ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1890/2023 от 25.05.2023 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело а-1890/2023

УИД: 47RS0005-01-2023-000367-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2023 года г. Выборг

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,

при секретаре Стороженко А.А.,

с участием представителя административного истца СНТ «Искра» Чернышова А.П., председателя СНТ «Искра» по выписке из протокола Великородней Н.М., представителя административного ответчика МИФНС № 10 по Ленинградской области Кузьминой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Искра" в лице Великородней Натальи Миновны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области об обязании внести изменения в ЕГРЮЛ, выдать дубликаты документов,

УСТАНОВИЛ:

административный истец СНТ «Искра» в лице председателя правления Великородней Н.М. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области, в котором просил:

обязать МИФНС №10 по Ленинградской области внести изменения в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Искра», ИНН:, указав в качестве сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, избранную общим собранием членов СНТ «Искра» председателем правления СНТ «Искра» Великороднюю Наталью Миновну,Дата года рождения, уроженки <данные изъяты>, СНИЛС, ИНН , предоставив СНТ «Искра» в лице председателя правления СНТ «Искра» Великородней Н.М.: дубликат свидетельства о государственной регистрации организации, дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, дубликат свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

В обоснование требований указала, что является председателем правления СНТ «Искра» на основании решения общего собрания членов СНТ «Искра» от Дата. При этом, осуществить регистрацию в налоговом органе не предоставляется возможным, поскольку необходимо предоставить заверенное нотариусом заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. При этом, нотариус отказывает в совершении нотариального действия т.к. подлинники документов, необходимых для совершения нотариального действия не были переданы прежним председателем правления и считаются утерянными. Во внесудебном порядке регистрация юридического председателя Великородней Н.М. в налоговом органе не возможна.

В ходе рассмотрения спора, исходя из характера возникших спорных взаимоотношений к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Емельянов Владимир Владимирович.

В заседании суда председатель правления СНТ «Искра» на основании решения общего собрания членов садоводства от Дата Великородняя Н.М. требования поддержала.

Представитель СНТ «Искра» в лице председателя правления Великородней Н.М. по ордеру Чернышов А.П. настаивал на удовлетворении требований.

Представитель МИФНС №10 по Ленинградской области Кузьмина В.В. полагала требования неправомерны и преждевременны, просила в иске отказать.

Определением суда от Дата в удовлетворении заявления СНТ «Искра» в лице Емельянова В.В. об отказе от иска отказано.

В соответствии со статьями 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательств уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив дело, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ СНТ «Искра» включено в Единый государственный реестр юридических лиц Дата.

Согласно сведениям о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица указан председатель правления Емельянов В.В., дата внесения записи Дата.

Решением внеочередного общего собрания членов СНТ «Искра» от Дата председателем правления избрана Великородняя В.В.

Решение не оспорено, недействительным не признано.

С целью внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, Великородняя В.В. обратилась в МИФНС №10 по Ленинградской области с заявлением о выдаче дубликатов листа записи и свидетельств о государственной регистрации организации, о постановке на учет в налоговом органе ЮЛ, о государственной регистрации юридического лица.

Данные документы необходимы для обращения к нотариусу за удостоверением подлинности подписи ее как председателя правления.

Согласно пояснениям Великородней В.В. данные документы не были переданы ей от прежнего председателя правления Емельянова В.В., что лишает ее права на удостоверение подлинности ее подписи и внесение изменений в сведения ЕГРЮЛ о ней как о председателе садоводства.

Ответами МИФНС №10 по Ленинградской области № от Дата и № от Дата разъяснено, что инспекция оставляет без исполнения запрос, так как с Дата документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ во всех случаях государственной регистрации является лист записи, запрос о предоставлении листа записи подписывается руководителем организации, а получить лист записи может представитель юридического лица, действующий на основании нотариальной доверенности.

Постановлением нотариуса Всеволожского нотариального округа от Дата отказано в совершении нотариального действия об удостоверении подлинности подписи председателя правления Великородней Н.М. в связи с тем, что отсутствуют учредительные документы, имеется недостоверность сведений в части адреса СНТ «Искра».

