ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1954/20 от 14.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело а-1954/2020

УИД 36RS0-27

3.201 - Иные дела о защите нарушенных... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2020 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Яковлева А.С.,

при секретаре Быстрянцевой В.В.,

с участием:

представителя административного ответчика Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по доверенности Секирина А.И.,

представителя административного ответчика Федерального казначейства по доверенности Рудаковой И.А.,

представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> по доверенности Миронюк Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной кадастровой палате, Федеральному казначейству о признании незаконным бездействие в части не обеспечения зачисления платежа на лицевой счет кадастрового инженера в Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей; действий по размещению на сайте перечня подключенных банков по системе, не обеспечивающего поиск необходимого банка,

УСТАНОВИЛ:

Берг О.В., Берг Д.О. обратились в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной кадастровой палате, Федеральному казначейству о признании незаконными действий и бездействия органов государственной власти.

В административном исковом заявлении указывали на то, что информационное взаимодействие кадастрового инженера с органом регистрации прав, согласно положениям действующего законодательства, может осуществляться в электронной форме через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации (электронный сервис "Личный кабинет кадастрового инженера") в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом, обеспечиваются, в том числе, фиксация всех фактов информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав, предварительная автоматизированная проверка кадастровым инженером межевых, технических планов, карт-планов территории и актов обследования в режиме реального времени. За использование кадастровым инженером электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" взимается плата. Размер такой платы, порядок её взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Пунктами 2-6 Порядка взимания и возврата платы за использование кадастровым инженером электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», а также размеров такой платы, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 997 устанавливают, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", полномочия органа регистрации прав, по приему, обработке и возврату платежей, поступающих за использование кадастровым инженером электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера», установленные настоящим Порядком, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (далее - учреждение). Орган регистрации прав, учреждение при обращении кадастрового инженера к электронному сервису «Личный кабинет кадастрового инженера» и выборе необходимого размера платы в специальном разделе электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера» до получения кадастровым инженером услуг, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, направляет ему информацию, необходимую для осуществления платежа, содержащую уникальный идентификатор начисления и банковские реквизиты. Одновременно с выполнением пункта 3 настоящего Порядка орган регистрации прав учреждение формирует и направляет в Государственную информационную систему, государственных и муниципальных платежах извещение о начислении платы, содержащее уникальный идентификатор начисления, а также информацию, необходимую для осуществления платежа. Перечисление платы производится кадастровым инженером с обязательным указанием в распоряжении о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления, предоставленного органом регистрации прав или учреждением. Получение платежа органом регистрации прав или учреждением подтверждается соответствующим сообщением, направляемым кадастровому инженеру посредством электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера» в течение дня с момента получения платежа органом регистрации прав или учреждением.

Однако при осуществлении попыток зачисления с целью получения информации Единого государственного реестра недвижимости, начиная с декабря 2019 г. это зачисление стало невозможным, хотя ранее оно осуществлялось.

По разъяснениям Федерального казначейства, этот сбой возник по причинам, зависящим Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в форме невыполнения процедур, необходимых для зачисления платежа на лицевой счет кадастрового инженера Берга О.В. в Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей нарушает право административных истцов на получение информации из Единого государственного реестра недвижимости.

Кроме того, Федеральное казначейство разместило на своем сайте перечень из около четырехсот подключенных к Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей банков, однако очередность указания банков в перечне определена по системе, не обеспечивающей поиск необходимого банка (в том числе не по алфавиту), что нарушает принцип мотивированности и обоснованности действий органов публичной власти, вытекающий из ст. 3 Конституции Российской Федерации, и право административных истцов на удобный поиск нужного банка.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в части не обеспечения зачисления платежа на лицевой счет кадастрового инженера Берга О.В. в Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей; признать незаконными действия Федерального казначейства по размещению на своём сайте перечня из около 400 подключенных банков по системе, не обеспечивающей поиск необходимого банка (в том числе не по алфавиту).

В ходе рассмотрения настоящего административного дела истцы Берг О.В. и Д.О., в объяснениях № 1 поясняли суду о том, что требования, обращенные к Федеральному казначейству не связаны с требованиями, обращёнными к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, причинно - следственная связь между ними отсутствует. Нарушение прав, свобод и законных интересов действиями Федерального казначейства выражается в увеличении времени на поиск необходимого банка, а незаконность их действий в формировании перечня банков без понятной пользователю системы.

