ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-185/2022 от 18.05.2022 Кривошеинского районного суда (Томская область)

Дело а-185/22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кривошеино 18 мая 2022 года

Кривошеинский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,

при секретаре Сергун Н.А.,

с участием представителя административного истца –

помощника прокурора Кривошеинского района Петриковой С.Г.,

представителя административного ответчика –

глава Администрации

Новокривошеинского сельского поселения Саяпина А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Кривошеинского района Томской области о признании незаконным бездействия администрации Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района и возложении на административного ответчика обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,

установил:

и.о. прокурора Кривошеинского района Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новокривошеинского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и возложении на административного ответчика обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения статей 1, 4, 5, 6, 10, 21, 29 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 №236, распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», абз.7 п.1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, указал, что прокуратурой Кривошеинского района Томской области проведена проверка администрации Новокривошеинского сельского поселения в сфере исполнения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде. В нарушение указанных выше норм законодательства администрацией Новокривошеинского сельского поселения до настоящего времени предоставление 7 муниципальных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» через официальный сайт администрации не обеспечено.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования по существу признал. При этом просил предоставить срок для устранения выявленных нарушений до 31.12.2023, мотивировав тем, что до конца 2022 года они проведут актуализацию оказываемых ими населению муниципальных услуг. В настоящее время прорабатывается вопрос осуществить перевод данных услуг в электронный вид через Администрацию Томской области без использования бюджетных средств Администрации Новокривошеинского сельского поселения. В случае необходимости бюджетных средств на перевод услуг в электронный вид, будут планировать бюджет поселения на 2023 года с учетом необходимых затрат.

Суд, выслушав пояснения и доводы представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью первой статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту — Закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона № 210-ФЗ основными принципами предоставления муниципальных услуг являются, в том числе, возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно статье 6 Закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления предоставлять услуги дистанционно, в том числе, в электронной форме, используя информационно­-телекоммуникационную сеть «Интернет».

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о муниципальных услугах; подача заявителем запроса документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, Единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

На основании части 1 статьи 21 Закона № 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Согласно части 3 статьи 21 Закона № 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

1. доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;

2. доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона;

3. возможность подачи заявителем с использованием информационно­телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона;

4. возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона;

5. возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 данного Федерального закона.

Таким образом, предоставление муниципальных услуг, с учетом приведенных положений законодательства Российской Федерации, должно быть обеспечено, в том числе, и в электронной форме, с учетом того, что получение таких услуг в электронной форме является неотъемлемым правом заявителя.

Согласно части 4 статьи 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрен переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно органом местного самоуправления.

В соответствии с этапом № 5, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др. (далее по тексту - Требования).

При этом пунктом 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В нарушении указанных норм законодательства администрацией Новокривошеинского сельского поселения до настоящего времени предоставление 7 услуг: выдача разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов», «Формирование списка граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд», «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов», «Выдача информации из реестра муниципальной собственности муниципального образования Новокривошеинское сельское поселение», «Организация приватизации муниципального жилищного фонда муниципального образования Новокривошеинского сельского поселения», «Предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда», «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Новокривошеинского сельского поселения, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности» в электронном вид Новокривошеинского сельского поселения, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности» в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системе « Единый портал государственных и муниципальных услуг функций» через официальный сайт администрации не обеспечено.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1.2 раздела 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.

Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронной форме препятствует реализации названного национального проекта.

Согласно предоставленной информации администрации Новокривошеинского сельского поселения от 21.02.2022, в электронной форме предоставляется тринадцать муниципальных услуг из двадцати (л.д. 7).

В целях устранения указанных нарушений законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг 02.03.2022 прокурор Кривошеинского района внес Главе Новокривошеинского сельского поселения представление (л.д. 8-10), по результатам рассмотрения которого Глава Новокривошеинского сельского поселения 07.04.2022 сообщил (л.д. 11), что работа по устранению выявленных нарушений в настоящее время ведётся. При этом, примерная стоимость перевода одной муниципальной услуги в электронный вид составляет около 120000 рублей. Прорабатывается вопрос осуществить перевод данных услуг в электронный вид через Администрацию Томской области без использования бюджетных средств Администрации Новокривошеинского сельского поселения.

Таким образом, на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, а именно о признании незаконным бездействия администрации Новокривошеинского сельского поселения выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и возложении на административного ответчика обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.

Непринятие Администрацией Новокривошеинского сельского поселения необходимых мер для оказания муниципальных услуг в электронном виде создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг для реализации прав, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг и может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, что противоречит требованиям Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Пояснения ответчика об отсутствии в бюджете Администрации Новокривошеинского сельского поселения достаточных денежных средств для устранения выявленных недостатков, суд признает необоснованными, поскольку законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления своих полномочий с наличием либо отсутствием финансовой возможности, при этом должное планирование бюджетных средств является обязанностью органов местного самоуправления. Сама по себе недостаточность финансирования муниципального образования не может являться уважительной причиной не исполнения возложенных на Администрацию поселения обязанностей, а также основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ суд устанавливает срок для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц, учитывая требования разумности.

Суд полагает, что предложенный административным истцом срок является разумным для перехода административным ответчиком на предоставление муниципальных услуг в электронном виде. Иных, уважительных причин для предоставления ответчику более длительного срока, за исключением недостаточности в поселении денежных средств, о чем указывал представитель ответчика, в судебном заседании не представлено.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования и.о. прокурора Кривошеинского района Томской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.

Обязать администрацию Новокривошеинского сельского поселения Кривошеинского района осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья: подпись Д.Р. Серазетдинов

Копия верна: судья Д.Р. Серазетдинов

Секретарь Н.А. Сергун

Мотивированный текст решения изготовлен 18.05.2022

Судья: Д.Р. Серазетдинов