ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-182/19 от 25.09.2019 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

административное дело а- 182/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» сентября 2019 года г.Избербаш

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Магомедовой Н.И.

при секретаре Магомедовой Ш.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению депутата Собрания депутатов городского округа «город Избербаш» ФИО1 к исполняющему обязанности главы городского округа «город Избербаш» ФИО2, Администрации ГО «г.Избербаш» о признании бездействия исполняющего обязанности главы городского округа «город Избербаш» ФИО2 незаконными,

установил:

депутат ГО «г.Избербаш» ФИО1 обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указывает следующее.

В рамках своей нормотворческой деятельности и в соответствии с Уставом ГО «г.Избербаш» и Регламента Собрания в период с 21.12.2018г. по настоящее время Собранием депутатов ГО «г.Избербаш» было принято ряд общеобязательных, чрезвычайно важных для функционирования городского хозяйства решений Собрания депутатов, в частности: решение Собрания депутатов №5-7 от 15.02.2019г. «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» «О размерах денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности в городском округе «город Избербаш», а также размерах должностных окладов, окладах за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим должности муниципальной должности в городском округе «город Избербаш» от 27 августа 2010 года за № 15-3; решение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» от 27.02.2019 года за №7-2; решение Собрания депутатов №7-3 от 27.02.2019г. «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа «город Избербаш». Также за указанный период с целью принятия жизненно важного для города вопроса - вопроса принятия бюджета города за 2019 год, Собрание депутатов созывало 5 внеочередных заседания и каждый раз в повестку дня первым ставился вопрос «О рассмотрении и принятии бюджета за 2019 год», однако и.о. ФИО2 и докладчики руководители структурных подразделений, которые должны были подготовить проект бюджета и внести на рассмотрение Собрания депутатов, несмотря на регулярные письменные уведомления, игнорируют заседания, на рассмотрение Собрания не представили бюджет города на 2019 год.

Данным бездействием и.о. главы ГО «г.Избербаш» нарушены мои права, свободы и законные интересы, а также права, свободы и законные интересы граждан - избирателей, которых представляет весь депутатский корпус Собрания депутатов. На указанные бездействия нами неоднократно направлялись жалобы и письма на имя Главы РД, Прокурора РД, прокурора г.Избербаш, однако должные меры не принимаются, ответы получаем в виде отписок (письма прилагаются).

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 2 ч.1 ст.33 Устава ГО «г.Избербаш» глава ГО наделен полномочиями подписывать и обнародовать в порядке, определенном Уставом, решения, принятые Собранием депутатов. Соответственно, исполняющий обязанности главы наделен всеми полномочиями главы ГО «г.Избербаш». В соответствии с ч.1 ст.47 Устава ГО «г.Избербаш» нормативный правовой акт, принятый Собранием депутатов, направляется главе для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава, исполняющий полномочия главы имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Собранием депутатов. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Собрание депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Также в соответствии с п.п. 9-11 ст.33 Устава ГО «г.Избербаш» глава ГО «г.Избербаш» вносит на рассмотрение Собрания депутатов проект бюджета городского округа, а также отчет о его исполнении, иные проекты решений по вопросам местного значения, обладает правом отклонять решения нормативного правового характера, принятые Собранием депутатов ГО, возвращает указанные решения в Собрание депутатов ГО с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в них изменений и дополнений, осуществляет общее руководство разработкой и вносит на утверждение Собрания депутатов проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, бюджета, планов приватизации объектов муниципальной собственности, организует их исполнение. Я, как депутат Собрания депутатов ГО «г.Избербаш», руководствуясь Федеральным законом №131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», неоднократно, в период с 21.12.2010г. по настоящее время, лично обращался к исполняющему обязанности Главы ГО «г.Избербаш» ФИО2, а также для рассмотрения и подписания в соответствии с порядком внутреннего документооборота, направлялись решения Собрания депутатов по разным чрезвычайно важным для населения города вопросам. Однако все безрезультатно. Видя такое злостное бездействие и.о. Главы ФИО2, с целью побудить его исполнит свои должностные обязанности, за вышеуказанный период мы неоднократно обращались в прокуратуру г.Избербаш для принятия мер воздействия. Однако все эти меры не приводят к положительному результату.

Несмотря на все это и неоднократные письменные и устные обращения, и.о. Главы ФИО2 продолжает бездействовать, не подписывает решения Собрания депутатов, но и не обосновывает свой отказ от подписи указанных документов, чем создает угрозу для нормального функционирования городского хозяйства, муниципальных учреждений, что также может вызвать народные волнения и протестные настроения.

Определением суда от 02.04.2019г. административное исковое заявление оставлено без движения для устранения недостатков, препятствующих его принятию в срок до 12.04.2019г.

Определением суда от 09.04.2019г. административное исковое заявление, после устранения нарушений, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, принято к производству суда и назначена подготовка дела к судебному разбирательству. В исковом заявлении от 09.04.2019г. ФИО1 просит суд признать бездействия исполняющего обязанности Главы ГО «г.Избербаш» ФИО2, выразившиеся в непредставлении на рассмотрение Собрания депутатов проекта бюджета на 2019 год, в не подписании нормативных, общеобязательных решений Собрания депутатов, в частности, решения Собрания депутатов №5-7 от 15.02.2019г., решения Собрания депутатов №7-2 от 27.02.2019г., решения Собрания депутатов №7-3 от 27.02.2019г.; обязать и.о. главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 в полном объеме устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца – представить на рассмотрение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» проект бюджета на 2019 год; обязать и.о. главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 подписать следующие решения Собрания депутатов ГО «г.Избербаш», принятые за период с 21.12.2018г. по день подачи искового заявления: решения Собрания депутатов №5-7 от 15.02.2019г., решения Собрания депутатов №7-2 от 27.02.2019г., решения Собрания депутатов №7-3 от 27.02.2019г.

Определением суда от 24.04.2019г. судом приняты дополнительные требования к ранее заявленному административному иску, в обоснование указывает следующее.

В рамках своей нормотворческой деятельности и в соответствии с Уставом городского округа «г.Избербаш» и Регламента Собрания в период с 21 декабря 2018г. по настоящее время Собранием депутатов ГО «г.Избербаш» было принят ряд общеобязательных, чрезвычайно важных для функционирования городского хозяйства решений Собрания депутатов, в частности: решение Собрания депутатов №5-7 от 15.02.2019г. Данное решение принято в рамках полномочий Собрания депутатов, предусмотренных ст.26 Устава ГО «г.Избербаш», после чего в соответствии с ч.1 ст.47 того же Устава сопроводительным письмом от 27.02.2019г. за №86, а затем повторно сопроводительным письмом от 15.03.2019г. №134 было направлено и.о. главы ФИО2 для подписания и обнародования в течение 10 дней. Однако, нарушив требования ч.1 ст.47 Устава, ФИО2 не подписал данное решение, не отклонил, как это предусматривает абз.2 ч.1 ст.47 Устава ГО «город Избербаш», тем самым ФИО2 злостно нарушил права и свободы истца, депутатского корпуса, а также представляемых ими избирателей.

