ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1979/2021 от 14.04.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело а-1979/21

УИД- 09RS0001-01-2021-002017-58

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2021 года г.Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Чимовой З.В., при секретаре судебного заседания – Каблахове М.Р.,

с участием: представителя административного истца – Зайчук Н.А.,, представителя административного ответчика – Сафиной Д.Ш., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица- Фисич М.Л., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Черкесска к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Мэрии Мо г. Черкесска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов гос.власти, местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

прокурор г. Черкесска обратился с административным иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования города Черкесска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов гос. власти. При этом заявитель ссылается на то обстоятельство, что Прокуратурой города Черкесска во исполнение поручения прокуратуры республики в январе 2020 года проведена работа по изучению Закона Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке вьпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики», а также муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок применения указанного закона.

Установлено, что 07.07.2014 принят Закон Карачаево-Черкесской Республики № 45-РЗ «О порядке вьшаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики», регламентирующий порядок организации вьшаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных (буйволов, быков, волов, коров, яков, коз, овец, свиней, лошадей, лошаков, мулов, ослов) (далее - животные) на территории Карачаево-Черкесской Республики и направлен на обеспечение рационального использования пастбищ, сельскохозяйственных угодий и насаждений от потравы, повреждения или уничтожения животными, а также недопущение неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия на человека со стороны животных.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона КЧР от 07.07.2014 № 45-РЗ органам местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики рекомендовано привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Однако, в нарушение ч. 2 ст. 8 Закона КЧР от 07.07.2014 № 45-РЗ до настоящего времени соответствующие изменения в Правила благоустройства муниципального образования г. Черкесска, а также в постановление мэрии муниципального образования г. Черкесска, устанавливающее перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (№ 37 от 31.01.2017) на момент проверки не внесены.

По результатам проверки в адрес мэра города Черкесска внесено
представление об устранении выявленных нарушений. Акт прокурорского
реагирования рассмотрен и удовлетворен. Виновное должностное лицо
привлечено к дисциплинарной ответственности. Проект муниципального
правового акта, предусматривающий соответствующие изменения разработан во
исполнение представления прокурора города Черкесска, принято постановление мэрии муниципального образования города Черкесска № 62 от 20.02.2020 «О
внесении изменения в постановление мэрии муниципального образования города Черкесска № 37 от 31.01.2017 «Об утверждении Перечня должностных лиц,
уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

В январе 2021 году по поручению прокуратуры республики от 19,01.2021 № 7-34-2021 проведена проверка фактического устранения выявленных нарушений закона.

Установлено, что по состоянию на 01.02.2021 проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в Правила благоустройства города Черкесска не был направлен для рассмотрения и принятия в представительный орган муниципального образования города Черкесска - в Думу муниципального образования.

В ходе опроса представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии МО г. Черкесска, на которое возложена обязанность по разработке проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в Правила благоустройства города, пояснил, что разработанный проект не был направлен своевременно в Думу муниципального образования города Черкесска для рассмотрения и принятия в связи с тем, что потребовалось его доработать с учетом предложений, поступающих от других структурных подразделений. Кроме того, в качестве причины он также указал на сложность (длительность) процесса рассмотрения проекта, а именно: на необходимость проведения публичных слушаний или общественного обсуждения проекта. При этом конкретные сроки подготовки, рассмотрения и принятия проекта муниципального нормативного правового акта он затруднился назвать. |

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт — это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону,; другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона КЧР от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики» собственникам (владельцам) животных запрещается:

1)выпас животных в общественных местах (на клумбах, стадионах, в
местах погребений и др.), на особо охраняемых природных территориях, в
границах прибрежных защитных полос и полосы отвода автомобильной дороги (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством);

2)выпас животных без присмотра;

3) прогон животных через автомобильные дороги вне специально
установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

4) несанкционированный и неорганизованный выпас скота собственниками
(владельцами) животных на территории Карачаево-Черкесской Республики. При этом бесконтрольный выпас животных в общественных местах и на дорогах является причиной дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев.

Вместе с тем, в нарушение ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, более 1 года муниципальный нормативный правовой акт- решение Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 №! 16 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска» - не приведен в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики».

