ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2-20/2022 от 30.03.2022 Олюторского районного суда (Камчатский край)

Дело а-2-20/2022

УИД 82 RS 0001-02-2022-000035-71

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Каменское Камчатский край 30 марта 2022 года

Олюторский районный суд Камчатского края в составе:

Председательствующего судьи, осуществляющего постоянное судебное присутствие в с. Каменское Пенжинского района, Коваленко А.И.,

при помощнике судьи Выродовой У.М.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Пенжинского района Камчатского края Турчанинова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пенжинского района Камчатского края Водопьянова А.В., действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пенжинского района Камчатского края Водопьянов А.В., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края в отношении неопределенного круга лиц, выразившееся в не размещении на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информации о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обязать администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края разместить на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информации о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В обоснование заявленных требований, со ссылками на положения ст.ст. 1,4, 6, 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки на предмет своевременного размещения информации, было выявлено, что на территории сельского поселения с. Аянка действуют муниципальные программы «Обеспечение доступным жильем жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района на 2020-2024 годы, утвержденная Постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 ноября 2017 года № 46 и «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству на территории на 2020-2024 годы», утвержденная постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 октября 2017 года № 49. В нарушение положений ст. 6 вышеуказанного Федерального закона на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru вышеуказанная программа отсутствует, информация о ходе ее исполнения, финансирования, планируемых показателях, не размещена. По данным нарушения прокуратурой района в адрес главы администрации было внесено представление, вместе с тем, до настоящего времени в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru вышеуказанная программа, информация о ходе ее исполнения, финансировании, планируемых показателях, не размещена. Указанное бездействие не позволяет гражданам и организациям располагать достоверными сведениями о муниципальных программах в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Административный истец – прокурор Пенжинского района Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, направил своего представителя. Предоставил в материалы дела уточнение административных исковых требований, согласно которым просит суд: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края в отношении неопределенного круга лиц, выразившееся в не размещении на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информации о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обязать администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края разместить на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информации о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хозяйства в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца – помощник прокурора Пенжинского района Камчатского края Турчанинов А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования уточнил, просил суд: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края в отношении неопределенного круга лиц, выразившееся в не размещении на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информации о муниципальных программах «Обеспечение доступным жильем жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 ноября 2017 года № 46 и «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству на территории на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 октября 2017 года № 49; обязать администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края обязанность разместить на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информацию о муниципальных программах «Обеспечение доступным жильем жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 ноября 2017 года № 46 и «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству на территории на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 октября 2017 года № 49, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по основаниям изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что бездействие административного ответчика носит длящийся характер, не смотря на то, что глава администрации сельского поселения «село Аянка» ФИО5 привлекался к административной ответственности за не размещение, указанной информации в 2021 году по ч. 2 ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, бездействие продолжается и не устраняется, то есть носит длящийся характер.

Административный ответчик – администрация сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя в судебное заседание не направил, заявлений ходатайств суду не представил.

Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд признав явку административного ответчика не обязательной, рассмотрел дело в отсутствие в отсутствие административного ответчика.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд при­ходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлениям о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные - интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 9 ст. 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Целью Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве (ч. 2 ст. 1).

Указанный закон Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе. Пользователи информации это органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе.

Одним из принципов создания, эксплуатации и модернизации системы является открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»).

Согласно положениям ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться, в том числе, информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 9 ч. 1 ст. 6).

В соответствии с п. 2 ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» органы местного самоуправления размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 6, 7, 9, 11, 13, 14, 28, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 6 указанного закона размещению подлежит информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Так п. 4 и подп. 8.4 п. 8 раздела 6 совместного приказа Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года установлено, что информация о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация об иных муниципальных программах в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами местного самоуправления должны быть размещена не позднее 15 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта об утверждении (изменении) муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, муниципального правового акта о внесении в него изменений.

В судебном заседании установлено, что сельское поселение «село Аянка» является муниципальным образованием (ст. 1 Устава сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района (далее – Устав)).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 Устава за административным ответчиком закреплены вопросы по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Из ст. 36 Устава следует, что администрация сельского поселения «село Аянка» является исполнительно распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения «село Аянка», наделенная Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края.

Как следует из ч. 1 и ч. 10 ст. 28 Устава сельского поселения «село Аянка» по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, которые подлежат официальному опубликованию в течение пятнадцати дней после их подписания.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности административного ответчика является деятельность органов местного самоуправления.

