Дело №а-1915/2021
УИД:23RS0№-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
01 апреля 2021 года г. С.
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Воронковой А.К.,
при секретаре судебного заседания Симованян К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. С. административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Сочи в лице департамента имущественных отношений о признании постановления незаконным, снятии с кадастрового учёта земельного участка и возложении обязанности по заключению договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи в лице департамента имущественных отношений о признании постановления незаконным, снятии с кадастрового учёта земельного участка и возложении обязанности по заключению договора аренды.
Истец полагает, что администрация города Сочи в лице ее отраслевых и территориальных органов создала условия, при которых он лишился возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка без торгов, занятого принадлежащим ему объектом недвижимого имущества.
Просит исковые требования удовлетворить и: признать постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи» незаконным; снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174, прекратив право муниципальной собственности муниципального образования город-курорт С.№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, зарегистрировав право муниципальной собственности на него, изменив в соответствии с Классификатором его вид разрешенного использования на «предпринимательство (код 4.0)»; обязать администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений обратиться с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 и восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, приведя в соответствие с Классификатором вид разрешенного использования земельного участка на «предпринимательство (код 4.0)»; в резолютивной части решения указать, что настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи для внесения изменений в сведения государственного кадастрового учета в целях снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 и прекращения на них права муниципальной собственности, восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 и регистрации в отношении него права муниципальной собственности, а также изменения вида разрешенного использования земельного участка на «предпринимательство (код 4.0)»; обязать администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 сроком на 49 лет.
В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика по доверенности ФИО2, аргументируя необоснованность изложенных в нем доводов, просит в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации г. С. отказать в полном объеме.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, его представитель по доверенности ФИО3 настаивал на заявленных требованиях и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание явился представитель административного ответчика- администрации города Сочи в лице департамента имущественных отношений по доверенности ФИО2, который просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание не явился представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в письменном ходатайстве представитель по доверенности ФИО4 просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать в полном объеме.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Согласно ст.150 КАС РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель является собственником гаража с кадастровым номером 23:49:0204017:1077, расположенным по адресу: г. С., <адрес> (рядом с домом №А), о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный объект был приобретен истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и на момент приобретения располагался в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, площадью 534 кв.м.
Административный истец, руководствуясь ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, обратился в департамент имущественных отношений администрации города Сочи и администрацию Центрального района города Сочи с заявлением о заключении с ним договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, площадью 534 кв.м, сроком на 49 лет.
Администрация города Сочи в лице департамента имущественных отношений в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ№.1-0/20 отказала в предоставлении ему данной муниципальной услуги со ссылками на постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи», которым путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 образованы два земельных участка 23:49:0204017:1174 (площадью 19 кв.м), 23:49:0204017:1173 (515 кв.м). Таким образом, испрашиваемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 прекратил свое существование.
Как следует из ответа департамента имущественных отношений администрации города Сочи, принадлежащий истцу объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0204017:1077 одновременно расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1 не знал о принятии администрацией города Сочи постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи» до момента получения им ответа департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку фактически пользуется земельным участком площадью 534 кв.м, огородил и благоустроил его.
Из материалов дела следует, что в тексте постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствуют ссылки на объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0204017:1077, принадлежащий административному истцу, равно как и уведомление его как собственника о принятии данного постановления. Из материалов дела следует, что право собственности ФИО1 на гараж было зарегистрировано в сведениях Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, а оспариваемое постановление о разделе участка принято ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение о разделе участка, на котором располагается принадлежащий административному истцу объект недвижимости, не могло быть принято без его уведомления, поскольку оно затрагивает его права на земельный участок, занятый гаражом.
Согласно ч.3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках подтверждает существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждает прекращение его существования.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В ч. 2 ст. 8 Закона №218-ФЗ указано, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков и т.д.
Суд приходит к выводу, что одним из источников характеристик земельного участка должен являться кадастровый номер объекта недвижимости и следующие за ним иные характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Земельный участок, расположенный по <адрес> в Центральном районе города Сочи на момент приобретения истцом гаража имел все указанные выше характеристики, поскольку стоял на государственном кадастровом учете под кадастровым номером 23:49:0204017:1067.Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основополагающих принципов земельного законодательства – единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Приобретая права на объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0204017:1077 административный истец приобрел право на оформление земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 со всеми его установленными характеристиками, включая его площадь.