Допущенные нарушения требований законодательства стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами УЖКХ мэрии муниципального образования города Черкесска своих обязанностей.

Согласно ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» основными обязанностями муниципального служащего являются обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение. На муниципальных служащих также возложено исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О: муниципальной службе в Российской Федерации» основными принципами муниципальной службы являются профессионализм и компетентность муниципальных служащих, а также ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Указанные нарушения действующего законодательства также противоречат ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Просит признать бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска, выразившееся в ненаправлении на рассмотрение в Думу муниципального образования города Черкесска проекта решения Думы муниципального образования города Черкесска «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 № 16 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска» в целях приведения в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики» незаконным. Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования города Черкесска в срок не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу, направить на рассмотрение в Думу муниципального образования города Черкесска проекта решения Думы муниципального образования города Черкесска «О; внесении изменений в решение Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 № 16 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска» в целях приведения его в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики».

В судебном заседании представитель истца Зайчук Н.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить их по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Управления ЖКХ Мэрии Мо г. Черкесска Сафина Д.Ш. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления прокурора г. Черкесска не возражала. Пояснила, что в соответствии с федеральной программой в настоящее время проект находится на стадии рассмотрения.

Представитель заинтересованного лица Фисич М.Л. в судебном заседании оставила рассмотрение вопроса на усмотрение суда.

Выслушав в судебном заседании участвующих в административном деле лиц, изучив материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9). Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

Из материалов административного дела усматривается, что прокуратурой города Черкесска во исполнение поручения прокуратуры республики в январе 2020 года проведена работа по изучению Закона Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке вьпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики», а также муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок применения указанного закона.

Установлено, что 07.07.2014 принят Закон Карачаево-Черкесской Республики № 45-РЗ «О порядке вьшаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики», регламентирующий порядок организации вьшаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных (буйволов, быков, волов, коров, яков, коз, овец, свиней, лошадей, лошаков, мулов, ослов) (далее - животные) на территории Карачаево-Черкесской Республики и направлен на обеспечение рационального использования пастбищ, сельскохозяйственных угодий и насаждений от потравы, повреждения или уничтожения животными, а также недопущение неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия на человека со стороны животных.

Установлено, что по состоянию на 01.02.2021 проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в Правила благоустройства города Черкесска не был направлен для рассмотрения и принятия в представительный орган муниципального образования города Черкесска - в Думу муниципального образования.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт — это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону,; другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона КЧР от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики» собственникам (владельцам) животных запрещается:

1)выпас животных в общественных местах (на клумбах, стадионах, в
местах погребений и др.), на особо охраняемых природных территориях, в
границах прибрежных защитных полос и полосы отвода автомобильной дороги
(за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством);

2)выпас животных без присмотра;

3) прогон животных через автомобильные дороги вне специально
установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

4) несанкционированный и неорганизованный выпас скота собственниками
(владельцами) животных на территории Карачаево-Черкесской Республики. При этом бесконтрольный выпас животных в общественных местах и на дорогах является причиной дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев.

Вместе с тем, в нарушение ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, более 1 года муниципальный нормативный правовой акт- решение Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 №! 16 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска» - не приведен в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики».

Допущенные нарушения требований законодательства стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами УЖКХ мэрии муниципального образования города Черкесска своих обязанностей.

Представитель Управления ЖКХ Мэрии Мо г. Черкесска в судебном заседании пояснила, что проект находится на стадии разработки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора г. Черкесска к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Мэрии муниципального образования г. Черкесска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов гос.власти, органов местного самоуправления, -удовлетворить.

1. Признать бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска, выразившееся в ненаправлении на рассмотрение в Думу муниципального образования города Черкесска проекта решения Думы муниципального образования города Черкесска «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 № 16 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска» в целях приведения в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики» незаконным.

2. Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования города Черкесска в срок не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу, направить на рассмотрение в Думу муниципального образования города Черкесска проекта решения Думы муниципального образования города Черкесска «О; внесении изменений в решение Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 № 16 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска» в целях приведения его в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2021 года.

Судья З.В. Чимова