ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-194/2022 от 07.06.2022 Малодербетовского районного суда (Республика Калмыкия)

дело а-194/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2022 года село Малые Дербеты

Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Бадмаевой О.В.,

при секретаре судебного заседания Дорджиевой О.С.,

с участием административного истца – заместителя прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия Кузьменко Н.Ш.,

представителя административного ответчика администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики КалмыкияШестак Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия по разработке и принятию нормативов состава сточных вод незаконным и возложении обязанностипринять меры,

у с т а н о в и л:

прокурор Малодербетовского района Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Малодербетовского РМО) с указанным административным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе реализации национального проекта «Экология»,одной из целей которого являются мероприятия по сокращению сброса загрязненных сточных вод. В соответствии с ч.ч.1, 4.1.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018)«О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится установление нормативов состава сточных вод. Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 416-ФЗ следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. Согласно части 11 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1), порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункт 8.2). Приведенные нормы введены Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ и вступили в силу с 01 января 2019 года.Таким образом, с 01 января 2019 года федеральным законодательством установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления, а не организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Порядок установления нормативов раскрыт в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644.Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» рекомендовано органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01 июля 2020 г.По указанному факту нарушения закона в 2020 г. в адрес главы Малодербетовского РМО внесено представление, по результатам рассмотрения которого в ответе указано, что принимаются меры по разработке нормативов.Однако, до настоящего времени при наличии централизованной системы водоотведения, предоставления услуг по водоотведению на территории с.Малые Дербеты администрация Малодербетовского РМО нормативы состава сточных вод не утвердила.При указанных обстоятельствах, бездействие органа местного самоуправления по устранению нарушений закона выразившиеся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод противоречит целям и задачам государственной политики федеральных проектов и ведет к нарушению законных интересов прав граждан, проживающих на территории района, на благоприятную окружающую среду.В связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации Малодербетовского РМО как несоответствующее Федеральному закону от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», выразившееся в непринятии мер по Республики Калмыкия по разработке и принятию нормативов состава сточных вод, и возложить на администрацию Малодербетовского РМО обязанность по принятию меры по разработке и принятию нормативов состава сточных вод.

В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Кузьменко Н.Ш. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Малодербетовского РМОШестак Л.Г. требования прокурора признала.

Представитель заинтересованного лицаТерриториального отдела «Северный» Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия в Малодербетовском, Сарпинском и Октябрьском районах, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, для участия в деле своего представителя не направил.

Принимая во внимание наличие в деле доказательств извещения заинтересованного лица и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 152 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Суд, выслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2012 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, является ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

На основаниич.ч. 1, 4.1.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 года) «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится установление нормативов состава сточных вод (п.9.1).

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2012 г. № 7-ФЗ определены нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (в редакции, действующей с 01 января 2019 г.) нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.

Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

В силу части 11 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе, порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод (пункт 8.1), порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункт 8.2).

Приведенные нормы - подпункт 9.1 части 1 статьи 6, пункты 8.1, 8.2 части 11 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ введены Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225- ФЗ и вступили в силу с 01 января 2019 года.

С 01 января 2019 года утратила силу глава 5 Федерального закона № 416-ФЗ «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения», вместо которой Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ был дополнен главой 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Частью 2 статьи 30.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, с 01 января 2019 года федеральным законодательством установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления, а не организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Порядок установления нормативов раскрыт в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 года № 728 (ред. от 30 ноября 2021 года) «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» рекомендовано органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01 июля 2020 г.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных законом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе реализации национального проекта «Экология», одной из целей которого являются мероприятия по сокращению сброса загрязненных сточных вод.С 01 января 2019 года федеральным законодательством установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления, а не организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 года № 728 рекомендовано органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01 июля 2020 г.

По указанному факту нарушения закона 10 сентября 2020 г. в адрес главы Малодербетовского РМО внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

По результатам рассмотрения внесенного представления в ответе заместителя главы Малодербетовского указано, что принимаются меры по разработке нормативов, которые будут направлены в районную прокуратуру для согласования.

Однако, до настоящего времени при наличии централизованной системы водоотведения, предоставления услуг по водоотведению на территории с.Малые Дербеты администрация Малодербетовского РМО нормативы состава сточных вод не утвердила.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления по устранению нарушений закона, выразившиеся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод, противоречит целям и задачам государственной политики федеральных проектов и ведет к нарушению законных интересов прав граждан, проживающих на территории района, на благоприятную окружающую среду.

Удовлетворяя исковые требования прокурора района, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку материалы дела содержат перечень достоверных, относимых и достаточных доказательств, подтверждающих ненадлежащее осуществление администрацией Малодербетовского РМО своих полномочий по организации исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, охраны окружающей среды, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативов состава сточных вод.

С учетом данных обстоятельств суд считает требования прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Малодербетовского РМО подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия по разработке и принятию нормативов состава сточных вод незаконным и возложении обязанности принять меры.

Признать бездействие администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившиеся в непринятии мер по разработке и принятию нормативов состава сточных вод, незаконным.

Возложить обязанность на администрацию Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия принять меры по разработке и принятию нормативов состава сточных вод.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия через Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Судья О.В. Бадмаева

Копия верна: Судья О.В. Бадмаева