В соответствии с ч.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, предоставляются в аренду без проведения торгов собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Испрашиваемый истцом земельный участок площадью 534 кв.м на момент приобретения объекта недвижимости, являлся индивидуально определённой вещью, поскольку имел кадастровый № и, в силу приведенного выше законодательства, подлежал предоставлению истцу в аренду или в собственность за плату в существующем виде. Раздел участка, занятого объектом недвижимости, без участия истца, грубо нарушает его право землепользователя на приобретение земельного участка. Как следует из ответа департамента имущественных отношений, при разделе земельного участка, принадлежащий истцу объект недвижимости с кадастровым номером 23:49:0204017:1077 оказался в границах двух образованных земельных участков, что исключает для него возможность приобретения только одного из указанных участков, в силу нарушения принципа единства судьбы объекта и прочно связанного с ним земельного участка (ст. 1 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах, судом с целью установления фактических обстоятельств, имеющих юридическое значение для разрешения спора по существу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «ПСФ «КапРемСтрой» ФИО5
На разрешение эксперта судом были поставлены следующие вопросы:
Возможно ли определить на местности (в натуре) границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 и затрагивают ли эти границы (имеют накладку, вкрапление, вклинивание) иные объекты землеустройства или объекты капитального строительства, принадлежащие третьим лицам?
Определить месторасположение гаража с кадастровым номером 23:49:0204017:1077 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067?
Согласно выводов эксперта, отражённых в заключение от ДД.ММ.ГГГГ№, имеется возможность определить на местности (в натуре) границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, площадью 534 кв.м, делением которого были образованы земельные участки, в соответствии с Постановлением Главы города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ; с кадастровым номером 23:49:0204017:1173, площадью 515 кв.м; с кадастровым номером 23:49:0204017:1174, площадью 19 кв.м, по адресу ориентира: г. С., Центральный район, <адрес> располагается в следующих координатах поворотных точек системы координат МСК-23:
№ № точек Местоположение точек в системе координат
X, м Y, м
1 317 417,51 2 198 445,31
2 317 409,46 2 198 457,32
3 317 405,42 2 198 453,67
4 317 403,40 2 198 452,24
5 317 387,30 2 198 441,07
6 317 384,10 2 198 438,92
7 317 385,78 2 198 436,55
8 317 381,98 2 198 433,84
9 317 378,97 2 198 431,48
10 317 377,55 2 198 430,04
11 317 377,88 2 198 428,21
12 317 379,10 2 198 426,41
13 317 382,44 2 198 421,89
14 317 383,62 2 198 422,68
15 317 386,02 2 198 424,28
16 317 409,50 2 198 439,95
1 317 417,51 2 198 445,31
Указанные границы не затрагивают (не имеют наложений, вкраплений, вклинивание) иные объекты землеустройства, а также объекты капитального строительства, принадлежащие третьим лицам. В пределах границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 располагается нежилое здание с кадастровым номером 23:49:0204017:1077, гараж, по адресу: г. С., Центральный район, <адрес> (рядом с домом №А). Иных объектов недвижимости в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, площадь 534 кв.м не установлено.
Суд обоснованно приходит к выводу, что принятое постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи» нарушает требования приведенного выше законодательства, нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца ФИО1 и, по мнению суда, подлежит отмене.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Пунктом 6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, предоставляются в собственность за плату без проведения торгов собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ. При наличии у лица законных оснований для приобретения права собственности или права аренды на земельный участок, уполномоченный орган обязан заключить договоры аренды или купли-продажи, поскольку в этом случае достаточно одной лишь воли собственника здания, сооружения, расположенного в границах участка.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Классификатор), уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Исходя из расположения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, в зоне Ж5 (многоэтажная жилая застройка высотой до 56 метров) по Решению Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С.» указанный участок следует привести в соответствие с Классификатором, поскольку существующий вид разрешенного использования «для эксплуатации гаражей» не предусмотрен таблицей 9 указанных Правил, а именно изменить его вид разрешенного использования на «предпринимательство (код 4.0)».
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Необходимым условием выбора того или иного способа защиты нарушенного или оспоренного права является обеспечение восстановления нарушенного права. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует, и заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат. Требуя применить конкретный способ защиты, истец должен доказать, что иным способом восстановить его право невозможно – применяемый способ защиты должен быть необходимым и достаточным для восстановления нарушенного права и не должен причинять ответчику вред, поскольку в противном случае имеет место превышение пределов защиты, влекущее неоправданное нарушение прав ответчика.
В этой связи, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, с учетом положений нормативных предписаний и сложившейся судебной практики, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации города Сочи в лице департамента имущественных отношений о признании постановления незаконным, снятии с кадастрового учёта земельного участка и возложении обязанности по заключению договора аренды – удовлетворить.
Признать постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи» незаконным.
Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174, прекратив право муниципальной собственности муниципального образования город-курорт С.№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Восстановить на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, зарегистрировав право муниципальной собственности на него, изменив в соответствии с Классификатором его вид разрешенного использования на «предпринимательство (код 4.0)».
Обязать администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений обратиться с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 и восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067, приведя в соответствие с Классификатором вид разрешенного использования земельного участка на «предпринимательство (код 4.0)».
Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в городе Сочи для внесения изменений в сведения государственного кадастрового учета в целях снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204017:1173 и 23:49:0204017:1174 и прекращения на них права муниципальной собственности, восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 и регистрации в отношении него права муниципальной собственности, а также изменения вида разрешенного использования земельного участка на «предпринимательство (код 4.0)».
Обязать администрацию города Сочи в лице департамента имущественных отношений заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204017:1067 сроком на 49 лет.
Мотивированное решение изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.К. Воронкова