ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1820/19 от 18.09.2019 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

УИД 91RS0-35

Дело а-1820/2019

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

18 сентября 2019 года <адрес>

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи - Ротко Т.Д.

при помощнике судьи - ФИО12,

с участием представителя административного ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым – ФИО16,

представителя административного ответчика - Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО17

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО10 к начальнику департамента имущественных и земельных отношений <адрес>ФИО13, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, заместителю главы администрации- начальнику Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым ФИО14, Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица- ФИО2, ФИО3, о признании действий незаконным и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилась в суд с административным иском к начальнику департамента имущественных и земельных отношений <адрес>ФИО13, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, заместителю главы администрации- начальнику Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым ФИО14, Администрации <адрес> Республики Крым о признании действий незаконным и обязании совершить определенные действия.

В обоснование своих требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она, истец, и другие соарендаторы, арендуют земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, который был предоставлен по договору аренды, зарегистрированному в Крымском региональном филиале государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном Комитете Украины по земельным ресурсам», о чем в Государственном реестре земель сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ под , для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений. Указывает, что стороны по договору аренды, заключившие такой договор до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до ДД.ММ.ГГГГ внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Договор аренды изначально был заключен с ФИО8, ФИО4, ФИО19ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО2 С момента заключения договора по настоящее время, она и другие арендаторы исправно выполняли принятые на себя обязательства по договору. После принятии в ФИО1 Республики Крым, ею, истцом, и другими арендаторами подавались заявления в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> (далее -ДИЗО <адрес>) о внесении изменения в договор аренды, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Изначально, в связи с тем, что вышеуказанный земельный участок, не был «откадострирован» его собственником (администрацией <адрес>), должностными лицами ДИЗО <адрес>, было предложено написать заявление о приостановке работы по заявлению о внесении изменений, до момента проведения кадастровых работ собственниками домовладений за свой счет, с привлечением кадастрового инженера, и внесения в государственный кадастровый реестр границ арендуемого участка. Собственники домовладений (арендаторы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>) провели все необходимые работы, однако в переоформлении договора аренды было отказано, на основании того, что с момента заключения договора, часть его участников (подписавших договор) умерли, наследники не представили документы о своих правах на право аренды по наследству. В связи с наступлением смерти арендаторов: ФИО8, ФИО4, ФИО7, арендодатель в лице ДИЗО <адрес>, ссылаясь на то, что согласно ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации они не вправе отказать их наследникам во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, фактически уклоняется от приведения договора аренды земельного участка в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, что нарушает права как самого истца, так и права других собственников домовладений, расположенных по адресу: <адрес>, заключивших договор ДД.ММ.ГГГГ, что в последствии может привести к утрате права на аренду в виду того, что в установленные сроки договор не приведён в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, и может послужить поводом к нарушению их интересов в части возможности обслуживания жилого дома. Указывает, что в ответе ДИЗО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за номером 385/07 за подписью начальника департамента - ФИО13 и в последствии в аналогичном ответе Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за номером Ко-4/1229/2, за подписью заместителя главы администрации- начальника департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым ФИО14, указано на то, что возобновление рассмотрения вопроса о переоформлении договора может быть после предоставления документов от наследников умерших арендаторов, что фактически представляет собой отказ в переоформлении, так как истец- ФИО6, ФИО2 и ФИО3 - не обладают мерами принудительного характера к наследникам ФИО8, ФИО4, ФИО7 и не могут их заставить оформить и предоставить необходимые документы. Кроме того, в ответе Администрации <адрес> указано на не имеющее отношение к заявлению упоминание о перезаключении договора аренды. Считает, что принуждение к перезаключению незаконно. При этом, ответчики при написании ответа на заявления ссылаются на положения Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 313 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым". Считает, что отсылка к указанному постановлению не представляет собой оснований для отказа в переоформлении, так как в данном случае административные ответчики должны были руководствоваться Земельным кодексом, где по аналогии с пунктом 6 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрена возможность одного из арендаторов обратиться в уполномоченный орган самостоятельно, в этом случае уполномоченный орган предлагает остальным потенциальным арендаторам заключение договора (в ее случае переоформление), а в случае их отказа может обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению (переоформлению) договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора (п. п. 6 — 8 ст. 20 ЗК РФ). Также административные ответчики, по мнению истца, не принимают во внимание положения пункта 2 статьи 3-1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N38-3PK (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ) на который они также ссылаются, где наследники указанных выше участников договора аренды, приняв наследство и соответственно получив в собственность помещения на арендуемом участке, т.е. имея право пользования/владения помещениями, фактически имеют право пользования арендованным участком. Истец указывает, что наследники ФИО8, ФИО4, ФИО7 обращались в ДИЗО <адрес> с просьбой оформить договор аренды, тем самым уведомили орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка, о переводе на него права пользования земельным участком. ДД.ММ.ГГГГ в ДИЗО <адрес> и администрацию <адрес>, было повторно подано заявление о переоформлении договора аренды, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, с учетом вышеописанных обстоятельств и просьбой внести изменения в договор аренды, ранее зарегистрированный в Крымском региональном филиале государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном Комитете Украины по земельным ресурсам», о чем в Государственном реестре земель сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ под , а именно выдать переоформленный (приведенный в соответствие с законодательством РФ) договор аренды гражданам заключавшим договор аренды: ей, истцу, ФИО2, ФИО3, при этом, в соответствии со ст. 617 ГК РФ, предоставить возможность в будущем во вступлении в договор на оставшийся срок его действия наследникам ФИО8, ФИО4, ФИО7, а в случае необходимости принять меры к понуждению в заключении такого договора с их наследниками. В заявлении, также было указано, что в случае отказа во внесении изменения в договор аренды, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, собственники домовладений, расположенных по адресу: <адрес>, будут вынуждены обратиться в суд, и что само заявление является досудебной попыткой урегулирования вопроса о переоформлении договора аренды в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. Заявления зарегистрированы в установленном законом порядке. В ответе Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за номером Ко-4/1229/2, за подписью заместителя главы администрации - начальника департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым ФИО14, указано, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано как обращение и рассматривалось в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ. Также в этом ответе, со ссылкой на ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации и вышеуказанный Федеральный закон , указано, что полученный ответ, истец имеет право обжаловать в административном и/или судебном порядке. Указанные действия вышестоящим должностным лицам не обжаловались.