Берг О.В. и Берг Д. О. указывали на отсутствие обстоятельств пропуска сроков на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку о невозможности осуществить платёж им стало известно только с даты попытки сформировать платёжный документ, то есть с 04 марта 2020 г. О том, что невозможность осуществить платёж имела место с конца декабря, они узнали после попытки осуществить платёж, найдя соответствующую информацию в Интернете.

Административные истцы Берг О.В., Берг Д.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении заказной корреспонденции, об отложении дела не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не привели.

С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся административных истцов.

Явившись в судебное заседание, представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», действующая на основании доверенности Миронюк Е.О., просила оставить требования, изложенные в административном исковом заявлении без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Федерального казначейства с доверенностью Рудакова И.А., не признавая административного иска, просила отказать в удовлетворении требований Берга О.В. и Берга Д.О.

Представитель административного ответчика Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Секирин А.И., явившись в судебное заседание и действуя в рамках полномочий, предоставленных ему доверенностью, просил отказать в удовлетворении административного иска предъявленного к Росреестру, указывая на незаконность требований, изложенных в нём.

Выслушав объяснения представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, и установив отсутствие пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителями административных ответчиков, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с положениями части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела, указаны в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам и ими получено.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом требований ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

О невозможности осуществить платёж за получение информации из личного кабинета административным истцам с достоверностью стало известно только с даты попытки сформировать платёжный документ. Согласно представленной квитанции о безналичной оплате услуг, платеж был осуществлен 25 февраля 2020 г., с административным исковым заявлением Берги О.В. и Д.О. обратились в суд 23 марта 2020 г., то есть, в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа (л.д. 6). Сведений об обратном суду не представлено, и факт соблюдения срока обращения в суд ответчиками не оспорен.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 г. № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно п. 11. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, … а также функции по осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Частью 1, 2 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений, предоставляются за плату. Размер такой платы, порядок её взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

23 декабря 2015 г. Минэкономразвития России был издан Приказ № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (ред. от 21 октября 2019 г.).

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости № 968, сведения, содержащиеся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН предоставляются заявителям, получившим уникальные коды (далее - ключи доступа). Предоставление ключей доступа осуществляется в электронной форме посредством личного кабинета, размещенного на официальных сайтах и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав обращений (далее - личный кабинет), заявителям, зарегистрированным в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Из п. 30 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости № 968 запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя: - запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН представляется в орган регистрации прав в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной в личном кабинете и на едином портале.

Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН осуществляется в электронной форме через личный кабинет или с использованием веб-сервисов.

Оплата за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется в соответствии с порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и размерах такой платы, установленным в соответствии с частью 2 статьи 63 Закона (от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации установлен приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. № 967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и иной информации» (далее - Порядок № 967).

В соответствии с пунктами 8, 8.1 Порядка № 967: в случае подачи запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в электронном виде, в том числе с целью получения сведений, содержащихся в ЕГРН посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН, орган регистрации прав в момент обращения направляет заявителю сообщение с указанием уникального идентификатора начисления (УИН) способами, указанными в запросе, для осуществления оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН; выбор необходимого тарифа осуществляется заявителем в личном кабинете.

Согласно размерам платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН, установленным приказом Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», при предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством доступа к ФГИС ЕГРН заявитель может выбрать один из удобных ему тарифов оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в зависимости от способа получения сведений и максимального количества объектов недвижимости (правообладателей), сведения о которых заявитель планирует получить.

В соответствии с пунктом 10 Порядка № 967 внесенная плата подлежит возврату: полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН; в случае внесения её в большем размере, чем предусмотрено в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

Возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника либо на основании решения суда.

Заявление о возврате платежа представляется (направляется) в виде бумажного документа при личном обращении или путем почтового отправления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в который подавался запрос.

В заявлении о возврате платежа указывается УИН, банковские реквизиты, необходимые для возврата платежа, а также почтовый адрес или адрес электронной почты заявителя.

Одновременно с заявлением о возврате платежа представляется оригинал или заверенная копия платежного документа, подтверждающего перечисление платежа.

Указанная копия документа заверяется расчетной организацией, осуществившей данный платеж (должна содержать штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика).

Согласно пункту 5.13 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. № 457, Росреестр осуществляет функции главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядком определено, что администратор начислений обеспечивает передачу информации в ГИС ГМП, необходимой для осуществления перевода денежных средств, посредством направления извещений о начислениях, содержащих в обязательном порядке УИН, позволяющий установить факт оплаты сформированного начисления.