Отказ нотариуса не обжалован в порядке ГПК.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

П. 4 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции. В случаях, предусмотренных федеральным законом, вместо изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, представляется заявление о государственной регистрации, указанное в подпункте "а" настоящего пункта, содержащее текст изменений, вносимых в учредительный документ юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины;

д) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России;

е) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России;

ж) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (п.2 ст. 17).

На основании пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, связанной с внесением изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, заявителем является руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Учитывая изложенное, при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об юридическом лице в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица. Правовых оснований для обращения в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001 физического лица, полномочия которого исполнять функции единоличного исполнительного органа общества прекращаются или прекращены, не имеется.

В случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме N Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового генерального директора.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом.

Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2016 N 305-КГ15-18162 по делу N А40-6513/2015).

Пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации, в частности, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названной статьи в государственной регистрации должно быть отказано в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на Дата лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени СНТ «Искра» с Дата является председатель правления СНТ «Искра» Емельянов В.В.

Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган не представлялось.

Доводы о невозможности получения дубликатов правоустанавливающих и правоподтверждающих документов основаны на неверном толковании норм материального права.

Дата (вх.) в МИФНС поступил запрос от СНТ «Искра» в лице Великородней Н.М. о предоставлении копии устава садоводства,

Дата (исх.) копия действующей редакции устава предоставлена.

Дата (вх.) в МИФНС поступил запрос от СНТ «Искра» в лице Великородней Н.М. о предоставлении листа записи. Запрос оставлен без исполнения (исх. от Дата) поскольку полномочия не подтверждены документально в соответствии с законодательством РФ.

Дата поступил запрос адвоката Чернышова В.П. о предоставлении дубликатов свидетельств в целях оказания юридической помощи.

Дата запрос оставлен без исполнения поскольку запрошенные документы не входят в состав перечня, предоставляемого регистрирующим органом в соответствии со ст. 6 Закона №129-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 указанного закона Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

Доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице (с указанием перечня таких сведений) может быть ограничен. Доступ к предусмотренным настоящим абзацем сведениям (документам, содержащим сведения) ограничивается и возобновляется регистрирующим органом на основании заявления юридического лица, доступ к сведениям о котором может быть ограничен. Заявление об ограничении или о возобновлении доступа к сведениям, указанным в настоящем абзаце, представляется по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и подписывается лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, доступ к сведениям о котором может быть ограничен. В таком заявлении указываются обстоятельства, которые являются (являлись) основанием для ограничения доступа к сведениям о юридическом лице. Такое заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. Сведения о юридическом лице, доступ к которым ограничен в соответствии с настоящим абзацем, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, Банку России, судам, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, доступ к сведениям о котором ограничен.

Учитывая, что в полномочия МИФНС не входит проведение правовой экспертизы документов, а запрашиваемые документы не входят в состав перечня, предоставляемого регистрирующим органом в соответствии со ст. 6 Закона №129-ФЗ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия МИФНС незаконным и обязания предоставить запрашиваемые документы.

Вместе с тем, постановлением нотариуса Всеволожского нотариального округа от Дата не оспаривалось стороной. Иск к прежнему председателю о предоставлении учредительных документов не предъявлялся. Доказательств того, что учредительные документы не были переданы Великородней Н.М. не представлено.

Административное исковое заявление заявлено от СНТ «Искра» в лице Великородней Н.М., в то время как нарушены как считает истец права физического лица Великородней Н.М.

Таким образом, нарушение прав и законных интересов административного истца, а также основания, предусмотренные частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными действий (бездействия) налогового органа и обязания выдать документы не имеется.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования СНТ «Искра» в лице Великородней Н.М.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований садоводческого некоммерческого товарищества "Искра" в лице Великородней Натальи Миновны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области об обязании внести изменения в ЕГРЮЛ, выдать дубликаты документов отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья: Ю.С. Грачева

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2023.