ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1/2022 от 25.02.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело а-1/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2022 года город Орел

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.

при секретаре Трухановой А.И.

с участием прокурора Талибуллина Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административным исковым заявлениям индивидуальных предпринимателей глав крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО1 и ФИО2 к Департаменту сельского хозяйства Орловской области о признании недействующим приказа от 30 ноября 2021 года № 316 «О внесении изменения в приказ Департамента сельского хозяйства Орловской области от 1 ноября 2021 года № 278 «О мерах по реализации в 2021 году постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года № 215 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур»,

установил:

государственной программой Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 16 декабря 2019 года № 689 (в редакции постановлений Правительства Орловской области от 30 июня 2021 года № 374 и от 2 декабря 2021 года № 727) предусмотрено основное мероприятие 1.6 «Возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур», финансируемое из средств федерального бюджета (за счет иных межбюджетных трансфертов в размере <...> рублей) и средств бюджета Орловской области (в размере <...> рублей <...> копеек).

Для реализации указанного мероприятия постановлением Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года № 215 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (далее – Порядок предоставления субсидий), в силу пункта 6 которого размер субсидии, предоставляемой i-му получателю субсидии (Wi), определяется по формуле:

Wi = С xQi, где:

Qi – объем реализации зерновых культур i-м получателем субсидии в текущем финансовом году, в тоннах;

С – ставка субсидии на 1 тонну реализованных зерновых культур.

Приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области от 1 ноября 2021 года № 278 «О мерах по реализации в 2021 году постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года № 215 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур» (далее – приказ от 1 ноября 2021 года № 278) на 2021 год утверждена ставка субсидии на 1 тонну реализованных зерновых культур в размере 250 рублей.

В последующем, приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области от 30 ноября 2021 года № 316 «О внесении изменения в приказ Департамента сельского хозяйства Орловской области от 1 ноября 2021 года № 278 «О мерах по реализации в 2021 году постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года № 215 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур» (далее – приказ от 30 ноября 2021 года № 316) в приказ от 1 ноября 2021 года № 278 внесено изменение, согласно которому ставка субсидии на 1 тонну реализованных зерновых культур утверждена в размере 120 рублей (пункт 1).

Пунктом 2 данного приказа установлено, что он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2021 года.

Индивидуальные предприниматели – главы крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании приказа Департамента сельского хозяйства Орловской области от 30 ноября 2021 года № 316.

В обоснование заявленных требований (с учетом их уточнения в ходе судебного разбирательства) указали, что 16 ноября 2021 года ими были поданы заявления на предоставление субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур, исходя из ставки 250 рублей за 1 тонну реализованных зерновых культур согласно приказу от 1 ноября 2021 года № 278.

Однако в связи с изменением ставки субсидии в результате издания оспариваемого приказа от 30 ноября 2021 года № 316 с ФИО2 заключено соглашение о предоставлении субсидии по ставке 120 рублей за 1 тонну реализованных зерновых культур, а ФИО1 было отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на то, что он не уточнил заявленный расчет субсидии в соответствии с измененной ставкой субсидии.

Ссылаясь на пункты 2, 6 Порядка предоставления субсидий, просили учесть, что изначально установленная ставка субсидии могла быть уменьшена только в случае уменьшения объема средств, предусмотренных на эти цели сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2021 год.

Кроме этого, основываясь на положениях пунктов 7 – 12 Порядка предоставления субсидий, полагали, что ставка субсидии не могла быть уменьшена после наступления срока подачи заявок на предоставление субсидии, то есть после 15 ноября 2021 года.

Со ссылкой на пункты 4 и 14 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (далее – Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 года № 118, указали, что ставка субсидии не могла быть уменьшена без уменьшения планового показателя результата предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренного заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Орловской области соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов.

Заявили довод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации о безвозвратности субсидий, поскольку уменьшение ставки субсидии может повлечь необходимость возврата излишне предоставленной субсидии.

С учетом изложенного считали, что в нарушение требований пункта 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департамент сельского хозяйства Орловской области принял оспариваемый нормативный правовой акт за пределами своей компетенции.

Определением суда от 17 января 2022 года возбужденные по указанным административным исковым заявлениям административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент финансов Орловской области.

Административные истцы индивидуальные предприниматели главы крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО1 и ФИО2, извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административных истцов по доверенностям ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях и в уточнениях к ним.

