ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2-283/2022 от 24.08.2022 Ногайского районного суда (Республика Дагестан)

Административное дело а-2-283/2022

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

24 августа 2022 года <адрес>

Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Кулунчакова А.И.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 округа «<адрес>» РД об отмене решения ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 округа «<адрес>» РД об отмене решения ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год».

Административный истец в суд не явился, обратился суду с ходатайством о рассмотрении его иска без его участия с направлением ему копий судебного решения.

Как следует из административного искового заявления ФИО2, в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Частью 2 статьи 24 Конституции установлено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Устава ФИО3 округа «<адрес>», муниципальные правовые акты вступают в силу с момента подписания, за исключением нормативных правовых актов ФИО3 округа о налогах и сборах и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

На основании ч. 4. ст. 44 Устава ФИО3 округа «<адрес>», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ст. 89 Регламента ФИО3 округа «<адрес>», решения ФИО3 публикуются (обнародуются) в печатных средствах массовой информации или на информационном стенде ФИО3 и на официальном сайте ФИО3 в порядке, определяемом ФИО3 и Уставом ФИО3 округа.

Таким образом, с опубликованием нормативного акта связано не только донесение его содержания до граждан, но и вступление его в силу. Между тем, отсутствуют сведения о публикации Решения ФИО3 ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год», напрямую касающегося прав, свобод и обязанностей человека и гражданина - в данном случае должностных обязанностей высшего должностного лица муниципального образования, для которого данное решение может повлечь юридические последствия в соответствии с положениями ст. 74.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В тоже время, исходя из положений законодательства, вступление в силу данного нормативного акта невозможно без его официального опубликования.

Муниципальными образованиями, кроме собственных учрежденных периодических печатных изданий, для официального опубликования правовых актов, проектов правовых актов и иной официальной информации используются и иные средства массовой информации, такие как официальные сайты муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131 -ФЗ).

Согласно статье 2 Закона о СМИ, под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусмотрел два способа доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения, которые определяются уставом муниципального образования: это официальное опубликование (обязательно печатное средство массовой информации) или обнародование (необязательно печатное средство массовой информации).

При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет считаться день выхода первой публикации полного текста муниципального правового акта или непосредственно муниципального правового акта (то есть без указанных приложений) в периодическом печатном издании. В тоже время, сведения о публикации Решения ФИО3 ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год» отсутствуют, то есть, при отсутствии официального опубликования (обнародования) оно не может считаться вступившим в силу.

Кроме того, в самом Решении ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ не указаны причины, по которым деятельность Главы города оценена ФИО3 неудовлетворительно, не поставлены вопросы на следующий отчетный период.

Таким образом, данное решение носит произвольный, необоснованный существенными доводами характер, что идет вразрез с принципами оценки деятельности Главы города, изложенными в Решении ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Одним из механизмов контроля представительного органа муниципального образования за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 111 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ является заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В силу частей 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона -Ф3 глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, и представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если возглавляет местную администрацию, - о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, является одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку по инициативе ФИО3 представительного органа муниципального образования согласно пункту 21 части 6 статьи 36, части 1 и пункту 3 части 2 статьи 741 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно вышеуказанным законодательным нормам деятельность главы муниципального образования должна оцениваться ФИО3 представительного органа муниципального образования исходя из содержания ежегодного отчета, включающего решение вопросов, ранее поставленных представительным органом перед главой муниципального образования. Указанное регулирование не предполагает принятия произвольного решения по вопросу об оценке деятельности главы муниципального образования, такое решение должно основываться на объективной оценке результатов деятельности главы муниципального образования, отраженных в отчете.

Между тем, текст оспариваемого решения содержит всего лишь указание на признание деятельности главы ФИО3 округа за 2021 год неудовлетворительной, что не позволяет установить, деятельность по каким вопросам местного значения была признана неудовлетворительной.

Вместе с тем, отсутствие в решении обоснования неудовлетворительной оценки деятельности лишает главу муниципального образования возможности знать об обстоятельствах, выдвигаемых в качестве основания для признания его деятельности неудовлетворительной, и, следовательно, учесть указанные обстоятельства в дальнейшей работе.

Помимо Решения ФИО3, ряд вопросов вызывает и Протокол сессии, на которой было принято решение о признании работы главы неудовлетворительной. Следует подчеркнуть, что Протокол очередной двадцать четвертой сессии ФИО3 округа «<адрес>», состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, демонстрирует отсутствие стройной и логической аргументации по оценке ФИО3 деятельности Главы города. Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов. Он включает в себя следующие пункты:

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального, ФИО3 округа (муниципального района), в общей численности населения муниципального, ФИО3 округа (муниципального района).

