ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2024/19 от 02.09.2019 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу а-2024/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Крымского районного суда Красюкова А.С.

при секретаре Семионел К.А.

с участием административных истцов ФИО1 и ФИО2 и их представителя по доверенности ФИО4

представителя административного ответчика по доверенности ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО8 и ФИО2 к администрации Крымского городского поселения об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в присвоении адреса

УСТАНОВИЛ:

В суд поступило административное исковое заявление ФИО8 и ФИО2 к администрации Крымского городского поселения об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в присвоении адреса.

Свои требования мотивирует тем, что им на праве собственности принадлежат доли на земельный участок по адресу <адрес>. Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 23 января 2004 года был произведен выдел в натуре долей наследственного имущества жилого дома, хозяйственных построек и земельного участка по адресу: <адрес>., в соответствии с которым каждому из наследников: ФИО12, ФИО13 и ФИО3 было выделено по 1/3 доли в указанном домовладении.

На основании договора купли-продажи от 30.09.2005 года доли ФИО12 и ФИО13 перешли в собственность ФИО6. Доля ФИО3 в размере 1/3 была унаследована ФИО2 и ФИО8 по 1/6 каждая, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону, а также свидетельствами о государственной регистрации права.

Таким образом, на основании решения Крымского районного суда в собственность истцов в порядке наследования перешли: комната , площадью 4,1 кв.м., часть комнаты (5а), площадью 8,0 кв.м., комната площадью 14,8 кв.м., навес литер «Г 10» размером (4,50х2,30)м, площадью 10,3 кв.м, сарай «Г4».

В общем пользовании собственников оставлен водопровод.

Часть земельного участка, прилегающего к дому по <адрес> в г. <адрес>ю 435 кв.м., размерами: по фасаду 16,80 м, слева 24,00 м, справа 24,50 м., сзади 18,9 м оставить в общем пользовании.

Выделенная 1/3 доли части земельного участка, прилегающего к дому по <адрес> в г. <адрес>ю 163 кв.м, на праве общей долевой собственности в пользование в натуре 1-ю часть слева указанного участка, площадью 55 кв.м., следующими размерами: по фасаду 6,3 м., слева 8,1 м, справа 8,23 м., сзади 6,5 м.

Признано право пользования за ФИО9 и выделено в натуре 1/3 доли из части земельного участка площадью 198 кв.м., прилегающего к дому по <адрес> в <адрес>, площадью 66 кв.м., 1- ю часть, слева, следующими размерами: по фасаду 6,5 м., слева 10,3 м., справа 10,17 м., сзади 6,77м.

Они обратились в Администрацию Крымского городского поселения Крымского района с заявлением о присвоении почтового адреса части существующего дома и выдачи адресной справки на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Однако 21.06.2018 года № 2508 решением Администрации Крымского городского поселения Крымского района в присвоении объекту адресации адреса было отказано в связи с пунктом 40 (б), в соответствии с которым новые адреса не присваиваются части здания, строения, сооружения. Сотрудники Администрации Крымского городского поселения Крымского района не смогли мотивированно разъяснить заявителю причину отказа.

Незаконным решением ответчика Администрации Крымского городского поселения Крымского района существенным образом нарушаются их права и законные интересы и препятствует осуществлению надлежащей регистрации прав на принадлежащее им имущество.

Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ присвоение адресов объектам адресации относится к компетенции администрации сельских поселений.

На основании абзаца 2 подпункта "а" пункта 8 Постановления, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, постановленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Между тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливает Правительство Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ органы местного самоуправления обязаны привести правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, до дня вступления в (..) настоящего Федерального закона, в соответствие с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Реализуя полномочие, предоставленное упомянутым федеральным законом, Постановлением от 19.11.2014 N 1221 Правительством РФ утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов. Органам местного самоуправления рекомендовано в 3-месячный срок привести правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами до дня вступления в (..) Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ, в соответствие с Правилами.

Согласно п. 2 Правил: "идентификационные элементы объекта адресации" - номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства;

Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (п. 5 Правил).

