ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2083/18 от 02.10.2018 Егорьевского городского суда (Московская область)

Дело а-2083/18 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск

Московской области 02 октября 2018 года

Егорьевский городской суд Московской <адрес> в составе федерального судьи Полянской С.М., при секретаре судебного заседания Глазачевой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 об оспаривании решения ГУ государственного строительного надзора Московской <адрес> ГЛАВГОСТРОЙНАДЗОР,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе во включении ее в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства


многоквартирных домов, и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. /пр; обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области включить ФИО3 в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. /пр.

ФИО3 в судебном заседании административный иск поддержала и пояснила, что она осуществила инвестирование денежных средств в строительство жилого дома по адресу: Московская <адрес>, район Восточный, мкр. 2 и 3, <адрес> составе Жилого комплекса «Восточный», возводимого на земельном участке с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, при этом вступила в ЖСК «Губернский» с целью получения квартиры для проживания в многоквартирном жилом доме по адресу Московская <адрес>, район Восточный, мкр. 2 и 3, <адрес>, секция 2, этаж 9, номер на площадке 1. Обязательства по оплате требуемых взносов выполнены своевременно, надлежащим образом и в полном объеме. Правовым основанием для подписания договоров с участниками строительства являлся договор купли-продажи будущей недвижимости № СУ-ЖСК /314 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЖСК «<данные изъяты>». В соответствии с условиями договора ориентировочный срок окончания строительства жилого дома-IV квартал 2014г. (п.2). Право требования указанного жилого помещения подтверждается договором об участии в ЖСК -Ж-314 от ДД.ММ.ГГГГ с последующими соглашениями о перемене лиц в договоре об участии в ЖСК -Ж-314 от ДД.ММ.ГГГГ (Соглашение о перемене лиц в Договоре об участии в ЖСК -Ж-314 от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение о перемене лиц в Договоре об участии в ЖСК -Ж-314 от ДД.ММ.ГГГГ), подтверждено определением Арбитражного суда Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ЖСК «Губернский» принял на себя обязательства по участию в инвестировании строительства указанного выше жилого дома. Определением Арбитражного суда Московской <адрес> от 18.03.2016г. по делу NoA41-1022/1 в отношении АО «СУ-155» введена процедура наблюдения, применены правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002г. Ыо127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Решением Арбитражного суда Московской <адрес> от 05.04.2018г. должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложены на ФИО1, член СРО ААУ «Евросиб». До настоящего времени строительство дома не завершено, обязательства по передаче жилых помещений застройщиком не выполнены. ДД.ММ.ГГГГ Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции одобрила предложенную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ концепцию завершения строительства жилых объектов группы компаний «СУ-155» посредством участия в достройке объектов АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО). Согласно принятой концепции строительство всех объектов группы компаний «СУ-155» должно было быть завершено не позднее конца 2018 года. С целью организации строительства объектов группы компаний «СУ-155», обеспечения контроля за его качеством и информирования участников строительства о выполнении застройщиками обязательств по передаче прав собственности на построенные квартиры, АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) создано ООО «РК Строй». В декабре 2015 года в зону ответственности АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) передано 145 жилых объектов незавершенного строительства группы компаний «СУ-155» в 14 регионах России. Протоколом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ No 61-ПРП-ММ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом заместителя Председателя Правительства Московской <адрес>ФИО2, о целесообразности передачи ЗАО «Стройпромавтоматика» обязательств перед участниками строительства объектов ГК «СУ-155» в городском округе Звенигород, была одобрена передача объектов строительства в количестве 15 домов ЗАО «Стройпромавтоматика» с учетом принятия на себя обязательств предыдущего застройщика (АО «СУ-155»), а также строительства необходимой социальной инфраструктуры. Во исполнение указанного решения между АО «СУ-155» и ЗАО «Стройпромавтоматика» был подписан соответствующий Договор аренды земельных участков от 27.06.2016г., отражающий вопросы финансирования достройки объектов, графики строительства корпусов, проведение проектно-изыскательских мероприятий и передана необходимая исходно-разрешительная документация.