Также Собранием депутатов ГО «г.Избербаш» в рамках нормотворческой деятельности в соответствии с полномочиями Собрания депутатов, предусмотренными ст.26 Устава ГО «г.Избербаш», 22.02.2019г. принято Решение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» за №6-1 после чего в соответствии с ч.1 ст.47 того же Устава сопроводительным письмом №80 от 22.02.2019г., а письмом за №134 от 15.03.2019г. повторно было направлено исполняющему обязанности главы ФИО2 для подписания и обнародования в течение 10 дней. Однако, нарушив требования ч.1 ст.47 Устава ГО «г.Избербаш», и.о. ФИО2 не подписал данное решение, но и не отклонил, как это предусматривает абзац 2 ч.1 ст.47 Устава ГО «г.Избербаш», тем самым ФИО2 злостно нарушил права и свободы истца, депутатского корпуса, а также представляемых ими избирателей.

Собранием депутатов ГО «г.Избербаш» 27.02.2019г. принято Решение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» за №7-2 «Об утверждении Порядка избрания главы городского округа "город Избербаш"», после чего в соответствии с ч.1 ст.47 того же Устава сопроводительным письмом №86 от 27.02.2019г., а затем повторно сопроводительным письмом №134 от 15.03.2019г. было направлено ФИО2 для подписания и обнародования в течение 10 дней. Однако ФИО2 не подписал данное решение, но и не отклонил, как это предусматривает абз.2 ч.1 ст.47 Устава ГО «г.Избербаш», тем злостно нарушил права и свободы истца, депутатского корпуса, а также представляемых ими избирателей. Собранием депутатов ГО «г.Избербаш» принято Решение Собрания депутатов №7-3 от 27.02.2019г. «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы ГО «г.Избербаш», после чего в соответствии с ч.1 ст.47 того же Устава, сопроводительным письмо №86 от 27.02.2019г., повторно сопроводительным письмом №134 от 15.03.2019г. направлено ФИО2 для подписания и обнародования в течение 10 дней. Однако ФИО2 не подписал данное решение, тем самым нарушил права и свободы истца, депутатского корпус, а также представляемых ими избирателей.

Согласно ч.1 и ч.3 ст.59 Устава ГО «г.Избербаш» и ст.10 Положения о бюджетном процессе в «г.Избербаш», утвержденного Решением Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» от 25.06.2010г.№13-5, составление проекта бюджета - исключительная прерогатива администрации городского округа. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа осуществляет Финансовое управление, которое находиться в непосредственном подчинении и.о. ФИО2 Несмотря на это, в нарушение требований ч.1 ст.17 Положения о бюджетном процессе в ГО «г.Избербаш» и ч.1 ст.60 Устава ГО «г.Избербаш», где указано о том, что проект решения о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период вносится на рассмотрение Собрания депутатов в текущем финансовом году, т.е. бюджет на 2019 должен был быть внесен на рассмотрение Собрания депутатов в 2018 году, что не было сделано ни и.о. ФИО2, ни его предшественником ФИО3 Вместо этого ФИО2 издал постановление за №02 от 10.01.2019 года «О временном управлении бюджетом муниципального образования «город Избербаш» в 2019 году», что само по себе является нарушением Устава ГО «город Избербаш» и Положения «О бюджетном процессе в городском округе «город Избербаш», тем самым исполняющий обязанности Главы городского округа «город Избербаш» ФИО2 злостно нарушил права и свободы истца, депутатского корпус, а также представляемых ими избирателей.

Кроме того ФИО2 были направлены письма: от 12.02.2019г. с требованием освещения хода на 5-го заседания Собрания депутатов сотрудников муниципального телевидения (ИТВ), однако это требование им проигнорировано; №14 от 12.02.2019г. направлен проект повестки дня очередного 5-го заседания Собрания депутатов, а также приглашение на участие в заседании, последний приглашение проигнорировал, на заседании Собрании депутатов не присутствовал; от 12.02.2019г. №15 с предложением выставить на официальный сайт Администрации города проект повестки дня 5-го заседания Собрания депутатов, что было им проигнорировано; от 13.02.2019г. №31 с просьбой для доклада на 5-м заседании Собрания депутатов обеспечить явку сотрудников Администрации ФИО4, ФИО5, ФИО6, что было им проигнорировано; от 18.02.2019г. №42 о направлении для обнародования следующих решений 5-го очередного заседания Собрания депутатов: №5-1 от 15.02.2019г. «Об утверждение Положения об аппарате Собрания депутатов городского округа «город Избербаш», №5-2 от 15.02.2019г. «Об утверждении структуры Собрания депутатов городского округа «город Избербаш»», №5-3 от 15.02.2019г. «Об утверждении Положения о постоянных комиссиях Собрания депутатов городского округа «город Избербаш»», №5-4от 15.02.2019г. «Об образовании постоянных комиссий Собрания депутатов городского округа «город Избербаш»», №5-5 от 15.02.2019г. «Об образовании Президиума Собрания депутатов городского округа «город Избербаш», №5-6 от 15.02.2019г. «Об утверждение Положения «О помощниках депутата Собрания депутатов городского округа «город Избербаш»», №5-8 от 15.02.2019 «О примерном плане работы Собрания депутатов городского округа «город Избербаш» на 2019 год», №5-9 от 15.02.2019г. «О создании официального интернет - сайта Собрания депутатов городского округа «город Избербаш»». Перечисленные Решения Собрания депутатов и.о. главы безосновательно, в нарушение требований п.2 ч.1 ст.33 и ч.1 ст. 47 Устава ГО «город Избербаш», не направил на опубликование в муниципальные СМИ, что говорит о том, что им создаются искусственные препятствия для работы Собрания депутатов.