Присвоение объектам адресации адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (п. 7 Правил).

Согласно п. 8 Правил присвоение объекту адресации адреса

осуществляется:

в) в отношении помещений в случаях: подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.

Согласно п. 20 Правил присвоение объекту адресации адреса

подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса.

В соответствии с п. 22 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.

В случае присвоения адреса поставленному на государственный кадастровый учет объекту недвижимости в решении уполномоченного органа о присвоении адреса объекту адресации также указывается кадастровый номер объекта недвижимости, являющегося объектом адресации.

На основании п. 51 Правил структура адреса помещения в пределах здания (сооружения) в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в п. 47 Правил, включает в себя, в том числе, следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами:

г) тип и номер помещения в пределах здания, сооружения;

д) тип и номер помещения в пределах квартиры (в отношении коммунальных квартир).

В соответствии с п. п. 27, 31 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством почтового отправления, представлено лично или форме электронного документа с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федерального и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и т.п.

Согласно п.34 Правил к заявлению, в том числе, прилагаются: а)правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации; б) кадастровые паспорта объектов недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации); г) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса); д) кадастровый паспорт объекта адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет).

Решение о присвоении объекту адресации адреса, а также решение об отказе в таком присвоении принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 37 Правил).

В пункте 40 Правил предусмотрены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса, согласно которым в этом может быть отказано в случаях, если:

а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в п. п. 27 и 29 настоящих Правил;

б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует" об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;

в)документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса возложена на заявителя, выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;

г)отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса, которое может быть обжаловано в судебном порядке, должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения п. 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (п. п. 41, 43 Правил).

Они считают отказ администрации в присвоении объекту адреса немотивированным, в связи с чем просят суд признать отказ Администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края о присвоении объекту адресации адреса незаконным, Обязать Администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края

присвоить адрес объекту адресации - 1/3 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО2 и ФИО8 и выдать справку о присвоении адреса.

Административные истцы ФИО8, ФИО2 и их представитель по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель администрации Крымского городского поселения по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку отказывая административным истцам в присвоении объекту адреса, администрация действовала в рамках действующего законодательства, в соответствии с которым новые адреса не присваиваются части здания, строения, сооружения, так же, согласно пункту 9, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане- обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований, обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, где получил образец заявления, в котором перечислены 14 пунктов необходимых документов для присвоения почтового адреса существующему жилому дому.

Согласно ч. 1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Статьей ст. 16 ЖК РФ определены конкретные виды объектов жилищных прав, к ним отнесены: жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты жилых домов и квартир.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В соответствии с пунктом 6 названного Постановления, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.

Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ присвоение адресов объектам адресации относится к компетенции администрации сельских поселений.

На основании абзаца 2 подпункта "а" пункта 8 Постановления «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в Крымском городском поселении Крымского района» №365 от 07.04.2015г., присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, постановленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Между тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, устанавливает Правительство Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ органы местного самоуправления обязаны привести правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, до дня вступления в (..) настоящего Федерального закона, в соответствие с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Реализуя полномочие, предоставленное упомянутым федеральным законом, Постановлением от 19.11.2014 N 1221 Правительством РФ утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту Правила).

Органам местного самоуправления рекомендовано в 3-месячный срок привести правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами до дня вступления в (..) Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ, в соответствие с Правилами.

Согласно п. 2 Правил: "идентификационные элементы объекта адресации" - номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства;

Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (п. 5 Правил).

Присвоение объектам адресации адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (п. 7 Правил).

Согласно п. 8 Правил присвоение объекту адресации адреса осуществляется:

в) в отношении помещений в случаях: подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.

Согласно п. 20 Правил присвоение объекту адресации адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса.

В соответствии с п. 22 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.

В случае присвоения адреса поставленному на государственный кадастровый учет объекту недвижимости в решении уполномоченного органа о присвоении адреса объекту адресации также указывается кадастровый номер объекта недвижимости, являющегося объектом адресации.