На основании вышеизложенного, истец просит признать действия административных ответчиков незаконными. Обязать ДИЗО <адрес> внести изменения в договор аренды, зарегистрированный в Крымском региональном филиале государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном Комитете Украины по земельным ресурсам», о чем в Государственном реестре земель сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ под , в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, с гражданами заключавшим Договор аренды, а именно истцом-ФИО6, а также ФИО2 и ФИО3, при этом, в соответствии со ст. 617 ГК РФ, предоставить возможность в будущем во вступлении в договор на оставшийся срок его действия наследникам ФИО8, ФИО4, ФИО7, в том числе, в случае необходимости приняв меры к понуждению в заключении такого договора с их наследниками.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2 и ФИО3.

В судебное заседание административный истец ФИО6 и ее представитель- ФИО15 не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, причины неявки суду не сообщили.

Представители административных ответчиков- Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым ФИО16, Администрации <адрес> Республики Крым ФИО17 в судебном заседании заявленные ФИО6 исковые требования не признали, считали их необоснованными. Просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель административного ответчика -Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым ФИО16 предоставил письменные возражения, согласно которых указал, что в адрес ДИЗО поступило обращение ФИО2, ФИО18, ФИО6, о переоформлении договора аренды земельного участка. По результатам рассмотрения данного обращения в адрес заявителей был направлен ответ, в котором было указано, что данный земельный участок был предоставлен по договору аренды, зарегистрированному в Крымском региональном филиале государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном Комитете Украины по земельным ресурсам», о чем в Государственном реестре земель сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО2 для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений. Истцу было разъяснено, что в соответствии с ГК РФ, при изменении сторон предусмотрено сохранение в силе договора аренды и в том числе, если в случаи смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику и арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия. В связи с тем, что в адрес ДИЗО не были предоставлены подлинники правоустанавливающих (подтверждающих) документов либо копий судебных решений, заверенных судом, свидетельствующих о наличии у заявителей, подлежащих переоформлению прав, а именно документов о наследовании права аренды земельного участка, после смерти следующих арендаторов: ФИО8, ФИО4, ФИО7, истцу было сообщено, о возможности рассмотрения вопроса о переоформлении договора аренды земельного участка после предоставления вышеуказанных документов.

Административные ответчики - начальник департамента имущественных и земельных отношений ФИО13, начальник Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым ФИО14, заинтересованные лица- ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке. Причины неявки суду не сообщили, с заявлениями и ходатайствами, в том числе об отложении рассмотрения дела, к суду не обращались.

Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав доводы представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает заявленные ФИО6 исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что административный истец, а также ФИО8, ФИО4, ФИО19, ФИО7, ФИО3, ФИО2 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, являются арендаторами земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Данный договор зарегистрирован в Крымском региональном филиале государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном Комитете Украины по земельным ресурсам», о чем в Государственном реестре земель сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ по , для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений (л.д.6-13).