18.02.2019г. на имя и.о. ФИО2 направлены письма: №61 с приглашением на принятие участия на 6-м внеочередном заседании Собрания депутатов совместно с руководителями заинтересованных служб администрации и был направлен проект повестки дня 6-го заседания Собрания. Данное приглашение им проигнорировано, докладчики от администрации не явились на заседание; №62 с предложением выставит на официальный сайт Администрации города проект повестки дня 6-го заседания Собрания депутатов, что было безосновательно им проигнорировано; №63 с требованием для освещения хода, обеспечить участие на 6-м заседании Собрания депутатов сотрудников муниципального телевидения (ИТВ), что было им проигнорировано; №65 с просьбой для доклада на 6-м заседании Собрания депутатов обеспечит явку сотрудников Администрации ФИО4, ФИО5 и ФИО6, что было им проигнорировано. 22.02.2019г. на имя ФИО2 направлены письма: №73 с просьбой для освещения хода уже 7-го заседания Собрания депутатов направить представителей муниципальных СМИ, т.е. ИТВ, предложение ФИО2 проигнорировано; №72 с приглашением его на участие в 7-м заседании Собрания депутатов, обеспечить явку сотрудников администрации и части депутатов Собрания депутатов, которые злостно уклонялись от участия в предыдущих заседаниях Собрания, однако ни депутаты, ни сам и.о. ФИО2 не явились на заседание. Далее по результатам 7-го заседания Собрания депутатов сопроводительным письмом за №86 от 27.02.2019г. в порядке ч.1 ст.47 Устава ГО «г.Избербаш» для обнародования на имя и.о. ФИО2 были направлены следующие Решения 7-го внеочередного заседания Собрания депутатов: решение №7-1 от 15.02.2019 «О досрочном прекращении полномочий главы городского округа «город Избербаш»»; решение №7-4 от 15.02.2019«Об утверждении Положения о депутатской этике Собрания депутатов городского округа «город Избербаш»».

Данным бездействием и.о. главы ФИО2 нарушены мои права, свободы и законные интересы, а также права, свободы и законные интересы граждан - избирателей, которых представляет весь депутатский корпус Собрания депутатов, которое выражается в невозможности полноценной работы самого Собрания депутатов, невозможности принятия общеобязательных, значимых для всего населения города, решений, в том числе и бюджета города за 2019г., что препятствует нормальному функционированию муниципальных предприятий, организаций и учреждений, финансируемых из городского бюджета. А это, в свою очередь, привело к несвоевременному получению муниципальными служащими заработной платы, пособий, всевозможных доплат, недофинансирования предприятий обслуживания населения и т.д.

В соответствии с п.п.9-11 ст.33 Устава глава вносит на рассмотрение Собрания депутатов проект бюджета, а также отчет о его исполнении, иные проекты решений по вопросам местного значения, обладает правом отклонять решения нормативного правового характера, принятые Собранием, возвращает указанные решения в Собрание депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в них изменений и дополнений, осуществляет общее руководство разработкой и вносит на утверждение Собрания депутатов проекты планов и программ социально-экономического развития городского округа, бюджета, планов приватизации объектов муниципальной собственности, организует их исполнение. Я, как депутат Собрания депутатов ГО «г.Избербаш», в период с 21.12.2010г. по настоящее время лично обращался к ФИО2, а также для рассмотрения и подписания в соответствии с порядком внутреннего документооборота, направлялись решения Собрания депутатов по разным чрезвычайно важным для населения города вопросам, однако все безрезультатно. Своим бездействием ФИО2 злостно нарушает права и свободы граждан.

В результате своевременного непринятия бюджета города нарушаются права и могут быть впредь нарушены права родителей детей, посещающих дошкольные учреждения города, т.к. в соответствии с ч.2 ст.190 Бюджетного кодекса РФ, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу, через три месяца после начала финансового года финансовый орган не имеет право доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, установленные настоящим Кодексом. Не дожидаясь до этого срока, начальником Управления образования Администрации г.Избербаш ФИО7 29.12.2018г. в нарушение требований п.1 ч.2 ст. 26 Устава городского округа «город Избербаш», согласно которого принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, по вопросам местного значения городского округа, входит в компетенцию Собрания депутатов, превысив свои должностные полномочия, издала Приказ под № 250-П «Об оплате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях города Избербаш, которым она отменила субсидии, предоставляемые ранее из бюджета РД для компенсации части стоимости путевок, предоставленных на 3-х детей дошкольного возраста.

Более того, о грубом нарушении прав граждан г.Избербаш свидетельствует и тот факт, что начальником Управления образования г.Избербаш ФИО7 этим же приказом №250-п от 29.12.2018 года в п.4, превысив свои полномочия, в нарушение требований ч.1 ст.48 Устава признает утратившими силу ряд постановлений Администрации города, регулирующих вопросы взимания платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях города. Несмотря на это ФИО2 не принял должных мер по отмене вышеуказанного нарушающего права и свободы граждан, а также противоречащее требованиям Устава ГО, решение своего подчиненного. Факт нарушения прав граждан непринятием бюджета города может быть подтвержден и свидетельскими показаниями одного из многочисленных пострадавших от бездействий и.о. главы ФИО2, горожанина ФИО8, у которого на попечении находятся трое малолетних детей и посещают детское дошкольное образовательное учреждение города №8. Также в Собрание депутатов ГО «г.Избербаш» от прокурора г.Избербаш поступило представление от 28.01.2019г. по факту не своевременного принятия и опубликования бюджета города. На данное представление ФИО2 был направлен ответ, где указано, что проект бюджета на рассмотрение Собрания депутатов сопроводительным письмом за №1599 был направлен 17.10.2018г. Во-первых, на тот момент не было сформировано само Собрание депутатов, т.е. первое организационное заседание Собрания депутатов состоялось только 21.09.2018г., во- вторых, нынешнему составу Собрания депутатов проект бюджета не был представлен, более того мы устно и письменно обращались к и.о. ФИО2 с предложением представить проект бюджета на рассмотрение Собрания депутатов и этот вопрос неоднократно ставился на повестку дня работы Собрания депутатов. Проект бюджета по настоящее время не внесен на рассмотрение Собрания депутатов, следовательно, вина в непринятии бюджета города ложиться на администрации городского округа «город Избербаш». Своим бездействием ФИО2 злостно нарушает права и свободы кандидатов на должность главы ГО «город Избербаш».

Собранием депутатов ГО «г.Избербаш» в правомочном составе в соответствии с п.16 ч.2 ст.26 и ч.6 ст.34 Устава 27.02.2019г. принято решение за №7-3 «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа «город Избербаш». Также была сформирована конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы. По настоящее время для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города подали документы 7 претендентов. В виду того, что ФИО2 в нарушение требований ч.1 ст.47 Устава не подписано вышеуказанное решение Собрания депутатов №7-3 и не отклонил его, граждане г.Избербаш, подавшие документы для участия в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы города, не могут реализовать свои права быть избранными на указанную должность.

