Дело №а-2004/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 09 июля 2021 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Балина М.В., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя административного истца по доверенности ФИО5 и представителя административного ответчика по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> о признании незаконным (бездействия) и обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд к МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в не заключении дополнительного соглашения к Договору аренды лесного участка №а-052 от 18.03.2011г., обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды, взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 50000 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей, почтовых расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:1071 в соответствии с Договором аренды лесного участка №а-052 от 18.03.2011г. В связи с включением в 2018 году вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта, ФИО2, в январе 2019 года обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) за разъяснением вопросов, связанных с использованием земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, а также вопросов внесения арендной платы. ДД.ММ.ГГГГ Рослесхоз своим письмом №НК-06-50/2521 сообщило, что «...для переоформления договора аренды лесного участка, переведенного в земли иных категорий, необходимо обратиться в территориальный орган Росимущества...». ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в МТУ Росимущества с заявлением о включении дополнительного соглашения к договору аренды в части смены стороны арендодателя. До декабря 2019 года МТУ Росимущества бездействовало и не реагировало на заявление ФИО2 В середине декабря 2019 г. истцу поступил звонок из МТУ Росимущества с сообщением о том, что в рамках рассмотрения заявления будет направлен дополнительно запрос в Министерство природных ресурсов <адрес> о разъяснении порядка заключения вышеуказанного договора аренды, т.к. по мнению МТУ Росимущества, арендованный земельный участок расположен в границах береговой линии, а в договоре аренды отсутствует указание на обеспечении арендатором беспрепятственного доступа третьих лиц к береговой полосе, то указанный договор аренды является недействительной сделкой. 09.12.2019г., не дожидаясь действий МТУ Росимущества, представитель ФИО2 самостоятельно с помощью интернет сайта Министерства природных ресурсов <адрес> запросил сведения о соответствии местоположения конфигурации границ вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:1071, площадью 2500кв.м., расположенный по адресу <адрес>, лесничество Новороссийское, участковое лесничество Абраусское, квартал 44А, части выделов 22.25; о пересечении либо включении в границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:1071 части береговой линии моря. 20.12.2019г. на адрес электронной почты представителя поступил ответ в котором Министерство природных ресурсов КК указало, что договор аренды лесного участка №а-052 от 18.03.2011г. заключен в соответствии с формой примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.12.2010г. №. «...Формой договора не предусмотрено включение в условия договора положений, регулирующих вопрос использования береговой линии...». «...Согласно имеющейся в министерстве информации при обследовании в натуре земельного (лесного) участка площадью 0,25га, с кадастровым номером 23:47:0116022:1071, предоставленного по договору аренды лесного участка от 18.03.2011г. №а-052, расхождения в площади, конфигурации и местоположении не выявлены...». В июне 2020 года МТУ Росимущества обратилось в Приморский районный суд <адрес> с исковым заявлением о признании вышеуказанного Договора аренды лесного участка недействительным и применении последствий недействительности сделки путем погашения записи в ЕГРН. В обоснование своих исковых требований о признании вышеуказанного договора аренды лесного участка недействительным МТУ Росимущества указывало на следующее: согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116022:1071 частично расположен в границах береговой полосы Черного моря; в оспариваемом договоре аренды отсутствуют условия, устанавливающие обязанность арендатора обеспечить доступ граждан к водному объекту водного пользования и его береговой полосе, что не соответствует требованиям п.4 ст.39.8 ЗК РФ. Решением от 29.07.2020г. в удовлетворении указанного заявления М ГУ Росимущества по <адрес> и <адрес> судом отказано. Решение вступило в законную силу. 30.11.2020г. ФИО2 направил в адрес административного ответчика письмо с требованием подготовить и направить в адрес ФИО2 для подписания дополнительное соглашение вышеуказанного договора аренды в части смены стороны «Арендодателя» и указания реквизитов для перечисления арендной платы. Никакого ответа на обращение, направленное 30.11.2020г. до настоящего времени в адрес ФИО2 не поступило. Дополнительное соглашение административный истец в адрес ФИО2 не направил, чем существенно нарушил права ФИО2 в части своевременной оплаты арендных платежей за земельный участок.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.