Представитель административного ответчика Департамента сельского хозяйства Орловской области по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Полагала, что права административных истцов оспариваемым приказом не нарушены, поскольку соглашений о предоставлении субсидии по ставке 250 рублей за 1 тонну реализованных зерновых культур ими не заключено. Считала, что производство по делу в части требований индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 следует прекратить, поскольку с ним соглашение о предоставлении субсидии не заключалось, в связи с чем оспариваемым нормативным правовым актом его права не затрагиваются.

Указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом сельского хозяйства Орловской области в пределах предоставленных ему полномочий в рамках установленной правотворческой процедуры.

Просила учесть, что уменьшение оспариваемым нормативным правовым актом ставки субсидии не противоречит действующему законодательству, является экономически обоснованным и направлено на увеличение количества получателей субсидии.

Представитель заинтересованного лица Департамента финансов Орловской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным административным ответчиком.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Орловской области Талибуллина Р.Г., полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Из части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что 3 ноября 2021 года Департамент сельского хозяйства Орловской области разместил в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» информацию о то, что с 15 ноября 2021 года начинается прием документов для получения субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур.

16 ноября 2021 года индивидуальные предприниматели главы крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО1 и ФИО2, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и занимающиеся производством и реализацией зерновых культур, обратились в Департамент сельского хозяйства Орловской области с заявлениями о предоставлении субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур. К указанным заявлениям среди прочих документов были приложены расчеты размера субсидии, основанные на ставке субсидии в размере 250 рублей, установленной приказом от 1 ноября 2021 года № 278.

Однако в связи с принятием оспариваемого приказа от 30 ноября 2021 года № 316, который уменьшил ставку субсидии до 120 рублей, уведомлением руководителя Департамента сельского хозяйства Орловской области от 30 ноября 2021 года во исполнение требований абзаца четырнадцатого пункта 7 Порядка предоставления субсидий ФИО1 и ФИО2 предложено дополнительно не позднее 15 декабря 2021 года представить заявления на перерасчет размера субсидии и уточненный размер причитающейся им субсидии.

15 декабря 2021 года индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 подала в Департамент сельского хозяйства Орловской области заявление на перерасчет размера субсидии, исходя из ставки субсидии в размере 120 рублей, в связи с чем 23 декабря 2021 года между нею и Департаментом сельского хозяйства Орловской области было заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур в размере <...> рублей.

Поскольку индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 не предоставил истребованные у него документы, письмом руководителя Департамента сельского хозяйства Орловской области от 20 декабря 2021 года ему отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на пункт 10 Порядка предоставления субсидии, согласно которому в предоставлении субсидии отказывается в случае представления документов, указанных в пункте 7 Порядка предоставления субсидии, не в полном объеме и (или) с нарушением установленных данным Порядком требований.

Из приведенных обстоятельств следует, что индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, заключив с Департаментом сельского хозяйства Орловской области соглашение о предоставлении субсидии, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, а индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, которому было отказано в предоставлении субсидии в связи с неисполнением им обязанности по уточнению расчета, исходя из сниженной оспариваемым нормативным правовым актом ставки субсидии, является лицом, в отношении которого данный нормативный правовой акт был применен.

Следовательно, вопреки доводам возражений представителей административного ответчика и заинтересованного лица, суд считает, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права, свободы и законные интересы как индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, так и индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия установленной правотворческой процедуре, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации сельское хозяйство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 5 и пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг могут быть предоставлены субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из пунктов 3, 4 утвержденных Правительством Российской Федерации Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов следует, что возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур, понесенных производителями зерновых культур, осуществляется по ставке на 1 тонну реализованных зерновых культур, размер которой определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов постановлением Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года № 215 утвержден Порядок предоставления субсидий, из пункта 6 которого следует, что ставка субсидии утверждается приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области.

Положением о Департаменте сельского хозяйства Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 400, установлено, что данный департамент является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим среди прочего функции по нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, растениеводство, мелиорацию, плодородие почв, устойчивое развитие сельских территорий, пищевую и перерабатывающую промышленность, промышленное рыбоводство (аквакультуру), пчеловодство, земельные отношения (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), личное подсобное хозяйство, поддержку садоводства и огородничества.