На основании изложенного, просит суд признать бездействия и.о. главы ГО «г.Избербаш» ФИО2, выразившиеся в нарушении его прав, свобод, законных интересов; прав, свобод, законных интересов представляемых им избирателей, путем не подписания следующих решений: решения Собрания депутатов №5-7 от 15.02.2019г., решения Собрания депутатов №6-1 от 22.02.2019г., решения Собрания депутатов №7-2 от 27.02.2019г., решения Собрания депутатов №7-3 от 27.02.2019г.; не представлении в собрание депутатов ГО «г.Избербаш» проекта бюджета города на 2019 год и предстоящие 2020 и 2022 годы на рассмотрение и принятие; не принятии мер по отмене незаконного приказа №250-П от 29.12.2018г. «Об оплате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях г.Избербаш»; в нарушении требований п.1 ч.2 ст.26 Устава ГО «г.Избербаш» начальником Управления образования г.Избербаш ФИО7; в издании постановления №02 от 10.01.2019г. «О временном управлении бюджетом муниципального образования г.Избербаш в 2019 году»; в не направлении ответов на письма №13, 14, 15 от 12.02.2019г., №31 от 13.02.2019г., №42,61, 62,65 от 18.02.2019г., №72,73,80 от 22.02.2019г., №86, 89 от 27.02.2019г., №134 от 15.03.2019г. незаконными; обязании и.о. главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 подписать следующие решения: №5-7 от 15.02.2019г., №6-1 от 22.02.2019г., №7-2 от 27.02.2019г., решения Собрания депутатов №7-3 от 27.02.2019г.; обязании и.о. главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 представить на рассмотрение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» по числу депутатов проект бюджета г.Избербаш на 2019 год и предстоящие 2020 и 2021 годы; обязании и.о. главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 дать ответы на письма №13, 14, 15 от 12.02.2019г., №31 от 13.02.2019г., №42,61, 62,65 от 18.02.2019г., №72,73,80 от 22.02.2019г., №86, 89 от 27.02.2019г., №134 от 15.03.2019г.

Определением суда от 29.04.2019г. производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Избербашского городского суда от 26.04.2019г. по административному делу №2а-151/2019 по административному исковому заявлению ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, о признании действия ФИО1 по проведению заседания Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» 6-го созыва от 30.10.2018г. незаконным, как проведенного в нарушение требований п.2 ст.5 и п.5,7 ст.10 Регламента; признании действия ФИО1 и ФИО18 по подписанию решения Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» №2-1 от 30.10.2018 незаконными; признания решений, принятых на 2-ой сессии Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» 30.10.2018г.: №2-1 от 30.10.2018г. об отзыве Председателя Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО9; №2- 1-1 об избрании Председателя Собрания и заместителя Председателя Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» соответственно ФИО19 - представителя Всероссийской политической партии «Единая Россия» и ФИО18 - представителя Избербашского городского отделения КПРФ; 2-2 об отмене решений №№ 1-2 и 1-3 от 21.09.2018г., принятых на 1-ой сессии Собрания депутатов ГО «город Избербаш» 6-го созыва; № 2-3 об утверждении Положения об аппарате Собрания депутатов ГО «г.Избербаш»; №2-4 об утверждении структуры Собрания депутатов ГО «г.Избербаш»; №2-5 об утверждении Положения о постоянных комиссиях Собрания депутатов ГО «г.Избербаш»; №2-6 об образовании постоянных комиссий Собрания депутатов ГО «г.Избербаш»; №2-7 об образовании Президиума собрания депутатов ГО «г.Избербаш»; №2-8 о внесении изменений в Решение Собрания депутатов ГО от 27.08.2010 №15-3 «О размерах денежного вознаграждения и дополнительных выплатах лицам, замещающим муниципальные должности в городском округе «город Избербаш», также размерах должностных окладов, окладах за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим должности муниципальной службы в городском округе «город Избербаш»,- недействительными, как не соответствующими Уставу муниципального образования ГО «город Избербаш», принятого Решением Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» №41-1 от 26.12.2017г., зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по РД 29.12.2017г., и Регламенту Собрания депутатов ГО «г.Избербаш», утвержденного Решением Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» и нарушающие права депутатов Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» 6-госозыва- ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 на участие в работе сессии Собрания депутатов ГО «г.Избербаш», избирать и быть избранными в постоянные комиссии, в Президиум Собрания депутатов ГО «город Избербаш».

Апелляционным определением Верховного Суда РД от 16.07.2019г. №33а-3777/2019 определение суда отменено, дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции по существу. Определением суда от 05.08.2019г. производство по делу возобновлено.

Определением председателя Избербашского городского суда срок рассмотрения дела продлен до 26.09.2019г.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы, изложенные в административных исковых требованиях, просил удовлетворить по изложенным основаниям.

Представитель административного истца по доверенности от 18.04.2019г. № 05/155-н/05-2019-1-1202 ФИО20 поддержал доводы, изложенные в административных исковых требованиях, просил удовлетворить по изложенным основаниям.

В судебном заседании от 26.09.2019г. обратился к суду с заявлением об уточнении административных исковых требований, в которых указывает, что п.3 просительной части иска излагает в следующем виде: «…обязать и.о.главы ГО «г.Избербаш» ФИО2 выполнить требования п.9 ч.2 ст.3 Устава ГО «г.Избербаш» и ч.2 ст.8 положения «О бюджетном процессе в ГО «г.Избербаш», утвержденного Собранием депутатов от 25.06.2010г. №13-5, связанные с непредставлением на рассмотрение Собрания депутатов проекта бюджета ГО г.Избербаш на 2019 год и предстоящие 2020 и 2021 годы.

По ходатайству представителя административного истца ФИО20 в судебном заседании были допрошены свидетели ФИО21 и ФИО22, которые по мнению представителя ФИО20 могли подтвердить факт того, что проект бюджета не предоставлялся по числу депутатов.

Свидетель ФИО21 дал суду следующие показания.

Является депутатом Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» с 09.09.2018г. На предложение суда рассказать об известных ему фактах, сообщил что ему не известны суть и содержание рассматриваемого судом иска, однако, после сообщил, что подтверждает факт не получения проекта бюджета по числу депутатов. Вместе с тем на вопрос представителя административных ответчиков ФИО23, в каком порядке принимается и утверждается бюджет города, пояснений дать не смог, в связи с чем, судом оцениваются критически показания свидетеля.

Свидетель ФИО22 дал суду следующие показания.

Является депутатом Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» с 09.09.2018г., присутствовал на сессиях со второй по двенадцатую включительно. 30.09.2018г. была проведена вторая сессия, на которой был переизбран председатель. На сессии ставился вопрос о бюджете, но не был принят ввиду отсутствия кворума. Вопрос о принятии бюджета выносился на рассмотрение на каждой сессии. На рассмотрение проекта бюджета приглашался глава, руководитель Финансового Управления ФИО24, но они не приходили. Отрицал факт направления проекта бюджета письмом от 17.10.2018г

Административный ответчик и.о. главы Администрации ГО «г.Избербаш» ФИО2, будучи надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, направив в суд представителя ФИО23

Представитель административного ответчика Администрации ГО «г.Избербаш», будучи надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в силу ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя (срок доверенности от 18.04.2019г. №19 представителя ФИО23 определен до 01.08.2019г., иная доверенность суду не представлена).

