ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-191/20 от 18.03.2020 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

дело а-191/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 18 марта 2020 года

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РД ФИО2 к собранию депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» <адрес> РД о признании решение Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» от ДД.ММ.ГГГГ о принятии проекта устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» и от 29.04.2019г. о принятии устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» незаконными, признании запись о государственной регистрации устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» от 03.06.2019г. за государственным регистрационным номером RU , проведенной Управлением МЮ РФ по РД, недействительной, признании устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» <адрес>, принятый решением муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» от 29.04.2019г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 03.06.2019г. за государственным регистрационным номером , недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> РД обратился в суд с административным иском в защиту интересов МО «сельсовет Алходжакентский» <адрес> РД к собранию депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» <адрес> РД о признании решение Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» от ДД.ММ.ГГГГ о принятии проекта устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» и от 29.04.2019г. о принятии устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» незаконными, признании запись о государственной регистрации устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» от 03.06.2019г. за государственным регистрационным номером RU , проведенной Управлением МЮ РФ по РД, недействительной, признании устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» <адрес>, принятый решением муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» от 29.04.2019г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 03.06.2019г. за государственным регистрационным номером , недействующим, по тем основаниям, что проведенной прокуратурой <адрес> проверки по обращению депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» ФИО3 и других установлено, что решением Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» от 29.04.2019г. устав МО «сельсовет Алходжакентский» принят в новой редакции, на которого 03.06.2019г. Управлением МЮ РФ по РД проведена государственная регистрация устава МО «сельсовет Алходжакентский» за государственным регистрационным номером RU .

Принятие устава МО «сельсовет Алходжакентский» в новой редакции 29.04.2019г. осуществлено с грубым нарушением требований действующего законодательства.

Так, в соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч.5 ст.44 ФЗ от 6 октября 2003г. №131-Ф3 и ст.44 устава МО «сельсовет Алходжакентский», принятого решением Собрания депутатов от 24.04.2015г. №15, действовавшего на момент принятия устава 29.04.2019 в новой редакции, устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, что составило 7 депутатов, в силу чего для принятия устава муниципального образования необходимо голосование за принятие устава не менее 5 депутатов.

Более того, согласно объяснениям депутатов ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8 и ФИО6 они ни при принятии проекта устава 12.02.2019г., ни при принятии устава в окончательной редакции 29.04.2019г. на сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» не присутствовали, участия в работе сессии в указанное время не принимали, о проведении сессии по вопросу принятия устава поселения они не были уведомлены, т.е. заявителями отрицается факт проведения сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» по вопросу принятия устава поселения в новой редакции, что находит свое объективное подтверждение, поскольку административным ответчиком какие-либо доказательства соблюдения требований действующего законодательства при принятии устава поселения и последующей его регистрации в Управлении МЮ РФ по РД в прокуратуру района не представлены.

Между тем согласно ч. 6 ст.44 ФЗ №131-Ф3 нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав является основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Также истец указывает, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что принятие устава МО «сельсовет Алходжакентский» на основании решений Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» от 12 февраля 2019г. №26 и от 29.04.2019г. № 27 осуществлено с нарушением требований ФЗ №131-Ф3, в связи с чем устав поселения подлежит признанию недействующим, как не соответствующий действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ст.43 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №ПЬФЗ с систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Представитель истца – помощник прокурора <адрес> РД ФИО7 в судебном заседании участия не принимал, письменным заявлением просил удовлетворить исковые требования в полном объеме и рассмотреть дела без представителя прокуратуры <адрес> РД.

Представитель административного ответчика – председатель Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» <адрес> РД ФИО8 в судебном заседании участия не принимал. Письменным заявлением через канцелярию суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований не возражал, указав, что нарушения имеют место и принимаются все меры для их устранения, приложив к своему заявлению решение собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» от 31.01.2020г. и протокол встречи жителей сел.Алходжакент от ДД.ММ.ГГГГ. Просил суд дело рассмотреть без его участия.

Представитель заинтересованного лица и.о. главы МО «сельсовет Алходжакентский» ФИО9 в судебном заседании участия не принимала. Письменным заявлением через канцелярию суда от 18.03.2020г. просила дело рассмотреть без ее участия и не возражала в удовлетворении исковых требований прокурора.

Представитель заинтересованного лица начальник Управления министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> У-Х.Ш. в судебном заседании участия не принимал. Письменным заявлением через канцелярию суда от ДД.ММ.ГГГГ просил дело рассмотреть без участия представителя управления министерства юстиции РФ по РД.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий(бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия(бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой района проведена проверка по обращению депутатов Собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» ФИО3 и других в ходе которой установлено, что решением Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» от 29.04.2019г. устав МО «сельсовет Алходжакентский» принят в новой редакции, на которого 03.06.2019г. Управлением МЮ РФ по РД проведена государственная регистрация устава МО «сельсовет Алходжакентский» за государственным регистрационным номером RU .

Из исследованных в судебном заседании письменных объяснений депутатов ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8 и ФИО6, усматривается, что они ни при принятии проекта устава 12.02.2019г., ни при принятии устава в окончательной редакции 29.04.2019г. на сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» не присутствовали, участия в работе сессии в указанное время не принимали, о проведении сессии по вопросу принятия устава поселения они не были уведомлены, т.е. заявителями отрицается факт проведения сессии Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» по вопросу принятия устава поселения в новой редакции, что находит свое объективное подтверждение, поскольку административным ответчиком какие-либо доказательства соблюдения требований действующего законодательства при принятии устава поселения и последующей его регистрации в Управлении МЮ РФ по РД в прокуратуру района не представлены.

Указанные обстоятельства дают полагать суду, что принятие устава МО «сельсовет Алходжакентский» в новой редакции 29.04.2019г. осуществлено с грубыми нарушениями требований действующего законодательства.

В соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от 6 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч.5 ст.44 ФЗ от 6 октября 2003г. №131-Ф3 и ст.44 устава МО «сельсовет Алходжакентский», принятого решением Собрания депутатов от 24.04.2015г. №15, действовавшего на момент принятия устава 29.04.2019 в новой редакции, устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, что составило 7 депутатов, в силу чего для принятия устава муниципального образования необходимо голосование за принятие устава не менее 5 депутатов.

Согласно ч. 6 ст.44 ФЗ №131-Ф3 нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав является основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Принятие устава МО «сельсовет Алходжакентский» на основании решений Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» от 12 февраля 2019г. №26 и от 29.04.2019г. № 27 осуществлено с нарушением требований ФЗ №131-Ф3, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению, а устав поселения подлежит признанию недействующим, как не соответствующий действующему законодательству Российской Федерации.

Административный ответчик председатель Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» ФИО8 письменным заявлением исковые требования прокурора признал полностью.

Согласно ч.1 ст.157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

В соответствии Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> РД к Собранию депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, районный суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать решение Собрания депутатов МО «сельсовет Алходжакентский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ о принятии проекта устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» и от 29.04.2019г. о принятии устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» незаконными.

Признать запись о государственной регистрации устава муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» от 03.06.2019г. за государственным регистрационным номером RU , проведенной Управлением МЮ РФ по РД, недействительной.

Признать устав муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» <адрес>, принятый решением муниципального образования «сельсовет Алходжакентский» от 29.04.2019г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 03.06.2019г. за государственным регистрационным номером , недействующим.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья М.М. Гаджимурадов