
Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
В соответствии с ч.4 ст.6 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к собственности сельских поселений относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах сельского поселения за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, чем обусловлено безопасность дорожного движения.
Так, в соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Статья 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
В порядке п.11 ст.5 данного закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Межпоселенческие автомобильные дороги МО «<адрес>» являются автомобильными дорогами общего пользования и должна находится на балансе МО «<адрес>».
Согласно ст.210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.
Отсутствие технического паспорта препятствует участию в региональных и федеральных программах, национальном проекте нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также сказывается на безопасности дорожного движения, состоянии дорожной сети местного значения и затрагивает интересы неопределенного круга граждан.
Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения указанных прав граждан, возможности участия в национальных проектах в рассматриваемой сфере.
Во взаимосвязи с нормами п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления уполномочены проведение паспортизации автомобильных дорог местного значения поселения.
Так п.5 ч.1 ст.15 Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации своих полномочий в указанной сфере администрации МО «<адрес>» необходимы финансовые средства.
В связи с чем, при определении срока исполнения обязательств, исходя из условий разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, рассмотрения указанного вопроса о включении данных расходов в бюджете района, осуществлении бюджетных трансфертов согласно заключенных соглашений, договоров, внесение изменений или включения работ на очередной финансовый год необходимо установить срок проведения паспортизации до ДД.ММ.ГГГГ
Настоящее административное исковое заявление затрагивает права неопределенного круга лиц и прокурор вправе обратиться в их защиту.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного просит:
- Признать бездействие администрации МО «<адрес>» по паспортизации автомобильных дорог местного значения незаконной;
- Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования в поселении в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Представитель административного истца заместитель прокурора <адрес>ФИО2, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд ходатайство о рассмотрении данного административного дела в его отсутствии, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО3, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, направленно ходатайство с просьбой о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствии, административные исковые требования признает в полном объеме.
Суд определил дело рассмотреть в отсутствие заместителя прокурора <адрес>ФИО2 и представителя административного ответчика - администрации МО «<адрес>».
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.5 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района, в контексте ч.4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к вопросам местного значения района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.8 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с частью 9 статьи 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за МО «<адрес>».
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, автомобильные дороги, расположенные в МО «<адрес>» являются дорогами общего пользования местного значения, в связи с чем содержание спорных автомобильных дорог относится к компетенции данному муниципальному образованию.
Согласно п.п.4 п.9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п.1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
По существу, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие паспортизации дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.
С учетом вышеизложенного, учитывая, что ответчиком не проведена паспортизация спорных автомобильных дорог, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания (1).
Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном ст.65 КАС РФ, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу (4).
Таким образом, на основании изложенного, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с их признанием административным ответчиком.
Согласно ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5 ст.46 КАС РФ).
Положением ч.1 ст.157 КАС РФ предусмотрено, что заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Поскольку признание административным ответчиком иска не противоречит закону, в том, числе Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не нарушает права и законные интересы других лиц, то имеются основания для принятия признания иска судом и удовлетворения исковых требований.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
С учетом того, что для проведения паспортизации требуются значительные денежные затраты, суд предоставляет администрации МО «<адрес>» срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложение обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, указанные в административном иске, в установленный срок, суд считает разумным и позволит администрации МО «<адрес>» устранить допущенные нарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФhttp://sudact.ru/law/kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossiiskoi-federatsii-ot-08032015/razdel-iv/glava-32/statia-290/, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2 к администрации МО «<адрес>» в порядке ст.39 КАС РФ об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «<адрес>» по паспортизации автомобильных дорог местного значения незаконной.
Обязать администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию межпоселенческих дорог общего пользования района соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хивский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Т.З.Таибов