Из части 1 статьи 3, части 5 статьи 5 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» следует, что органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области обладают правотворческими полномочиями в Орловской области и наделены правом издавать приказы.

Принятие приказа органа исполнительной государственной власти специальной компетенции области осуществляется путем его подписания руководителем органа исполнительной государственной власти специальной компетенции области, принимающего данный приказ (часть 2 статьи 53.1 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области»).

С учетом изложенного оспариваемый приказ Департамента сельского хозяйства Орловской области от 30 ноября 2021 года № 316 принят на основе предоставленных данному органу исполнительной власти специальной компетенции Орловской области полномочий, в установленной форме и в рамках регламентированной законом процедуры.

30 ноября 2021 года данный приказ был опубликован в официальном электронном источнике опубликования нормативных правовых актов Орловской области – в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» (http://orel-region.ru).

Вместе с тем судом установлено, что при издании оспариваемого приказа нарушены правила его вступления в силу.

Пунктом 2 оспариваемого приказа от 30 ноября 2021 года № 316 установлено, что он вступает в силу с момента подписания.

Однако согласно части 3 статьи 53.2 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что предусмотренное статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации требование официального опубликования нормативных правовых актов компетентным органом публичной власти обусловлено общепризнанным принципом правовой определенности, лежащим в основе отношений государства и индивида, и означает всеобщее оповещение о том, что данный акт принят и подлежит действию в изложенном аутентичном содержании. Только тогда на лиц, подпадающих под его действие, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение (постановления от 27 мая 2021 года № 23-П, от 27 марта 2012 года № 8-П).

С учетом изложенного, поскольку приказ от 30 ноября 2021 года № 316 затрагивает права, свободы и обязанности граждан и организаций, то указание в его пункте 2 на то, что он вступает в силу с момента подписания, не соответствует приведенным положениям закона.

Распространение положений оспариваемого приказа на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2021 года, действующему законодательству не противоречит.

Согласно статье 63 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» придание правовому акту обратной силы не допускается, если: 1) правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность; 2) правовой акт о налогах и сборах устанавливает новые налоги и (или) сборы, иные обязательные платежи в областной бюджет или в территориальные государственные внебюджетные фонды области, повышает налоговые ставки, размеры сборов, устанавливает новые обязанности или иным образом ухудшает положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Оспариваемый приказ от 30 ноября 2021 года № 316 под приведенные в данной норме запреты не подпадает.

Кроме этого, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 января 2005 года № 7-О разъяснил, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства.

С учетом этого, придание Департаментом сельского хозяйства Орловской области обратной силы приказу от 30 ноября 2021 года № 316 отнесено к его дискреционным полномочиям и направлено на обеспечение равного доступа всех производителей зерновых культур к предусмотренной им субсидии.

Проверив соответствие оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.

В частности, из указанных выше Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов и Порядка предоставления субсидий следует, что субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур предоставляются в целях стимулирования деятельности субъектов в сфере сельского хозяйства.

В таких случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий не вытекает из установленных государством ограничений свободы предпринимательской деятельности, уполномоченные органы публично-правовых образований обладают дискрецией в вопросах необходимости, целесообразности и размера финансовой поддержки.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года, указано, что природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.

Исходя из этого, субсидия на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур не является безусловной, в связи с чем финансовые последствия, связанные с получением субсидии не в том размере, на который рассчитывали административные истцы, не могут расцениваться как основание для признания оспариваемого приказа Департамента сельского хозяйства Орловской области об уменьшении ставки субсидии недействующим.

Кроме этого, суд учитывает, что согласно пункту 4 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов размер ставок, по которым производителям зерновых культур возмещается часть затрат на производство и реализацию зерновых культур, определяется исходя из необходимости достижения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренного пунктом 14 данных Правил.

Из пункта 14 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов следует, что достижение значения результата предоставления иных межбюджетных трансфертов выражается в объеме реализованных зерновых культур собственного производства.

В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий ставка субсидии утверждается исходя из объема средств, предусмотренных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период или сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур на текущий финансовый год. Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 2 данного Порядка.