Представитель административных ответчиков и.о. главы ФИО2 и Администрации ГО «г.Избербаш» по доверенностям от 18.04.2019г. №05/126-н/05-2019-1-552 и от 18.04.2019г. №19 ФИО23 просил в удовлетворении заявленных требований отказать, в письменных возражениях указывает следующее.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Данная норма означает, что с административным иском в суд может обратиться лицо, чье право нарушено. В нарушение ст.59 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Требования поданы в защиту нарушенных прав административного истца, а также в защиту прав, свобод и законных интересов граждан-избирателей, которых представляет весь депутатский корпус. При этом административным истцом указан только депутат ФИО1, соответственно, остается не ясным чьи интересы защищает истец. Если он представляет интересы своих избирателей, то это определенный круг граждан, которых необходимо указать административными истцами, а ФИО1 их представителем, однако, сделать это невозможно, так как в соответствии с ч.1 ст.24 Устава ГО «г.Избербаш» Собрание депутатов ГО «г.Избербаш» состоит из 21 депутатов, избираемых населением городского округа на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов сроком на 5 лет. Как указано в ст.40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов. В случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Однако какой нормой регулируется полномочие депутата обращаться в суд с защитой неопределенного круга лиц не указано. Указанные доводы являются основанием отклонить административное исковое заявление. Что касается отсутствия ответов на обращения депутатов, то в данном случае в Администрацию ГО «г.Избербаш» поступали письма за подписью председателя собрания депутатов ФИО9 На эти обращения администрацией были даны соответствующие ответы. Проект бюджета был направлен Собранию депутатов несколько раз: 17.10.2018г., 17.12.2018г., 18.06.2019г. Заключение, об отсутствии которого заявляет истец также имеется, приложено к указанным возражениям. Кроме того, депутатам предлагалось принять бюджет под председательством старейшего из депутатов, данное письмо приложено к возражениям, на это предложение также был получен отрицательный ответ. При этом председатель городского Собрания ФИО9 с предложением согласился и назначил сессию на 26.08.2019г., однако, отсутствие необходимого количества депутатов не позволило принять бюджет. Такое предложение было направлено позднее письмом за №1563 от 06.08.2019г., предложение было отклонено.

Что касается приказа руководителя Управления образованием ГО «г.Избербаш» то указанный приказ был принят во исполнение постановления главы ГО «г.Избербаш» от 08.11.2018г. №827. Для пояснения вопроса сообщаю следующее: в соответствии с ч.2 ст.65 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается. Как указано в части 5 данной же нормы в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и не должен быть менее 20 % среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50 % размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 % размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов. В соответствии с Постановлением Правительства РД от 20.05.2009г. №142 «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных учреждениях и иных образовательных организациях в Республике Дагестан, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» этот порядок реализуется на территории РД и по сей день. Отменная льгота являлась прерогативой Администрации ГО «г.Избербаш» и признав утратившим силу данную норму, муниципалитет воспользовался своим правом не нарушил в этой части региональное или федеральное законодательство. Решением Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» за №3-1 от 09.09.2019г. объявлено о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы ГО «г.Избербаш». Соответственно, у административного истца не имеется доводов, подтверждающих обоснованность его требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Собранием депутатов ГО «г.Избербаш» приняты решения №5-7 от 15.02.2019г. «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» «О размерах денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности в городском округе «город Избербаш», а также размерах должностных окладов, окладах за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим должности муниципальной должности в городском округе «город Избербаш» от 27 августа 2010 года за № 15-3; решение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» от 27.02.2019 года за №7-2 «Об утверждении порядка избрания главы городского округа «город Избербаш»; решение Собрания депутатов №7-3 от 27.02.2019г. «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа «город Избербаш», решение №6-1 от 22.02.2019г. «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа «город Избербаш».

Из содержания заявленных административных требований следует, что депутатом ФИО19 оспариваются бездействия и.о. главы ФИО2, выраженные в том, что последним не подписаны решения, принятые Собранием депутатом ГО «г.Избербаш» и подписанные ФИО19, как председателем Собрания депутатов ГО «г.Избербаш».

В обоснование заявленных административных требований ФИО1 заявляется о том, что не подписание указанных решений и.о. главы ФИО2 нарушает его права как депутата и права граждан - избирателей, которых представляет депутатский корпус.

Согласно ч.2 ст.38 КАС под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов; либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином; либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Как следует из содержания иска, он заявлен депутатом Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО1, вместе с тем из решения №5-7 от 15.02.2019г. усматривается, что оно подписано председателем Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО1 На вопрос суда обращается ли ФИО1 как депутат Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» или как председатель Собрания, подписавший решение по которому заявлены настоящие административные исковые требования, пояснил суд, что обратился как депутат.

Исходя из приведенной нормы, следует, что административным истцом является лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов. Муниципальный локальный акт, то есть решение №5-7 от 15.02.2019г., из которого вытекает содержание заявленных требований, подписан председателем Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» ФИО1, соответственно, в защиту прав должен обратиться председатель Собрания депутатов, а не депутат. Заявляя требование о том, что не подписание указанного решения нарушает права и охраняемые законом избирателей, который представляет депутатский корпус, суду не представлены доказательства того, что административный истец наделен правом обращения с данным иском от имени депутатского корпуса, то есть коллегиального органа, соответственно суду должна быть представлена доверенность на представление интересов Собрания депутатов либо актуальная выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая право действовать от имени депутатского корпуса без доверенности.

Как следует из содержания решения №5-7 от 15.02.2019г. им внесены изменения в предыдущее принятое Собранием депутатов решение о размерах денежного вознаграждения лицам, замещающим муниципальные должности, определения их должностных окладов, ежемесячных и дополнительных выплатах, то есть данное решение регламентирует права неопределенного круга лиц. В судебном заседании ФИО1 пояснил, что получает заработную плату и иные выплаты; в обоснование доводов о том, что лица, замещающие муниципальные должности не получают денежные вознаграждения, причитающиеся им выплаты, иные денежные вознаграждения, судом административному истцу было предложено представить бухгалтерские отчеты, сведения о начислениях заработной платы, иные финансовые документы, обосновывающие его доводы, однако, таковые им суду не представлены.

В силу ч.4 ст.46 Устава МО ГО «г.Избербаш» решения Собрания депутатов принимаются на заседании Собрания депутатов в соответствии с Регламентом Собрания депутатов. Порядок рассмотрения проектов решений и их принятие регламентированы главой IV Регламента Собрания депутатов ГО «г.Избербаш».