Таким образом, административный ответчик является органов местного самоуправления и в силу вышеуказанный положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» обязан размещать информацию о нормативных правовых актах органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения «село Аянка» действует муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района на 2020-2024 годы, утвержденная Постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 ноября 2017 года № 46 и муниципальная программа «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству на территории на 2020-2024 годы», утвержденная постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 октября 2017 года № 49, что административным ответчиком не оспаривается.

18 февраля 2022 года прокуратурой Пенжинского района проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «село Аянка» требований законодательства в части соблюдения порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в ГИС ЖКХ по адресу: http://dom.gosuslugi.ru. Проверкой было выявлено, что по состоянию на 18 февраля 2022 года на указанном официальном ресурсе отсутствует информация о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хояйства, информация о ходе ее исполнения, финансировании, планируемых показателях, действующей на территории сельского поселения «село Аянка», о чем составлен соответствующий акт проверки.

Этого же числа главе сельского поселения «село Аянка» прокуратурой района внесено представление, которым требовалось принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений.

Из письма главы сельского поселения «село Аянка» от 18 марта 2022 года следует, что вышеуказанное представление прокуратуры Пенжинского района рассмотрено, признано обоснованным и удовлетворено в полном объеме, администрацией поселения принимаются меры к размещению информации в ГИС ЖКХ. В письме глава сельского поселения указывает, что полномочия по размещению информации в ГИС ЖКХ иным лицам не передавались, в связи с чем, осуществляются самостоятельно.

Как следует из скриншота с адреса: http://dom.gosuslugi.ru. от 22 марта 2022 года по населенному пункту с. Аянка сведения о вышеуказанных программах отсутствуют.

Таким образом, административному ответчику в настоящее время необходимо разместить на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ) информацию о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Указанное бездействие органа местного самоуправления нарушают положения ст. 29 Конституции РФ, в которой гарантируется, что каждый обладает правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не позволяют гражданам и организациям располагать достоверными сведениями о муниципальных программах в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются, доказательств размещения в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ) информации о муниципальной программе в сфере жилищно-коммунального хозяйства в материалы дела не представлено, не установлено таковых и на момент рассмотрения дела по существу.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление, по категории данного спора, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что данное бездействие носит длящийся характер, поскольку с момента издания муниципальных программ, то есть с октября и ноября 2017 года его размещение в системе ГИС ЖКХ не производится, мер по их размещению не принимается. Бездействие выявлено административным ответчиком 18 февраля 2022 года, с настоящим административным иском административный истец обратился 23 марта 2022 года.

Таким образом, срок на подачу административного иска соблюден.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Пенжинского района Камчатского края к администрации сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края в отношении неопределенного круга лиц, выразившееся в не размещении на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информации о муниципальных программах «Обеспечение доступным жильем жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 ноября 2017 года № 46 и «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству на территории на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 октября 2017 года № 49, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способом восстановления права в данном случае будет являться возложение на администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края обязанности разместить на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информацию о муниципальных программах «Обеспечение доступным жильем жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 ноября 2017 года № 46 и «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству на территории на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 октября 2017 года № 49, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку обе стороны по настоящему делу освобождены от уплаты судебных расходов, вопрос о взыскании государственной пошлины рассмотрению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Пенжинского района Камчатского края Водопьянова А.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края в отношении неопределенного круга лиц, выразившееся в не размещении на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информации о муниципальных программах «Обеспечение доступным жильем жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 ноября 2017 года № 46 и «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству на территории на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 октября 2017 года № 49.

Возложить на администрацию сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района Камчатского края обязанность разместить на сайте в сети «Интернет» по адресу: http://dom.gosuslugi.ru информацию о муниципальных программах «Обеспечение доступным жильем жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района на 2020-2024 годы, утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 ноября 2017 года № 46 и «Энерго эффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей сельского поселения «село Аянка» Пенжинского муниципального района коммунальными услугами и услугами по благоустройству на территории на 2020-2024 годы», утвержденной постановлением администрации сельского поселения «село Аянка» от 30 октября 2017 года № 49, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края (Постоянное судебное присутствие суда в с. Каменское Пенжинского района Камчатского края) в течение месяца со дня составления мо­тивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 марта 2022 года.

Председательствующий подпись А.И. Коваленко

Копия верна:

Судья А.И. Коваленко