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального, ФИО3 округа (муниципального района).

Доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет.

<адрес> жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за один год.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-тепло-газо и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального, ФИО3 округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального, ФИО3 округа (муниципального района).

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

Удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека).

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального, ФИО3 округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных).

Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сферах культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и иными организациями, расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований и оказывающими услуги в указанных сферах за счет бюджетных ассигнований бюджетов муниципальных образований.

Вместе с тем, при анализе Протокола сессии, налицо явное игнорирование основной массы проделанной работы. Внимание ФИО3 было сфокусировано на отдельных составляющих, в то время как всеобъемлющий анализ деятельности с учетом всех вышеперечисленных элементов отсутствовал. Без учета всех факторов, перечисленных в Указе Президента , оценка деятельности Главы теряет объективность. Сфокусированность оценки на отдельных локальных вопросах, без системного подхода, учитывающего разнообразные аспекты социально- экономического развития города и его инфраструктуры, теряет смысловую направленность. Так, например, не были приняты во внимание следующие аспекты деятельности Главы, позволившие усовершенствовать городскую инфраструктуру и создавшие предпосылки для разностороннего развития города и повышения уровня жизни и занятости населения:

ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации национального проекта «Чистая вода» был заключен контракт между ГКУ РД «Дирекция Единого государственного заказчика застройщика» (Заказчик) и ООО «Анжипромстрой» (Подрядчик»). В рамках заключенного контракта запланирована замена водопроводных сетей, бурение 6 артезианских скважин и строительство дополнительного резервуара на 3000 м3. Выполнение данных работ обеспечит стабильное водоснабжение жителей ФИО3 округа «<адрес>»;

В 2021 году достигнута договоренность с Группой компаний «Хевел» о реализации проекта Южно-Сухокумской солнечной электростанции мощностью 15 МВт, которая начала свою работу ДД.ММ.ГГГГ в качестве первого крупного объекта солнечной генерации в регионе. Данное событие дало импульс развитию возобновляемой энергетики на основе солнца и ветра, повысило надежность энергосистемы муниципалитета. Администрация города выделила под строительство данной электростанции земельный участок площадью 40 гектаров, Глава города получил благодарность от Группы компаний «Хевел». Реализация данного проекта позволяет удовлетворить потребности Южно-Сухокумска (5 тыс. хозяйств) в электричестве в полном объеме, создать рабочие места для жителей города. Станция состоит из 40 тысяч солнечных модулей и занимает площадь более 30 га (такую площадь занимают 40 футбольных полей). Объем инвестиций в реализацию проекта составит 1,5 млрд рублей. Прогнозируемый объём выработки электроэнергии составит 20 млн кВт*ч в год, что обеспечит ежегодное снижение выбросов углекислого газа на 7 тыс. тонн.

Это неполный список, характеризующий деятельность главы и отвечающий перечню дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительные показатели включают в себя следующие блоки:

экономическое развитие;

дошкольное образование;

общее и дополнительное образование;

культура;

физическая культура и спорт;

жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;

жилищно-коммунальное хозяйство;

организация муниципального управления.

В соответствии с пунктом 3 Методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с перечнем показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов", а также перечнем дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, помимо отсутствия обоснования неудовлетворительной оценки в самом решении, налицо явное несоответствие содержания протокола сессии и приведенной там аргументации законодательно закрепленным формам оценки деятельности главы муниципального образования. Оценка деятельности Главы на базе отдельных аспектов, без единого контекста, без структурированного и всеохватывающего анализа темпов социально- экономического развития ФИО3 округа, а также без отражения в принятом решении аргументации вынесения неудовлетворительной оценки работы главы за 2021 год, свидетельствует об отсутствии объективного подхода при вынесении ФИО3 данного решения.

В решении ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ не указаны причины, по которым деятельность Главы города оценена ФИО3 неудовлетворительно, не поставлены вопросы на следующий отчетный период. Данное Решение носит произвольный, необоснованный существенными доводами характер. Не изложены обстоятельства, которые послужили основанием для признания деятельности Главы ФИО3 округа «<адрес>» неудовлетворительной.

В соответствии с решением ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, при оценке деятельности Главы ФИО3 округа «<адрес>» ФИО3 руководствуются приоритетностью направлений деятельности Главы <адрес>; целесообразностью принятого решения, действия (бездействия) Главы <адрес>. Между тем, в принятом Решении от 15.04.2022г. данные аспекты не учтены и не отображены.