На основании п. 51 Правил структура адреса помещения в пределах здания (сооружения) в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в п. 47 Правил, включает в себя, в том числе, следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами:

г) тип и номер помещения в пределах здания, сооружения;

д) тип и номер помещения в пределах квартиры (в отношении коммунальных квартир).

В соответствии с п. п. 27, 31 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством почтового отправления, представлено лично или форме электронного документа с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федерального и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и т.п.

Согласно п.34 Правил к заявлению, в том числе, прилагаются: а) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект (объекты) адресации; б) кадастровые паспорта объектов недвижимости, следствием преобразования которых является образование одного и более объекта адресации (в случае преобразования объектов недвижимости с образованием одного и более новых объектов адресации); г) схема расположения объекта адресации на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (в случае присвоения земельному участку адреса); д) кадастровый паспорт объекта адресации (в случае присвоения адреса объекту адресации, поставленному на кадастровый учет).

Решение о присвоении объекту адресации адреса, а также решение об отказе в таком присвоении принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 37 Правил).

В пункте 40 Правил предусмотрены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса, согласно которым в этом может быть отказано в случаях, если:

а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в п. п. 27 и 29 настоящих Правил;

б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует" об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;

в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса возложена на заявителя, выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;

г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса, которое может быть обжаловано в судебном порядке, должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения п. 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения (п. п. 41, 43 Правил).

В судебном заседании установлено, что на основании сведений Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии за кадастровым номером 23:45:0101094:159 числится объект капитального строительства - жилой дом, общей площадью 74,7 кв.м, 1980 года постройки, за которым зарегистрировано право:

23-23-28/124/2013-288 от 07.12.2013г. (общая долевая собственность);

23-23-28/048/2005-539 от 29.11.2005г. (общая долевая собственность); -23-2328/082/2013-524 от 18.09.2013г. (общая долевая собственность);

и земельный участок с кадастровым номером: 23:45:0101094:33, площадью 600 кв.м., разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки, за которым зарегистрировано право:

23-23-28/048/2005-540 от 29.11.2005г. (общая долевая собственность); -23-23-28/124/2013-287 от 20.11.2013г. (общая долевая собственность); 23-23-28/082/2013-525 от 18.09.2013г. (общая долевая собственность).

На основании ст.41 п.7 ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ ( в ред. От 27.06.2019г.) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускается.

Раздел жилого дома на индивидуальные помещения возможны только при реконструкции индивидуального жилого дома в блокированный дом и изменением вида разрешенного использования земельного участка для эксплуатации блокированного жилого дома.

На письменное обращение административных истцов по вопросу присвоения адреса части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>ФИО7 был дан письменный ответ от 21.06.2018г. за , согласно которого, на основании постановления главы Крымского городского поселения Крымского района от 07.04.2015 № 365 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в Крымском городском поселении Крымского района», согласно пункту 40 (б), новые адреса не присваиваются части здания, строения, сооружения, так же, согласно пункту 9, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства. В связи с этим присвоение адреса части домовладения не возможно.

Кроме того, согласно информации из Правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 18 апреля 2019 года п.2.3 блокированная жилая застройка возможна при минимальной площади земельных участков под каждым блоком не менее 200 кв.м., в данном же случае у истцов ФИО8 и ФИО2 площадь земельного участка под 1/3 жилого дома, расположенного по адресу <...> составляет меньше минимальной допустимой площади в 200 кв.м., что исключает возможность присвоения адресации.

Таким образом, отказывая административным истцам в присвоении адреса части жилого дома, административный ответчик действовал в рамках действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Поскольку административными истцами суду не было представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, суд приходит к выводу, что вынесенное органом местного самоуправления решение соответствует требованиям действующего законодательства.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО8 и ФИО2 к администрации Крымского городского поселения об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в присвоении адреса- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Крымский районный суд.

Судья. Подпись

Копия верна.

Судья: Красюкова А.С.