В силу ч.3 и ч.4 ст.27 Устава МО ГО «г.Избербаш» председатель Собрания депутатов руководит работой Собрания депутатов в соответствии с Регламентом Собрания депутатов. Председатель Собрания депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов, подписывает решения Собрания депутатов.

Согласно ч.7 ст.4 ст.28 Устава МО ГО «г.Избербаш» председатель Собрания депутатов осуществляет полномочия по организации работы Собрания депутатов, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов, подписывает решения Собрания депутатов, подписывает протоколы заседания Собрания депутатов, направляет нормативные правовые акты на подписание и обнародование Главе городского округа, организует исполнение решений, принятых Собранием депутатов в рамках своих полномочий.

Полномочия депутата Собрания депутатов регламентированы ст.30 Устава МО ГО «г.Избербаш», согласно части 20 которой депутат в целях осуществления своих полномочий имеет право на участие при рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; проведения собрания избирателей округа; направлении депутатских запросов; обращение в государственные и муниципальные органы для получения интересующей информации; получать освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности на основании официального уведомления о вызове в Собрание депутатов с возмещением расходов, связанных с депутатской деятельностью; получение возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, пользоваться отдельным служебным помещением, оборудованным мебелью, оргтехникой, средствами связи для осуществления депутатской деятельности.

Полномочия депутата в представительном органе регламентированы главой V Регламента Собрания депутатов ГО «г.Избербаш».

В частности, согласно ст.26 Регламента Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» депутат участвует в заседания Собрания депутатов, в работе комиссий и рабочих групп, исполняет поручения Собрания депутатов, его комиссий и рабочих групп.

Депутат имеет право в связи с осуществлением своих полномочий быть избранным в комиссию, рабочую группу; обращаться с письменными и устными запросами к главе ГО, руководителям организаций, расположенных на территории МО; высказывать мнение по персональному составу образуемых на заседаниях Собрания депутатов комиссий, рабочих групп, по кандидатурам должностных лиц самоуправления, назначаемых по согласованию с органом; вносить предложения по повестке дня, порядку обсуждения и по существу рассматриваемых представительным органом вопросам; вносить проекты решений Собрания депутатов, дополнения, изменения; участвовать в прениях, давать справки; оглашать имеющие местное значение обращения населения муниципального образования, общественных объединений; знакомиться со стенограммой или протокольной записью своего выступления, передавать текст выступления, с которым не выступил в связи с прекращением прений, для включения в стенограмму или протокол судебного заседания Собрания депутатов.

Из приведенных положений Устава МО ГО «г.Избербаш» и Регламента Собрания депутатов судом усматривается, что полномочиями по подписанию решений Собрания депутатов и организации их исполнения наделен председатель Собрания депутатов, представляющий интересы всего депутатского корпуса.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что правом на обращение в суд с соответствующими административными требованиями наделено лицо, которые имеет право заявлять таковые требования исходя из правоотношений лица, которое считает свои права нарушенными и лица, которое, по его мнению, допускает нарушение прав.

Заявляя требование о признании незаконными бездействий административного ответчика, выраженных в неподписаниирешения №7-2 от 27.02.2019г. «Об утверждении порядка избрания главы городского округа «город Избербаш» административным истцом не представлены, в том числе доказательства того, что данным бездействием нарушаются его права или права избирателей, интересы которого представляет, как указывает истец, депутатский корпус. Административным истцом и его представителем не представлены доказательства того, что за период с даты не подписания решения, то есть с 27.02.2019г. по день рассмотрения дела, в муниципальном образовании не проведены выборы главы в виду отсутствия утвержденного порядка избрания главы.

Как указывает административный истец бездействием и.о. главы ФИО2, выраженного в не подписании решения №7-3 от 27.02.2019г. «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа «город Избербаш» и решения №6-1 от 22.02.2019г. «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа «город Избербаш» в том числе нарушены его права и права представляемых им избирателей города. Вместе с тем, суд не представлены допустимые и относимые доказательства того, что истец или какой-либо гражданин, желающий реализовать свои избирательные права был не обосновано лишен данного права, в связи с не подписанием указанного решения. Суду, в том числе не представлены доказательства того, что истец был намерен участвовать в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы, а отсутствие положения о его проведении препятствовало реализации его права быть избранным. Более того, в судебном заседании ФИО1 пояснил, что по объявленному конкурсу подали документы 9 депутатов, баллотирующихся на пост главы.

Представителем административного ответчика суду представлено решение от 09.09.2019г. №3-1 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа «город Избербаш» согласно которому конкурс назначен на 08.10.2019г. в 11ч.00м., определено место проведения конкурса, идет прием заявок. К указанному решению приложено объявление о проведении конкурса, в котором указано о необходимом перечне документов для участия в конкурсе, условия конкурса и порядок проведения конкурсных испытаний

Таким образом, доводы административного иска в этой части в том числе не нашли подтверждения.

По мнению административного ответчика бездействия и.о. главы ФИО2, выраженные в не подписании вышеуказанных решений, допущены в нарушение ч.1 ст.47 Устава МО ГО «г.Избербаш».

Согласно ч.1 ст.47 Устава нормативный правовой акт, принятый Собранием депутатов, направляется главе ГО для подписания и обнародования в течении 10 дней. Глава ГО, и.о. главы Администрации ГО имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Собранием депутатов. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Собрание депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Если глава отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Собранием депутатов. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Собрания депутатов, он подлежит подписанию главой ГО в течение 7 дней и обнародованию.

Таким образом, данной нормой регламентировано право главы ГО или и.о. главы ГО на подписание нормативного правового акта либо право отклонения такового, в связи с чем, требование о признании бездействий путем не подписания указанных решений и обязании подписать их, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как приведенной нормой Устава предусмотрено право не подписания акта, то есть его отклонения. Требования о признании незаконными бездействий и.о. главы по непринятию решений, предусмотренных ч.1 ст.47 Устава и в этой связи обязании принять одно из предусмотренных данной нормой решений не заявлено, уточнений иска в этой части не поступило, в связи с чем, рассмотрено, в заявленном виде, соответственно, удовлетворению не подлежит.

Одним из пунктов административных требований является признание незаконными бездействий и.о. главы ФИО2 в непринятии мер по отмене незаконного приказа №250-П от 29.12.2018г., изданного начальником Управления образования г.Избербаш ФИО7 «Об оплате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях г.Избербаш», в нарушение требований п.1 ч.2 ст.26 Устава.

Согласно п.1 ч.2 ст.26 Устава в компетенции Собрания депутатов находится принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, по вопросам местного значения.