На основании Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и в соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ- ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (с учетом изменений и дополнений от ДД.ММ.ГГГГ- ЗРК/2018), стороны по договору аренды, заключившие такой договор до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до ДД.ММ.ГГГГ внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО6, а также ФИО2, ФИО18 с целью переоформления договора аренды обратились к начальнику департамента имущественных и земельных отношений <адрес>ФИО13 с просьбой сообщить, были ли предоставлены документы о наследовании права аренды земельного участка наследниками умерших арендаторов - ФИО8, ФИО4, ФИО7 и в какие сроки должны быть предоставлены необходимые документы от наследников умерших; не нарушены ли сроки переоформления договора аренды земельного участка в связи с приостановлением его переоформления, на какой срок может быть приостановлено данное переоформление на данных основаниях; на основании каких нормативно-правовых документов было вынесено решение о приостановке переоформления договора аренды в связи с наследованием права аренды (л.д.16-17).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО6, а также ФИО2, ФИО18 обратились к начальнику департамента имущественных и земельных отношений <адрес>ФИО13 с просьбой: внести изменения в договор аренды, ранее зарегистрированный в Крымском региональном филиале государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам», о чем в Государственном реестре земель сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ под , в целях его приведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении собственников домовладений, расположенных по адресу: <адрес>, а именно гражданами, заключившими договор аренды: ФИО2, ФИО6, ФИО3; предоставить возможность в будущем во вступлении в договор на оставшийся срок его действия наследникам умерших соарендаторов, а в случае необходимости принять меры к понуждению в заключении такого договора с их наследниками ( л.д.18-19).

Из ответа начальника ДИЗО <адрес>ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО2, ФИО18, ФИО6, а также ответа заместителя главы администрации - начальника департамента городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен по договору аренды, зарегистрированному в Крымском региональном филиале государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Государственном Комитете Украины по земельным ресурсам» о чем в Государственном реестре земель сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО2 для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений. Переоформление прав осуществляется в соответствии с установленным порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (Постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым»). Согласно установленному Порядку перезаключение договора аренды земельного участка осуществляет на основании следующих документов: копии документов, подтверждающих личность граждан; подлинники правоустанавливающих (подтверждающих) документов либо копий судебных решений, заверенных судом, свидетельствующих о наличии у заявителей, подлежащих переоформлению прав; кадастровые паспорта земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке содержащая сведения о его границах. Так же истцу было разъяснено, что в соответствии с ГК РФ, при изменении сторон предусмотрено сохранение в силе договора аренды и в том числе, если в случаи смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику и Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия. В связи с тем, что в адрес ДИЗО не были предоставлены подлинники правоустанавливающих (подтверждающих) документов либо копий судебных решений, заверенных судом, свидетельствующих о наличии у заявителей, подлежащих переоформлению прав, а именно документов о наследовании права аренды земельного участка, после смерти следующих арендаторов: ФИО8, ФИО9, ФИО7, истцу было сообщено, о возможности рассмотрения вопроса о переоформлении договора аренды земельного участка после предоставления вышеуказанных документов (л.д.14-15).

Переоформление прав осуществляется в соответствии с установленным Порядком переоформления прав или завершения оформлении прав на земельные участки на территории Республики Крым ( Постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка переоформления права или завершения оформления права на земельные участки на территории Республики Крым»).

Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".

Согласно установленному Порядку перезаключение договора аренды земельного участка осуществляет на основании копии документов, подтверждающих личность граждан; подлинники правоустанавливающих (подтверждающих) документов либо копий судебных решений, заверенных судом, свидетельствующих о наличии у заявителей, подлежащих переоформлению прав; кадастровые паспорта земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке содержащая сведения о его границах.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, в связи с тем, что в ДИЗО не были предоставлены подлинники правоустанавливающих (подтверждающих) документов либо копий судебных решений, заверенных судом, свидетельствующих о наличии у заявителей, подлежащих переоформлению прав, а именно документов о наследовании права аренды земельного участка, после смерти следующих арендаторов: ФИО8, ФИО4, ФИО7, истцу было сообщено, о возможности рассмотрения вопроса о переоформлении договора аренды земельного участка после предоставления вышеуказанных документов.

Заявляя исковые требования о признании действий незаконным и обязании совершить определенные действия, административный истец ФИО6 указывает о том, что ответчики необоснованно отказывают в переоформлении договора аренды земельного участка, ссылаясь на Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, что по ее мнению, является незаконным и нарушает как ее права, так и права других сооарендаторов, что в последствии может привести к утрате права на аренду в виду того, что в установленные сроки договор не приведен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Однако данные доводы суд считает необоснованными, поскольку административными ответчиками даны ответы в соответствии с действующим законодательством и правовые основания для признания действий незаконными и обязаниии совершить определенные действия - судом не установлены.

Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований административного истца ФИО6 и об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.175-180, КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО10 к начальнику департамента имущественных и земельных отношений <адрес>ФИО13, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, заместителю главы администрации- начальнику Департамента городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым ФИО14,Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованные лица- ФИО2, ФИО3, о признании действий незаконным и обязании совершить определенные действия, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья Т.Д.Ротко

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.