ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1880/2021 от 30.11.2021 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело а-1880/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 года г.Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Просолова В.В.,

при секретаре Моор К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Степанова А. М. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным,

установил:

Степанов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просил признать незаконным отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, возложить на административного ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок в аренду без проведения торгов.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он обратился к административному ответчику с заявлением о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов как с лицом, которому на время окончания Второй мировой войны было менее 18 лет. В удовлетворении заявления истца ответом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ отказано по причине расположения испрашиваемого земельного участка в границах территории, в отношении которой принята государственная программа «Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя. Полагает указанный отказ незаконным, поскольку ранее распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление земельного участка Бондарь Л.А., являющейся дочкой истца, а следовательно наличие указанной государственной программы не являлось препятствием для образования испрашиваемого земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Сухатерин С.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме. Также указал, что испрашиваемый административным истцом земельный участок был образован до принятия Государственной программы, послужившей основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный истец, административный ответчик и заинтересованное лицо извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, его явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.14 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 106-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" установлены правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.

В силу п.3 ст.17 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 106-ЗС к категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (ДД.ММ.ГГГГ) было менее 18 лет (дети войны).

Согласно п.4 ст.18 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 106-ЗС гражданам, указанным в пункте 3 статьи 17 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

Административный истец Степанов А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (ДД.ММ.ГГГГ) было менее 18 лет (дети войны), а следовательно имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Степанов А.М. через МФЦ обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:03:002014:497 в аренду без проведения торгов.

Решением №ГУ-исх.9323/21 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункту 18 статьи 39.16 ЗК РФ в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах территории, в отношении которой принята государственная программа «Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», утвержденная постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, по объекту «Строительство подъездной дороги к детскому саду и школе на <адрес>».

Несогласие административного истца с указанным решением Департамента послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 18 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 1090-ПП утверждена государственная программа города Севастополя "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".

Как следует из представленной Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя информации, испрашиваемый Степановым А.М. земельный участок с кадастровым номером 91:03:002014:497 находится в границах красных линий проекта планировки и межевания территории «Строительство подъездной дороги к детскому саду и школе на <адрес>).

Доказательств ошибочности заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий административным истцом не представлено.

Таким образом, судом достоверно установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в границах красных линий проекта планировки и межевания территории, утвержденных в рамках государственной программы "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Довод административного истца об образовании испрашиваемого земельного участка до утверждения государственной программы правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, в связи с чем отклоняется судом.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, испрашиваемый земельный участок образован ДД.ММ.ГГГГ, то есть после издания Правительством Севастополя постановления от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, утвердившего государственную программу.

Исходя из положений ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Доказательства в порядке ст. 226 КАС РФ, опровергающие сведения, представленные Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в полномочия которого входит предоставление испрашиваемой истцом государственной услуги, о несоответствии схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, административным истцом не представлены.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В ходе судебного разбирательства установлено соответствие оспариваемого решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя требованиям закона. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца, не выявлено.

Отказ административного ответчика в удовлетворении заявления Степанова А.М. вынесен в пределах его полномочий. Оспариваемое решение содержит законное основание отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов со ссылкой на нормы права.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа Степанову А.М. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Степанова А. М. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В.Просолов