ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-190/19 от 03.09.2019 Сеченовского районного суда (Нижегородская область)

Дело а-190/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2019 года в районный суд в составе председательствующего судьи председательствующего судьи Муравьева А.А., при секретаре судебного заседания при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сеченовсокго муниципального района о признании бездействия администрации незаконным, об обязании организовать работы по сносу расселенного аварийного дома

УСТАНОВИЛ:

административный истец прокурор , действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сеченовсокго муниципального района о признании незаконными бездействия администрации Сеченовского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: , Сеченовский р-он, совхоза, .

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

проведена проверка по результатам которой было установлено, сто в программу «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем на период 2015-2017», в рамках которой сформирована подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2015-2017 годы» был включен жилой дом, расположенный по адресу , Сеченовский р-он, совхоза, , который подлежал расселению в 2017 году. Установлено, что переселение жителей из вышеуказанного многоквартирного дома фактически окончено, но до настоящего времени дом не снесен, муниципальный заказ на снос расселенных аварийных домов не размещался, контракты на проведение работ по сносу не заключались, условия Региональной адресной программы в части сноса аварийного жилого фонда в установленные сроки не выполнены, что было установлено в ходе проверки.

Административный истец просит суд:

1. признать незаконными бездействия администрации Сеченовского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: , Сеченовский р-он, совхоза, .

2. Обязать администрацию Сеченовского муниципального района организовать работы по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: , Сеченовский р-он, совхоза, .

3. Установить администрации Сеченовского муниципального района срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика заявил о признании административного иска и обязался провести работы по сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ. последствия признания иска административному ответчику известны.

Признание административного иска административным ответчиком не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, иным федеральным законам, не нарушает права других лиц и принимается судом.

Участвующие в административном деле лица, в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, проведена проверка по результатам которой было установлено, сто в программу «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем на период 2015-2017», в рамках которой сформирована подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2015-2017 годы» был включен жилой дом, расположенный по адресу , Сеченовский р-он, совхоза, , который подлежал расселению в 2017 году. Установлено, что переселение жителей из вышеуказанного многоквартирного дома фактически окончено, но до настоящего времени дом не снесен, муниципальный заказ на снос расселенных аварийных домов не размещался, контракты на проведение работ по сносу не заключались, условия Региональной адресной программы в части сноса аварийного жилого фонда в установленные сроки не выполнены, что было установлено в ходе проверки.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, которая не может реализовываться произвольно.

В соответствии с п.52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Как разъяснено в п.62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п.4 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).

Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, который должен носить разумный характер, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

В силу п.2 ч.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

Основываясь на представленных сторонами доказательствах, оцененных по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом достоверно установлено, что признанные аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, расположенные по адресам: , Сеченовский р-он, совхоза, , а, не пригодны для проживания, проживание в указанных многоквартирных домах не представляется возможным, имеется опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц вследствие его возможного обрушения.

В соответствии с СП 13-102-2003 о категориях технического состояния недопустимое состояние представляет собой категорию технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций); аварийное состояние – категорию технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Ппризнать незаконными бездействия администрации Сеченовского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: , Сеченовский р-он, совхоза, .

Обязать администрацию Сеченовского муниципального района организовать работы по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: , Сеченовский р-он, совхоза, .

Установить администрации Сеченовского муниципального района срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Судья А. А. Муравьев