В абзаце четырнадцатом пункта 7 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что в случае изменения в текущем финансовом году в соответствии с приказом Департамента сельского хозяйства Орловской области ставки субсидии получателем субсидии к представленным документам, указанным в данном пункте, дополнительно представляются заявление на перерасчет размера субсидии и уточненный расчет размера субсидии, причитающейся получателю субсидии. С получателем субсидии заключается дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии в течение 20 рабочих дней со дня издания приказа Департамента сельского хозяйства Орловской области об изменении ставки субсидии.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что при определении ставки субсидии Департамент сельского хозяйства Орловской области должен исходить из необходимости достижения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, то есть увеличения объема реализованных зерновых культур собственного производства, а также должен учитывать объем средств, предусмотренных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период или сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур на текущий финансовый год.

Указанные условия при принятии приказа Департамента сельского хозяйства Орловской области от 30 ноября 2021 года № 316 были соблюдены.

Объяснениями представителей административного ответчика и представленными ими документами подтверждается, что при установлении ставки субсидии в приказе от 1 ноября 2021 года № 278 ошибочно был учтен не объем реализованных зерновых культур, а объем вывезенных за пределы Орловской области зерновых культур. Для устранения этой ошибки был принят оспариваемый приказ от 30 ноября 2021 года № 316.

Установленная приказом от 30 ноября 2021 года № 316 на 2021 год ставка субсидии на 1 тонну реализованных зерновых культур в размере 120 рублей определена путем деления общей суммы предусмотренного на эти цели финансирования (<...> рублей <...> копеек) на достигнутый в 2019 году объем реализации зерновых культур (<...> тонн), который соответствует ожидаемому объему реализации зерновых культур в 2021 году.

Данный порядок определения ставки субсидии действующему законодательству не противоречит. Он учитывает ожидаемый объем реализации зерновых культур, то есть направлен на достижение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, как того требует пункт 4 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов. Превышения объема средств, предусмотренных на эти цели сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год, также не допущено.

Вопреки позиции административных истцов, действующее законодательство, в том числе положения Правил распределения иных межбюджетных трансфертов и Порядка предоставления субсидий не ставит размер субсидии в зависимость от изменения объема средств, предусмотренных на цели ее предоставления законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период или сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год, а равно от изменения планового значения показателя результата предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренного соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта.

Не содержит действующее законодательство и запрета на изменение ставки субсидии после начала приема документов на предоставление субсидии. Напротив, возможность такого изменения ставки субсидии предусмотрена абзацем четырнадцатым пункта 7 Порядка предоставления субсидий.

Исходя из этого, положения оспариваемого приказа Департамента сельского хозяйства Орловской области от 30 ноября 2021 года № 316 в части изменения ставки субсидии соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а приведенные в административных исковых заявлениях и уточнениях к ним доводы основаны на неверном толковании действующих нормативных предписаний.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований и признании недействующим пункта 2 оспариваемого приказа в части указания, что он вступает в силу с момента подписания.

Принимая во внимание правовую позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 40 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приказ в данной части подлежит признанию недействующим с момента его принятия, поскольку выявленное нарушение касается порядка вступления его в силу.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в силу в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» (http://orel-region.ru), в которой был опубликован текст оспариваемого нормативного правового акта.

Ввиду того, что заявленные индивидуальными предпринимателями главами крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО1 и ФИО2 административные исковые требования удовлетворены частично, с учетом положений статьи 111, части 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Департамента сельского хозяйства Орловской области в пользу административных истцов подлежит взысканию уплаченная ими государственная пошлина – по 300 рублей каждому.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые заявления индивидуальных предпринимателей глав крестьянских (фермерских) хозяйств ФИО1 и ФИО2 к Департаменту сельского хозяйства Орловской области о признании недействующим приказа от 30 ноября 2021 года № 316 «О внесении изменения в приказ Департамента сельского хозяйства Орловской области от 1 ноября 2021 года № 278 «О мерах по реализации в 2021 году постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года № 215 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия пункт 2 приказа Департамента сельского хозяйства Орловской области от 30 ноября 2021 года № 316 «О внесении изменения в приказ Департамента сельского хозяйства Орловской области от 1 ноября 2021 года № 278 «О мерах по реализации в 2021 году постановления Правительства Орловской области от 12 апреля 2021 года № 215 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур» в части указания, что он вступает в силу с момента подписания.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр» (http://orel-region.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

Взыскать с Департамента сельского хозяйства Орловской области в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Взыскать с Департамента сельского хозяйства Орловской области в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 4 марта 2022 года.

Председательствующий А.В. Чуряев

Дело а-1/2022