Приведенная норма является общей в рамках компетенции Собрания депутатов и в тоже время не содержит ограничений полномочий отдельных структурных подразделений Администрации, наделенных правами юридического лица, в частности, Управления образования, то есть приведенная норма не содержит запрета на принятие в пределах возложенных полномочий руководителями структурных подразделений соответствующих решений. Как усматривается из содержания заявленного требования, административный истец полагает, что административным ответчиком не предприняты меры по отмене приказа, принятого руководителем структурного подразделения Администрации Управления образования г.Избербаш ФИО7 При этом на вопрос суда в связи с чем административным ответчиком должны быть приняты меры, имеет ли место нарушение его прав или прав избирателей, права которых как им утверждается, в том числе представляются, суду не приведено. Иных норм в обосновании данного требования, нарушения которых допущено, за исключением приведенной нормы Устава не приведено, в том числе не приведено норм закона, иного нормативно-правового акта, нарушение которых допущено административным ответчиком. В судебном заседании истец и его представитель подтвердили суду, что действия ФИО7, связанные с принятием, по их мнению, незаконного приказа, ими не обжалуются и не обжаловались.

Из содержания представленного приказа №250-П от 29.12.2018г. усматривается, что он принят начальником Управления образованием г.Избербаш ФИО7 в соответствии с п.2 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании постановления Администрации ГО «г.Избербаш» от 08.11.2018г. №827 и содержит нормы об установлении платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных казенных дошкольных образовательных организациях ГО «г.Избербаш» в размере 1200 рублей в месяц. При этом в нарушении ст.ст.60,61,62 КАС РФ административным истцом и его представителем не приведено доказательств нарушения изданным приказом об установлении размера оплаты за содержание в образовательных учреждениях прав истца. В обоснование доводов о том, что данным приказом нарушаются права избирателей, права которых в том числе, по его мнению, им представляются, суду не представлено, в частности, обращения, жалобы граждан, возражающих установлению платы за содержание детей в образовательных учреждениях, не обеспечена явка свидетелей, которые могли бы подтвердить данные доводы, в частности, гражданина ФИО8, о котором говорится в иске.

Кроме того, в рамках действия указанного приказа был издан приказ от 20.02.2019г. №37-П «О компенсации части родительской платы за содержание ребенка в МКДОУ г.Избербаш, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и утвержден порядок за обращением о компенсации части родительской платы за содержание ребенка в МКДОУ г.Избербаш.

В силу требований ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Оспариваемый приказ был принят 29.12.2018г. и, исходя из объяснений истца, его представителя им было известно о принятом приказе. Соответственно, срок обжалования данного приказа истекает 29.03.2019г., вместе с тем с настоящим административным иском ФИО1 обратился в суд согласно штампу входящей корреспонденции суда 01.04.2019г.

В судебном заседании административный истец пояснил, что в части требований о признании незаконными действий административного ответчика по изданию постановления №02 от 10.01.2019г. «О временном управлении бюджетом муниципального образования «город Избербаш» в 2019 году» действия ответчика считает законными, так как при отсутствии утвержденного бюджета, и.о. главы мог издать такое постановление, однако, на предложение суда в этой связи, представить письменное заявление об отказе от административных исковых требований в части, отказался.

Одним из требований административного истца также является признание незаконными бездействий административного ответчика в непредставлении в Собрание депутатов ГО «г.Избербаш» проекта бюджета на 2019 год и предстоящие 2020 и 2022 годы на рассмотрение и его принятие. В судебном заседании представителем административного истца ФИО20 были поданы уточнения иска по п.3 просительной части иска излагает в следующем виде: «…обязать и.о.главу ГО «г.Избербаш» ФИО2 выполнить требования п.9 ч.2 ст.3 Устава ГО «г.Избербаш» и ч.2 ст.8 положения «О бюджетном процессе в ГО «г.Избербаш», утвержденного Собранием депутатов от 25.06.2010г. №13-5, связанные с непредставлением на рассмотрение Собрания депутатов проекта бюджета ГО г.Избербаш на 2019 год и предстоящие 2020 и 2021 годы.

В судебном заседании административный истец и его представитель пояснили, что на день рассмотрения дела проект бюджета не представлен, просили обязать административного ответчика представить его по числу депутатов в Собрание депутатов ГО.

Вместе с тем, представителем административных ответчиков данные доводы отрицались, представив на обозрение суда письменные доказательства.

Так, согласно объяснениям представителя ФИО23 проект бюджета неоднократно направлялся в Собрание депутатов 17.10.2018г., 17.12.2018г., 18.07.2019г., однако, в виду разногласий и наличия судебных тяжб по определению легитимного председателя Собрания депутатов, не рассмотрен по сегодняшний день, в связи в чем, незаконных действий административных ответчиков не усматривается.

Из письма от 17.10.2018 №1606 следует, что Администрацией ГО «г.Избербаш» представлен на рассмотрение и утверждение Собранию депутатов проект решения Собрания депутатов «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов городского округа «город Избербаш» «О бюджете муниципального образования «город Избербаш» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», подписанный главой ГО ФИО25

Согласно письму от 17.05.2019г. №849 и.о. главы ФИО2 в соответствии с п.7 ст.10 Регламента Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» просит созвать 23.05.2019г. внеочередную сессию Собрания депутатов для подготовки организационных вопросов по созданию постоянных комиссий и по вопросу о принятии бюджета ГО «г.Избербаш» на 2019 год и плановый 2020-2021 годы, с включением данных вопросов в повестку дня. Указанное письмо получено административным истцом ФИО1, о чем проставлена на копии его подпись, а также ФИО9, лицом которое в том числе считало себя председателем Собрания ГО «г.Избербаш».

30.05.2019г. и.о. главы ФИО2 обратился в Собрание депутатов ГО «г.Избербаш» с письмом №964 с просьбой созвать 04.06.2019г. внеочередную сессию Собрания ГО «г.Избербаш» для решения вопроса по принятию бюджета города.

17.06.2019г. повторно и.о. главы ФИО2 обратился в Собрание депутатов ГО «г.Избербаш» с письмом №1042 с просьбой созвать 20.06.2019г. внеочередную сессию Собрания ГО «г.Избербаш» для решения вопроса по принятию бюджета города.

05.07.2019г. и.о. главы ФИО2 обратился в Собрание депутатов ГО «г.Избербаш» с письмом №1162 с просьбой созвать 12.07.2019г. внеочередную сессию Собрания ГО «г.Избербаш» для решения вопроса по принятию бюджета города, полученное административным истцом ФИО1, о чем свидетельствует его подпись на копии.

На данное письмо административный истец в письме от 10.07.2019г. №294 указывает, что постоянные комиссии Собрания депутатов остаются недоукомплектованными, это препятствует рассмотрению и принятию бюджета.