Принятие ФИО3 округа «<адрес>» указанного решения может повлечь юридические последствия в соответствии с положениями ст. 74.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На основании изложенного, просит суд отменить решение ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год».

Представитель административного ответчика – ФИО3 округа «<адрес>» в лице его председателя ФИО3ФИО6 в суд не явился, обратился в адрес суда с письменным ходатайством о рассмотрении административного дела без участия представителя ФИО3 ГО «<адрес>».

Из представленных в суд письменных возражений представителя административного ответчика на административное исковое заявление ФИО2 следует, с доводами административного истца, указанными в административном исковом заявлении ФИО3 ГО «<адрес>» не согласны и считает их необоснованными по следующим причинам.

Согласно ч. 1 ст. 22 Устава ФИО3 округа «<адрес>» представительный орган ФИО3 округа - ФИО3 округа - состоит из 15 ФИО3, избираемых населением ФИО3 округа на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов сроком на 5 лет.

Согласно ч. 1 ст. <адрес> «<адрес>» глава ФИО3 округа является высшим должностным лицом ФИО3 округа, наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Решением ФИО3 ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ главой ФИО3 округа избран ФИО7

В 2020 году путем всеобщего, равного и прямого голосования избран седьмой созыв ФИО3 округа «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Решением ФИО3 ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ председателем ФИО3 избран ФИО6

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 35 ФЗ - 131, а также п.10 ч.1 ст.24 Устава ФИО3 округа к исключительной компетенции ФИО3 относятся контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Данный контроль может осуществляться через оценку деятельности главы ФИО3 округа при заслушивании ежегодного отчета главы муниципального образования о результатах его деятельности, деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных ФИО3.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание ФИО3 округа «<адрес>», на котором был заслушан отчет главы ФИО3 округа ФИО7 за 2021 год и его работа была признана неудовлетворительной, решение ФИО3 оформлено в решении от ДД.ММ.ГГГГ и подписано председателем ФИО3.

ФИО3 ГО «<адрес>», давая в оспариваемом решении оценку деятельности главы ФИО3 округа ФИО7, действовало в пределах своей компетенции (полномочий), решение принято правомочным составом, процедура его принятия не нарушена.

Совокупность положений ст. 34,35, 74.1 ФЗ-131 свидетельствует о том, что ФИО3 вправе давать оценку деятельности главы ФИО3 округа как удовлетворительная или неудовлетворительная.

Согласно уведомлению, полученному главой ФИО3 округа ФИО7ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен о дате и времени заседания ФИО3 и заслушивания представленного им отчета.

Количество присутствующих ФИО3 составляло 11 чел. из 15, т.е. имелся соответствующий кворум, предусмотренный ч.1.1 ст.35 ФЗ-131, ч.7 ст. 22 Устава ФИО3 округа.

Согласно протоколу заседания ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по повестке дня был заслушан отчет главы ФИО3 округа по итогам работы. Отчет был зачитан заместителем главы администрации ФИО8, ему были заданы вопросы. Затем были выслушаны доводы и мнения ФИО3 и присутствующих лиц и отрытым голосованием было принято решение о признании работы главы ФИО3 округа неудовлетворительной, при этом за принятие этого решения проголосовало 8 ФИО3, т.е. большинство голосов. Голосование оформлено в решении от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном председателем ФИО3.

Таким образом, указанное решение от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом, с соблюдением необходимого числа лиц, имеющих право его принимать, с соблюдением прав лица, в отношении которого принимается решение по своевременному его уведомлению, в связи с чем данное решение является законным.

Довод административного истца об отсутствии в тексте решения причин, по которым деятельность главы ФИО3 округа оценена ФИО3 неудовлетворительной, не являются основанием для отмены решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Ни федеральное, ни республиканское или законодательство ФИО3 округа не содержит ясных формальных показателей оценки деятельности главы муниципального образования, по отдельности или в совокупности однозначно свидетельствующих об уровне ее эффективности или неэффективности. Законодатель не обязал органы местного самоуправления принимать нормативно-правовые акты по установлению указанных критериев.

Использование демократической процедуры при принятии решения при оценочном характере выносимого представительным органом решения обеспечивает его законность. Именно процедура путем голосования участвующих ФИО3 является указанной демократической процедурой, ФИО3 вправе оценивать деятельность по своему внутреннему убеждению на основании объективных данных.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-O-O, от ДД.ММ.ГГГГ N 1241-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 2437-0).