Главное управление государственного строительного надзора Московской <адрес> ГЛАВГОССТРОЙНАДЗОР Московской <адрес>

отказало ей во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Минстроя России No 560/пр от 12.08.2016г., мотивируя это тем, что административный истец не соответствует одному из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, установленных п. 2 приложения No 1 к Приказу, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина- участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось не на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ No 214-ФЗ от 30.12.2004г. Просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Главное управление государственного строительного надзора Московской <адрес> ГЛАВГОССТРОЙНАДЗОР Московской <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав мнение административного истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ФИО3 осуществила инвестирование денежных средств в строительство жилого дома по адресу: <адрес> составе Жилого комплекса «Восточный», возводимого на земельном участке с видом разрешенного использования: для жилищного строительства, при этом вступила в ЖСК «Губернский» с целью получения квартиры для проживания в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>. Обязательства по оплате требуемых взносов выполнены

своевременно, надлежащим образом и в полном объеме. Правовым основанием для подписания договоров с участниками строительства являлся договор купли-продажи будущей недвижимости № СУ-ЖСК /314 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЖСК «Губернский» и АО «СУ-155». В соответствии с условиями договора ориентировочный срок окончания строительства жилого дома-IV квартал 2014г. (п.2). Право требования указанного жилого помещения подтверждается договором об участии в ЖСК -Ж-314 от ДД.ММ.ГГГГ с последующими соглашениями о перемене лиц в договоре об участии в ЖСК -Ж-314 от ДД.ММ.ГГГГ (Соглашение о перемене лиц в Договоре об участии в ЖСК -Ж-314 от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение о перемене лиц в Договоре об участии в ЖСК -Ж-314 от ДД.ММ.ГГГГ), подтверждено определением Арбитражного суда Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ЖСК «Губернский» принял на себя обязательства по участию в инвестировании строительства указанного выше жилого дома. Определением Арбитражного суда Московской <адрес> от 18.03.2016г. по делу NoA41-1022/1 в отношении АО «СУ-155» введена процедура наблюдения, применены правила параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002г. Ыо127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Решением Арбитражного суда Московской <адрес> от 05.04.2018г. должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложены на ФИО1, член СРО ААУ «Евросиб». До настоящего времени строительство дома не завершено, обязательства по передаче жилых помещений застройщиком не выполнены. ДД.ММ.ГГГГ Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции одобрила предложенную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ концепцию завершения строительства жилых объектов группы компаний «СУ-155» посредством участия в достройке объектов АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО). Согласно принятой концепции строительство всех объектов группы компаний «СУ-155» должно было быть завершено не позднее конца 2018 года. С целью организации строительства объектов группы компаний «СУ-155», обеспечения контроля за его качеством и информирования участников строительства о выполнении застройщиками обязательств по передаче прав собственности на построенные квартиры, АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) создано ООО «РК Строй». В декабре 2015 года в зону ответственности АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) передано 145 жилых объектов незавершенного строительства группы компаний «СУ-155» в 14 регионах России. Протоколом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ No 61-ПРП-ММ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом заместителя Председателя Правительства Московской <адрес>ФИО2, о целесообразности передачи ЗАО «Стройпромавтоматика» обязательств перед участниками строительства объектов ГК «СУ-155» в городском округе Звенигород, была одобрена передача объектов строительства в количестве 15 домов ЗАО

«Стройпромавтоматика» с учетом принятия на себя обязательств предыдущего застройщика (АО «СУ-155»), а также строительства необходимой социальной инфраструктуры. Во исполнение указанного решения между АО «СУ-155» и ЗАО «Стройпромавтоматика» был подписан соответствующий договор аренды земельных участков от 27.06.2016г., отражающий вопросы финансирования достройки объектов, графики строительства корпусов, проведение проектно-изыскательских мероприятий и передана необходимая исходно-разрешительная документация.

Главное управление государственного строительного надзора Московской <адрес> ГЛАВГОССТРОЙНАДЗОР Московской <адрес> отказало истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Минстроя России No 560/пр от 12.08.2016г., мотивируя это тем, что административный истец не соответствует одному из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, установленных п. 2 приложения No 1 к Приказу, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина- участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось не на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ No 214-ФЗ от 30.12.2004г.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4); контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7).

Таким органом в силу подпункта 26 пункта 15 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Московской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 786/44, является данное Министерство.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (приложение N 1) и правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 2).

Пунктом 2 названных выше критериев (приложение N 1 к приказу) определено, что критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены) (подпункт 3); ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (подпункт 9).

Правилами ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила) предусмотрено, что формирование и ведение реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Реестр), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с данными Правилами (пункт 3); включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствие с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к приказу (пункт 4).

Включение в Реестр осуществляется на основании заявления по установленной форме с приобщением необходимых надлежаще оформленных документов из установленного перечня (пункты 9 и 10 Правил).

Основания для отказа во включении заявителя в Реестр перечислены в пункте 14 Правил. Каких-либо предусмотренных этим пунктом оснований для отказа во включении ФИО3 в реестр по настоящему делу не установлено. При указанных обстоятельствах, суд принимает решение об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской <адрес> об отказе во включении ФИО3 в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства


многоквартирных домов, и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. /пр.

Обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской <адрес> включить ФИО3 в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016г. /пр.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Егорьевский городской суд Московской <адрес>.

Федеральный судья Полянская С.М.