Дело №а-190/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2022 года г.Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании бездействия незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выражающееся в неисправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и в невнесении изменений описания местоположения границ и площади лесного земельного участка с кадастровым номером 91:01:00000:70 в части пересечения с границами нелесных земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:039001:27 и 91:01:039001:28.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства. Истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 91:01:039001:27, 91:01:039001:28. Административным ответчиком установлено наличие реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70, пересекающими с границами земельных участков, принадлежащих истцу. Регистрирующим органом принято решение о необходимости ее устранения, однако Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя незаконно уклоняется от самостоятельного устранения реестровой ошибки в предусмотренном законом порядке, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском в целях защиты нарушенного права.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил, извещен о времени и месте проведения судебного заседания в установленном законом порядке.
Заинтересованное лицо ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что полномочия, в том числе в сфере государственной регистрации права и кадастрового учета переданы соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ в <адрес>.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 226 КАС РФ, учитывая, что административный истец, ответчик и заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 176 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Судом установлено, что истец является собственником земельных участков, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 2500 кв.м. (кадастровый №); г. Севастополь, <адрес>, площадью 2500 кв.м. (кадастровый №).
Из материалов дела также усматривается, что согласно актуальным сведениям ЕГРН имеется запись о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, квартал 30 выдел 2,9-22,27-32, 34-37, 39-49, 51, 54 Орлиновского участкового лесничества внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете земельного участка и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано за городом федерального значения Севастополь, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись № – 91/001/2017-1.
Сведения о земельных участках, расположенных по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 2500 кв.м. (кадастровый №); г. Севастополь, <адрес>, площадью 2500 кв.м. (кадастровый №), были внесены ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с мероприятием № «Перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в государственный кадастр недвижимости» Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серия ЯГ №. То есть, на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 91:01:039001:28, 91:01:039001:27.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком установлено, что в схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-РДЗ, на основании которой был подготовлен межевой план данного земельного участка, может содержаться ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 пересекают границы, в том числе земельных участков, принадлежащих истцу.
Таким образом, при формировании земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 не было учтено наличие иных земельных участков, расположенных в границах образуемого земельного участка, а также наличие землеустроительной документации в отношении таких земельных участков.
В силу требований ч.ч. 3, 4 ст. 61 Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Частью 6.1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ установлено, что по истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 статьи 61 Закона №218-ФЗ органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 Закона о недвижимости.
Суд отмечает, что наличие пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 по адресу: Российская Федерация, <адрес>, квартал 30 выдел 2,9-22,27-32, 34-37, 39-49, 51, 54 с границами других земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 91:01:039001:28, 91:01:039001:27, принадлежащих истцу, а также наличие реестровой ошибки, препятствующей проведению государственной регистрации прав истца на указанные земельные участки административным ответчиком не оспаривается, подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, основываясь на материалах дела, суд считает факт наличия реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:70 доказанным.
Вместе с тем, Приказом Росреестра № П/0515 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделена отдельными полномочиями органа регистрации прав, в частности в соответствии с п. 1.1 по осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведению ЕГРН и предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Приказом Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, форма специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состав сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки.
Согласно п. 5 порядка ведения ЕГРН сведения в реестры последнего вносятся посредством формирования в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость, реестре границ предусмотренных Порядком данных при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, внесении сведений о границах, внесении дополнительных сведений, если внесение таких сведений не является государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав (далее также - сведения, данные). Формирование данных в реестре границ осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.
Согласно абз. 1 п. 22 Порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки изменение сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельных участков (их частей), границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении выявленных органом регистрации прав реестровых ошибок, указанных в части 6 статьи 61 Закона, осуществляется соответственно на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки и одного из следующих документов: Отчета, представленного с заявлением межевого плана, представленных в установленном статьей 34 Закона порядке документов.
В соответствии с приказом Росреестра № П/0346 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Устав Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» определение координат включено в перечень основных видов деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра».
Постановлением Правительства Севастополя №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в соответствии с пунктами 1.2 которого целью деятельности Севреестра является реализация переданных полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, земельных отношений, контрольно-надзорных функций в указанных сферах на территории города Севастополя в соответствии с Соглашением между Росреестром и Правительством Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2433-р (далее - Соглашение).
Основными задачами деятельности Севреестра являются:
1) предоставление государственных услуг по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);
2) осуществление мероприятий по проведению землеустройства, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) (далее - государственный мониторинг земель), а также функции государственного земельного надзора;
3) осуществление государственных полномочий в сфере государственной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
4) надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
5) обеспечение при реализации своих полномочий приоритета, целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пп. 6 п. 2.2.1 Положения Севреестр осуществляет функции в сфере Государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, включая ведение ЕГРН в отношении:
- реестра объектов недвижимости (кадастра недвижимости);
- реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестра прав на недвижимость);
- реестра границ;
- ведения и хранения реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости;
- ведения реестровых дел объектов реестра границ;
- ведения кадастровых карт на территории города федерального значения Севастополя (за исключением публичной кадастровой карты, публикация которой осуществляется на официальном сайте Росреестра);
- ведения книг учета документов.
Исходя из вышеизложенного, внесение изменений в сведения реестра границ ЕГРН о местоположении границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества при исправлении реестровой ошибки осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» на основании решения о необходимости устранения реестровой ошибки, подготовленного государственным регистратором прав, при этом Севреестр осуществляет свою деятельность в рамках переданных ему полномочий, в связи с чем полномочия для устранения реестровой ошибки в рамках действующего законодательства Севреестру не передавались.
Таким образом, анализируя положения действующего законодательства, суд не может согласиться с доводами истца о незаконном и необоснованном уклонении от устранения выявленной реестровой ошибки, так как данными полномочиями административный ответчик действующим законодательством не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании бездействия незаконным – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.В.Просолов