Согласно протоколу заседания ФИО3, при оценке деятельности главы ФИО3 округа ФИО7 были оглашены и приняты во внимание все факторы и мнения присутствующих.

Причины неудовлетворительной оценки деятельности главы не подлежали описанию в решении ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном председателем ФИО3. Решение не относится к нормативно-правовым актам такого обоснования в тексте решения не требуется.В своем административном иске ФИО7 утверждает, что оспариваемое Решение ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год» является нормативным правовым актом, что указывает на его некомпетентность или попытку ввести суд в заблуждение.

На признаки нормативно-правового акта указал Пленум ВС РФ (п. 2 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение АК ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ21-171). Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Решение ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год» не является нормативным правовым актом в связи с чем на него не распространяются нормы установленные ст. 44 Устава ФИО3 округа «<адрес>» и порядок вступления в силу установленный для НПА.

Решение ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год» в соответствии с п. 5.2 Положения о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы ФИО3 округа «<адрес>» утвержденного Решением ФИО3 ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу со дня его подписания.

Что касается его опубликования (обнародования) то в данном случае он никак не влияет на порядок вступления его в силу. Оспариваемое решение было обнародовано путем размещения на информационном стенде и направлено главе ФИО3 округа письмом от ДД.ММ.ГГГГ (ранее представлено и имеется в материалах дела) для размещения на сайте.

Все процедуры, предусмотренные при подготовке и рассмотрении отчета главы ФИО3 округа при вынесении решения ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год» были соблюдены.

Все вышеизложенное свидетельствует о законности решения от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствия оснований к его отмене.

На основании вышеизложенного, просят суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать.

Суд, изучив доводы административного искового заявления ФИО2 и письменные возражения на административное исковое заявление административного истца, изучив представленные сторонами письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

Часть 2 ст. 46 Конституции РФ предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Согласно ст. 35 указанного Федерального закона Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных ФИО3. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Представительный орган ФИО3 поселения, муниципального района, ФИО3 округа обладает правами юридического лица.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся в т.ч. и контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Согласно ст. 36 указанного выше Федерального закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. (п. 13 ст. 29 Устава).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.( ч.3 ст. 30 Устава).

В Уставе ФИО3 поселения – «<адрес>» закреплено, что в компетенцию ФИО3 округа входит заслушивание ежегодных отчетов главы ФИО3 округа о результатах его деятельности, а также деятельности администрации ФИО3 поселения и иных подведомственных главе ФИО3 поселения органов местного самоуправления. (ч. 3 ст. 24 Устава).

Согласно ст. 22 Устава ФИО3 округа «<адрес>» численность ФИО3ФИО3 составляет 15 человек.

Судом установлено, что административный истец ФИО2 на должность главы ФИО3 округа «<адрес>» Республики Дагестан избран с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 (пять) лет решением ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам избрания на сессии ФИО3 округа «<адрес>».

В соответствии с Уставом ФИО3 округа «<адрес>» РД глава ФИО3 округа «<адрес>» является высшим должностным лицом ФИО3 округа. Полномочия главы ФИО3 округа начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Глава ФИО3 округа «<адрес>» подконтролен и подотчетен представительному органу – ФИО3 округа «<адрес>» (ст. 29 Устава).

И согласно Положению о порядке предоставления и рассмотрения ежегодного отчета Главы ФИО3 округа «<адрес>», утвержденного решением ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, установлен порядок представления в ФИО3 округа «<адрес>», рассмотрения ФИО3 и оформление результатов ежегодного отчета Главы ФИО3 округа «<адрес>» о результатах деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных ФИО3.

Решением ФИО3 округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год» деятельность главы ФИО3 округа «<адрес>» ФИО2 за 2021 год признана неудовлетворительной.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 указанного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (части 1, 5, 5.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).

По смыслу части 5.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ особенностью ежегодного отчета, представляемого главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является то, что такой отчет, прежде всего, касается деятельности местной администрации и иных подведомственных главе органов. В то же время в отчете должны находить отражение и выполняемые главой функции высшего должностного лица муниципального образования, а также функции по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Вышеуказанной норме корреспондируют положения статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которой представительный орган муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе ФИО3 представительного органа муниципального образования. Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является, в том числе неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Статья 74.1 названного Федерального закона предусматривает удаление в отставку именно главы муниципального образования, неудовлетворительная оценка должна быть дана дважды отчету именно главы муниципального образования о результатах его деятельности.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что отчет главы муниципального образования носит регулярный, плановый характер - один раз в каждом календарном году, предоставляет информацию о деятельности лица в данной должности за истекшие 12 месяцев работы. И заслушивание отчета Главы ФИО3 округа и оценка его деятельности относится к компетенции ФИО3 муниципального образования.