В соответствии с Порядком № 967 Росреестр представляет заявителю необходимые реквизиты для проведения оплаты государственных услуг, в том числе 20-значный код платежа (УИН), который был сформирован по обращению заявителя и передает информацию о начислении в ГИС ГМП. Кредитная организация (почтовые организации, банки) осуществляет прием платежа от заявителя и передает информацию о платеже в ГИС ГМП.

Таким образом, рассматривая вышеприведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи, суд приходит к вывод о том, что заявителем выступает лицо, получившее уникальный код посредством личного кабинета, то есть зарегистрированный пользователь, который, в случае необходимости получения сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством доступа к ФГИС ЕГРН, имея уникальный код, через личный кабинет формирует запрос и производит оплату по направленному органом регистрации прав сообщению с уникальным идентификатором начисления (УИН). Плательщиком выступает непосредственно заявитель, совершающий вышеуказанные действия в своем личном кабинете.

Следовательно, законодатель отождествляет понятия «заявитель» и «плательщик» в рамках государственной услуги по представлению сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством доступа к ФГИС ЕГРН, поскольку именно заявитель, намереваясь получить соответствующие сведения, имея уникальный код, обязан совершить плату и стать плательщиком. Термин «плательщик» имеет прямую связь с термином «заявитель» и выступает по отношению к последнему, как производное понятие.

Из административного заявления следует, что начиная с декабря 2019 г. стало невозможным получение информации из Единого государственного реестра недвижимости по причине невыполнения Росреестром процедур, необходимых для зачисления платежа на лицевой счет кадастрового инженера Берга О.В. в ГИС ГМП. Административные истцы в административном исковом заявлении ссылаются на нарушение их права на получение информации из Единого государственного реестра недвижимости и определяют бездействие Росреестра в форме невыполнения процедур, необходимых для зачисления платежа на лицевой счет кадастрового инженера Берга О.В. в ГИС ГМП.

Суд принял во внимание доводы Берга О.В. о наличии у последнего статуса кадастрового инженера, однако полагает, что возникший спор подведомственен к рассмотрению районным судом, ввиду отсутствия между его участниками каких – либо экономических отношений. Сторонами по делу не осуществляется предпринимательская или экономическая деятельность, по спору из которой заявлены настоящие требования.

Материалами дела установлено, что указанный в прилагаемом к административному исковому заявлению платежном документе от 25 февраля 2020 г. № 4835846 на сумму 460 руб. УИН 32187677831107240523, сформирован в «Личном кабинете» физического лица Комаровой С.В., а не в «Личном кабинете» Берга О.В., Берга Д.О. Физическим лицом Комаровой С.В. в своём «Личном кабинете» в соответствии с Порядком № 967 был сформирован запрос на получение сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством доступа к ФГИС ЕГРН и получен УИН 32187677831107240523. Оплата была произведена в соответствии с начислениями, доступ к ФГИС ЕГРН обеспечен заявителю – то есть лицу, конклюдентные действия которого были направлены на получение сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством доступа к ФГИС ЕГРН, через свой личный кабинет, которым выступает - Комарова С.В., но не административные истцы Берг О.В., Берг Д.О. (л.д. 5,6,7,8).

Установленные факты нашли подтверждение в прилагаемых к административному исковому заявлению реквизитах для оплаты с указанием УИН 32187677831107240523, полученного Комаровой С.В. и назначением платежа - плата за пакеты услуг по представлению сведений из ЕГРН, а также информацией финансово – экономического управления Росреестра о платеже, согласно которой денежные средства по указанному платежному документу поступили на лицевой счет администратора доходов бюджета центрального аппарата Росреестра 26 февраля 2020 г. и плательщиком является Комарова С.В.

Таким образом, в рассматриваемом случае административными истцами право на получение сведений из ЕГРН не реализовывалось.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о недоказанности доводов административных истцов о безуспешных их, Берга О.В. и Берг Д.О., попытках зачисления платежа на лицевой счет кадастрового инженера в Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей для получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, посредством обеспечения доступа кФГИС ЕГРН. При том, что согласно материалам дела, оплата услуг за представлениесведений из ЕГРН была произведена физическим лицом Комаровой С.В., платеж зачислен в установленном законом порядке.

Таким образом, административными истцами не представлено суду доказательств в подтверждение доводов, изложенных в административном исковом заявлении, также как и документов о принадлежности истцов к категории кадастровых инженеров, и о невозможности зачисления платежа на лицевой счет кадастрового инженера Берга О.В. в ГИС ГМП, и о сбоях в работе «личного кабинета» Берга О.В.