05.08.2019г. в письме №1343 и.о. главы ФИО2 обращается к Собранию депутатов ГО, в котором указывает о том, что до принятия окончательного судебного решения по вопросу определения председателя Собрания депутатов ГО предлагает компромиссный вариант выхода из сложившейся ситуации о проведении сессии Собрания депутатов ГО для рассмотрения вопроса по бюджету под председательством старейшего депутата. В ответе на данное письмо от 06.08.2019г. №17 депутаты от партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Родина» сообщают о своем согласии на предложенный компромиссный вариант.

06.09.2019г. и.о. главы ФИО2 повторно обращается с письмом от 06.09.2019г. №1563 в Собрание ГО «г.Избербаш» в котором просит рассмотреть вопрос о проведении сессии по принятию бюджета на 2019 год и плановый 2020-2021 годы под председательством старейшего депутата в виду разногласий и не определенности с председателем Собрания депутатов ГО. ФИО1 в ответном письме от 19.08.2019г. №342 сообщает о невозможности проведения заседания под председательством старейшего депутата.

В обоснование доводов о том, что административным ответчиком представлялся Собранию депутатов ГО проект бюджета, суду представлен сам проект бюджета и заключение по нему председателя Контрольно-счетной комиссии ГО «г.Избербаш» от 26.10.2018г.

18.07.2019г. и.о. главы ФИО2 письмом №1247 повторно направлен проект бюджета, ранее направляемый, как указано в письме 17.10.2018г.

Факт наличия указанного проекта, направленного в Собрание депутатов, не отрицался самим административным истцом ФИО1 в судебном заседании.

Доводы административного истца в части не направлении ответов на письма №13, 14, 15 от 12.02.2019г., №31 от 13.02.2019г., №42,61, 62,65 от 18.02.2019г., №72,73,80 от 22.02.2019г., №86, 89 от 27.02.2019г., №134 от 15.03.2019г. и обязании дать ответы на них не нашли подтверждения в судебном заседании.

Исходя из содержания данных писем, в них отсутствуют обозначение или изложение каких-то конкретных вопросов, связанных с деятельностью (действиями, бездействиями) главы и требующие дачи ответов. Из содержания данных писем усматривается, что в них излагались просьбы об обеспечении информационного освещения и организационного обеспечения проводимых сессий ГО «г.Избербаш» (о предоставлении актового зала, приглашения на сессии редакции газеты «Наш Избербаш», телевидения, обеспечения явки определенных лиц Администрации и так далее). Согласно объяснениям ФИО1 сессии и соответствующие организационные мероприятия были проведены, из чего следует, что дача ответов на данные письма является не актуальной на сегодняшний день, в связи с чем, он отказывается от требований в данной части. Судом было предложено в письменном виде представить отказ от требований в этой части, однако, после диалога с представителем истца ФИО20, пояснил суду, что требования являются актуальными, и, несмотря на то, что вопросы, изложенные в письмах по проведенным сессиям не актуальны на сегодняшний день, просил суд рассмотреть их. Более того, представитель истца ФИО20 пояснил суду, что данные письма расценивает в порядке Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Вместе с тем из содержания ст.1 данного закона не усматривается, что на депутатские запросы распространяется действие данного закона.

В силу ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

При разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда не может быть дана оценка действиям и полномочиям административных ответчиков, а также не может быть сделан вывод об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав, свобод и законных интересов административных истцов, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению при рассмотрении и разрешении административного дела по существу ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019.).

При рассмотрении и разрешении административного дела по существу судом было установлено, что административным истцом и его представителем не представлено суду допустимых и относимых к рассматриваемому делу доказательств в обосновании заявленных административных требований; не приведено доказательств тому, что бездействиями административных ответчиков нарушены права административного истца; не приведено доказательств и не представлено суду соответствующих документов о наличии у административного истца права обращаться в защиту неопределенного круга лиц, то есть избирателей, права и охраняемые законом интересы которых как им указываются в иске, в том числе представляются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, суд

решил:

административное исковое заявление депутата Собрания депутатов городского округа «город Избербаш» ФИО1 к исполняющему обязанности главы городского округа «город Избербаш» ФИО2, Администрации городского округа «город Избербаш» о признании бездействия исполняющего обязанности главы городского округа «город Избербаш» ФИО2, выразившиеся в нарушении его прав, свобод, законных интересов; прав, свобод, законных интересов представляемых им избирателей, путем не подписания следующих решений: решения Собрания депутатов №5-7 от 15.02.2019г. «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» «О размерах денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности в городском округе «город Избербаш», а также размерах должностных окладов, окладах за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим должности муниципальной должности в городском округе «город Избербаш» от 27 августа 2010 года за №15-3; решение Собрание депутатов ГО «г.Избербаш» №6-1 от 22.02.2019г. «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа «город Избербаш»; решение Собрание депутатов ГО «г.Избербаш» от 27.02.2019 года за №7-2 «Об утверждении порядка избрания главы городского округа «город Избербаш»; решение Собрания депутатов №7-3 от 27.02.2019г. «Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа «город Избербаш»; не представлении в собрание депутатов ГО «г.Избербаш» проекта бюджета города на 2019 год и предстоящие 2020 и 2022 годы на рассмотрение и принятие; не принятии мер по отмене незаконного приказа №250-П от 29.12.2018г. начальника Управления образования г.Избербаш ФИО7 «Об оплате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях г.Избербаш» в нарушении требований п.1 ч.2 ст.26 Устава ГО «г.Избербаш»; в издании постановления №02 от 10.01.2019г. «О временном управлении бюджетом муниципального образования г.Избербаш в 2019 году»; в не направлении ответов на письма №13, 14, 15 от 12.02.2019г., №31 от 13.02.2019г., №42,61, 62,65 от 18.02.2019г., №72,73,80 от 22.02.2019г., №86, 89 от 27.02.2019г., №134 от 15.03.2019г. незаконными; обязании исполняющего обязанности главы городского округа «город Избербаш» ФИО2 подписать следующие решения: №5-7 от 15.02.2019г., №6-1 от 22.02.2019г., №7-2 от 27.02.2019г., №7-3 от 27.02.2019г.; обязании исполняющего обязанности главы городского округа «город Избербаш» ФИО2 представить на рассмотрение Собрания депутатов ГО «г.Избербаш» по числу депутатов проект бюджета г.Избербаш на 2019 год и предстоящие 2020 и 2021 годы; обязании ФИО2 дать ответы на письма №13, 14, 15 от 12.02.2019г., №31 от 13.02.2019г., №42,61, 62,65 от 18.02.2019г., №72,73,80 от 22.02.2019г., №86, 89 от 27.02.2019г., №134 от 15.03.2019г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения, путем подачи жалобы через Избербашский городской суд.

мотивированное решение

составлено 29.09.2019

Судья Н.И. Магомедова