Представитель административного ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116022:1071, площадью 2500кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – осуществление рекреационной деятельности, находится в собственности Российской ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно п.3 ч.1 ст.39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Передаче в аренду земельного участка предшествует его образование как самостоятельного объекта в соответствии с порядком, закрепленным Земельным кодексом РФ.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства <адрес> и ФИО2, с учетом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка №а-052, предметом которого явилось предоставление во временное владение лесного участка площадью 0,25га, имеющего местоположение: <адрес>, лесничество Новороссийское, участковое лесничество Абраусское, квартал 44А, часть выделов 22,25.
Согласно ст.7 ЗК РФ все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с ч.3 ст.6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установление и или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов, либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. При этом положения статьи 8 названного Федерального закона должны применяться во взаимосвязи с другими его статьями, предусматривающими определенный порядок подготовки документов для перевода земель.
Согласно ч.4 и п.п.1-3 ч.6 ст.23 ГрК РФ генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, в том числе отображаются границы городского поселения, границы населенных пунктов, входящих в состав городского поселения, границы земель лесного фонда.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского поселения и особенности его согласования регламентированы ст.ст.24 и 25 ГрК РФ, положениями которых установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, на момент принятия оспариваемого акта являлось Федеральное агентство лесного хозяйства, действовавшее на основании Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которое осуществляло рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.
Как следует из материалов дела, Приказом министерства природных ресурсов <адрес> от 23.07.2018г. № утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 18.07.2018г. № на лесной участок, предоставленный ФИО2 по договору аренды лесного участка от 18.03.2011г. №а-052.
По результатам государственной экспертизы в соответствии с разделом 1 прилагаемой к проекту освоения лесов выписки из Единого государственного реестра недвижимости (раздел 1) от 25.06.2018г. №, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116022:1071, отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов».
ФИО2 в январе 2019 года обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) за разъяснением вопросов, связанных с использованием земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, а также вопросов внесения арендной платы.
По результатам рассмотрения обращения, Федеральное агентство лесного хозяйства, письмом №НК-06-50/2521 от 19.02.2019г. уведомила ФИО2 о необходимости обращения для переоформления договора аренды лесного участка, в территориальный орган Росимущества.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Межрегиональное территориальное правление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>, с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды в части смены стороны арендодателя.
09.12.2019г. ФИО2 обратился в Министерство природных ресурсов <адрес> для получения сведений: о соответствии местоположения конфигурации границ вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:1071, площадью 2500кв.м, расположенный по адресу <адрес>, лесничество Новороссийское, участковое лесничество Абраусское, квартал 44А, части выделов 22,25; о пересечении либо включении в границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0116022:1071 части береговой линии моря.
Письмом от 20.12.2019г. Министерство природных ресурсов <адрес> указало, что договор аренды лесного участка №а-052 от 18.03.2011г. заключен в соответствии с формой примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.12.2010г. №.
Формой договора не предусмотрено включение в условия договора положений, регулирующих вопрос использования береговой линии.
Согласно имеющейся в министерстве информации при обследовании в натуре земельного (лесного) участка площадью 0,25га, с кадастровым номером 23:47:0116022:1071, предоставленного по договору аренды лесного участка от 18.03.2011г. №а-052, расхождения в площади, конфигурации и местоположении не выявлены.
На основании п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно пп.1,2 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п.5.3 Договора аренды лесного участка №а-052 от 18.03.2011г. установлено, что внесение изменений в настоящий договор, допускается только в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждения лесов вредными организмами).
Обращаясь с настоящими требованиями, ФИО2 просит обязать Межрегиональное территориальное правление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> изготовить и направить в его адрес дополнительное соглашение к Договору аренды №НК-06-50/2521 от 18.03.2011г. в части смены стороны арендодателя.
В силу ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Вместе с тем, буквальное значение условий порядка изменения Договора аренды лесного участка №а-052 от 18.03.2011г. не содержит такого условия внесения изменения в договор, как - замена арендодателя. Перечень предусмотренных условий изменения договора, является исчерпывающим, и расширению не подлежит.
Суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали и отсутствуют законные основания для заключения с административным истцом дополнительного соглашения в рамках указанного Договора, в связи с чем, требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в не заключении дополнительного соглашения к Договору аренды лесного участка №а-052 от 18.03.2011г., являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Поскольку в удовлетворении требований административного истца в данной части отказано, также не подлежат удовлетворению требования о возложении на ответчика обязанности изготовить и направить в его адрес дополнительное соглашение к Договору аренды, и взыскании судебных расходов, являющиеся производными.
Факт несвоевременного ответа либо бездействия по своевременному рассмотрению обращения ФИО2 административным истцом не оспаривается.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> о признании незаконным (бездействия) и обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.