При установленных фактических обстоятельствах, административными истцами не доказано что имело место нарушение их прав, свобод, законных созданы, были созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности незаконными действиями (бездействием) административного ответчика Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Напротив материалами административного дела не установлено совершение со стороны Росреестра каких-либо действий, принятие незаконных решений в отношении административных истцов, которые могли бы повлечь нарушение их прав, свобод, законных интересов.

Из пояснений представителя административного ответчика также следовало, что в случае каких-либо технических сбоев при обработке платежа, представленного для предоставления сведений из ЕГРН, иных независящих от органа регистрации прав обстоятельств, предусмотрен механизм возврата внесенной платы. Между тем в адрес Росреестра заявления с соответствующим обращением как со стороны Берг О.В., Берг Д.О., так и со стороны Комаровой С.В. не поступали. При этом, суд не усматривает и нарушений прав истца Берга Д.О., поскольку он владельцем личного кабинета не является, платеж не осуществлял, о нарушении его прав в иске не заявляется.

Из административного искового заявления усматривается, что Федеральное казначейство разместило на своем сайте перечень из около четырехсот банков подключенных к ГИС ГМП, однако, очередность указания банков определена по системе, не обеспечивающей поиск необходимого банка (в том числе не по алфавиту), что, по мнению истцов, нарушает принцип мотивированности и обоснованности действий органов публичной власти, вытекающий из статьи 3 Конституции Российской Федерации и нарушает право истцов на удобный поиск необходимого банка с затратой минимум времени.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Бюджетные полномочия Федерального казначейства в силу статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

По смыслу ч. 1 ст. 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 2 ст. 21.3 Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах осуществляет Федеральное казначейство.

Согласно ч. 3 ст. 21.3 Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Указанным порядком определяются: перечень информации, необходимой для уплаты, включая подлежащую уплате сумму, за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок её получения и предоставления; перечень информации об уплате государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок её получения и предоставления; порядок доступа к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах; порядок фиксации времени доступности Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, а также времени поступления в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах информации, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части.

Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах установлен приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 г. № 11н «Об утверждении Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах». Согласно пункту 2.1 Порядка доступ к ГИС ГМП предоставляется участникам ГИС ГМП, указанным в пункте 2.2 Порядка, посредством информационного взаимодействия ГИС ГМП и информационных систем участников ГИС ГМП с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», после прохождения участниками ГИС ГМП процедуры регистрации в ГИС ГМП в соответствии с пунктом 2.20 Порядка.

01 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым изменился порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 г. № 967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации» определено, что внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации осуществляется после представления запроса и получения уникального идентификатора начисления. Федеральное Казначейство, являясь оператором ГИС ГМП, производит автоматизированное сопоставление платежей с начислениями и направляет информацию об этом в систему Росреестра. Действия Федерального казначейства не могут создавать препятствий для осуществления административными истцами их прав, свобод и реализации законных интересов и не возлагает на них какие-либо незаконные обязанности. Действующим законодательство не предусмотрен какой - либо определённый порядок по размещению Федеральным казначейством на сайте сведений о банках, подключенных к системе (в алфавитном или ином порядке построения списка).

Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17 и 18; статья 46, части 1 и 2; статья 52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечивать эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости. Таким образом, предъявление любого иска (заявления) должно иметь своей целью, в том числе, восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Удовлетворение административного искового заявления Берг О.В., БергД.О. не позволит достичь вышеуказанных целей правосудия, поскольку ихправа в настоящем случае не могут считаться нарушенными. Суд полагает, что административное исковое заявление подано по надуманным основаниям, со ссылкой на положения действующего законодательства, которым административными истцами даётся субъективное и неверное толкование, в связи с чем, требования заявленные в нём удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с пунктом 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Отсутствие законодательно закрепленной для Федерального казначейства обязанности формирования банковских организаций в соответствии с определенными критериями их расположения, исключает для суда возможность проверить законность данных действий, при этом целесообразность выбранного ответчиком способа их расположения судебной проверке не подлежит.

При этом, административный иск не содержит в себе сведений в какой части права административных истцов были нарушены действиями (бездействием) административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», требований к нему фактически не заявлено, действия (бездействие) не оспорено, в связи с чем, в удовлетворении требований к данному ответчику надлежит также отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Берга Олега Викторовича, Берга Дмитрия Олеговича к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной кадастровой палате, Федеральному казначейству о признании незаконным бездействие в части не обеспечения зачисления платежа на лицевой счет кадастрового инженера в Государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей; действий по размещению на сайте перечня подключенных банков по системе, не обеспечивающего поиск необходимого банка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме принято в установленные законом десять рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ.

Дело а-1954/2020

УИД 36RS0-27

3.201 - Иные дела о защите нарушенных... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)