В этой связи суд считает, что судебные органы не должны вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать деятельность главы муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления в связи с чем, суд не исследовал доводы административного истца и не устанавливает обстоятельства, его деятельности на должности главы ФИО3 округа «<адрес>», так как право оценивать деятельность главы муниципального образования принадлежит представительному органу местного самоуправления и суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления в оценке деятельности выборным должностным лицом своих полномочий.

Проверяя соблюдение процедуры организации заслушивания отчета главы ФИО3 округа «<адрес>» ФИО3 округа «<адрес>» суд находит возражение административного истца на возражение административного ответчика на административное исковое заявление ФИО2 заслуживающим внимания.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Частью 2 статьи 24 Конституции установлено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Устава ФИО3 округа «<адрес>», муниципальные правовые акты вступают в силу с момента подписания, за исключением нормативных правовых актов ФИО3 округа о налогах и сборах и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

На основании ч. 4. ст. 44 Устава ФИО3 округа «<адрес>», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ст. 89 Регламента ФИО3 округа «<адрес>», решения ФИО3 публикуются (обнародуются) в печатных средствах массовой информации или на информационном стенде ФИО3 и на официальном сайте ФИО3 в порядке, определяемом ФИО3 и Уставом ФИО3 округа.

Таким образом, с опубликованием нормативного акта связано не только донесение его содержания до граждан, но и вступление его в силу. Между тем, отсутствуют сведения о публикации решения ФИО3 ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год», напрямую касающегося прав, свобод и обязанностей человека и гражданина - в данном случае должностных обязанностей высшего должностного лица муниципального образования, для которого данное решение может повлечь юридические последствия в соответствии с положениями ст. 74.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В тоже время, исходя из положений законодательства, вступление в силу данного нормативного акта невозможно без его официального опубликования.

Муниципальными образованиями, кроме собственных учрежденных периодических печатных изданий, для официального опубликования правовых актов, проектов правовых актов и иной официальной информации используются и иные средства массовой информации, такие как официальные сайты муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131 -ФЗ).

Согласно статье 2 Закона о СМИ, под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусмотрел два способа доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения, которые определяются уставом муниципального образования: это официальное опубликование (обязательно печатное средство массовой информации) или обнародование (необязательно печатное средство массовой информации).

При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет считаться день выхода первой публикации полного текста муниципального правового акта или непосредственно муниципального правового акта (то есть без указанных приложений) в периодическом печатном издании.

В тоже время, сведения о публикации решения ФИО3 ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отчете Главы ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 год» отсутствуют, то есть, при отсутствии официального опубликования (обнародования) оно не может считаться вступившим в силу.

И представителем административного ответчика суду не представлены доказательства об обнародовании ФИО3 округа «<адрес>» оспариваемого решения ФИО3 от 15.04.2022г. «По результатам заслушивания отчета Главы ФИО3 округа «<адрес>» ФИО2 о результатах деятельности Главы ФИО3 округа, деятельности Администрации ФИО3 округа «<адрес>» и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных ФИО3 округа «<адрес>», за 2021 года, признать деятельность Главы ФИО3 округа «<адрес>» ФИО2 за 2021 года неудовлетворительной».

При этих обстоятельства оспариваемое решение ФИО3 округа «<адрес>» от 15.04.2022г. как не вступившее в силу не могут повлечь для административного истца каких-либо юридических последствий.

И суд считает в связи с допущенным нарушением требований порядка обнародования нормативного правового акта, принятого ФИО3 округа «<адрес>» решение от 15.04.2022г. подлежит признанию незаконным и отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218-227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к ФИО3 округа «<адрес>» РД удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение ФИО3 округа «<адрес>» РД «По результатам заслушивания отчета Главы ФИО3 округа «<адрес>» ФИО2 о результатах деятельности Главы ФИО3 округа, деятельности Администрации ФИО3 округа «<адрес>» и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов поставленных ФИО3 округа «<адрес>» за 2021 года, признать деятельность Главы ФИО3 округа «<адрес>» ФИО2 за 2021 года неудовлетворительной» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть оглашена 24.08.2022г., полный текст решения составлен 27.08.2022г.

Председательствующий

Судья А.И. Кулунчаков