ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-209/2018 от 14.02.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело а-209/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Никулиной И.А.

при секретаре Шарафиеве П.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 14 февраля 2018 года административное дело по административному иску администрации Моховского сельского поселения о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области,

установил:

администрация Моховского сельского поселения обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (далее - комиссия) от 25 октября 2017 года № 25, которым пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Моховского сельского поселения, с кадастровыми номерами , на основании заявлений их собственника <данные изъяты> и отчетов об оценке, подготовленных <данные изъяты>

Административный истец полагает, что при принятии оспариваемого решения комиссией нарушены требования статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, поскольку администрация Моховского сельского поселения, поскольку администрация Моховского сельтского поселения, как орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены спорные объекты недвижимости, в бюджет которого по нормативу 100 % поступают доходы от уплаты земельного налога, было лишено возможности реализовать свои права в отношении данных объектов недвижимости - участвовать в заседании комиссии и представлять возражения относительно рассматриваемого вопроса. Копия решения комиссии о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в адрес административного истца не направлялась Комиссией. О пересмотре кадастровой стоимости им стало известно в январе 2018 года.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица – администрации Беловского муниципального района ФИО9 действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования также поддержала.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Кузбасспромактивы» ФИО10 действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, возражал против административных исковых требований по доводам письменных возражений, приобщенных к делу.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, в представленных письменных отзывах на иск аналогичного содержания, возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая, что о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по инициативе их собственника был извещен Глава Беловского муниципального района, а не извещение администрации Моховского сельского поселения не относится к числу существенных нарушений, влекущих незаконность принятого решения (письменные возражения - л.д. 80-98).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой (часть 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного производства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Доводы административного истца о том, что срок обращения в суд не нарушен, судом проверены.

Учитывая, что предметом судебной проверки по настоящему делу является решение комиссии, принятое 25 октября 2017 года, о его вынесении администрации Моховского сельского поселения стало известно в январе 2018 года, а факт обращения с настоящим иском в суд состоялся 22 января 2018 года, суд полагает, что срок подачи искового заявления, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ истцом соблюден.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости установлен ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

На территории Кемеровской области указанная комиссия создана при Управлении Росреестра по Кемеровской области, ее состав утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 20.02.2012 N П/72 (с учетом изменений, внесенных приказами от 26 марта 2015 года № П/129, от 28 сентября 2015 года № П/496, от 10 марта 2016 г. № П/0108, от 31 января 2017 г. № П/0039, от 09 февраля 2017 г. № П/0057). В соответствии с приказом в состав комиссии входят представителя Управления Росреестра по Кемеровской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также представитель национального совета по оценочной деятельности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемое решение № 25 от 25.10.2017 принято на заседании комиссии при участии более 50% ее членов, и иных участвующих лиц, что подтверждается протоколом № 25 от 25.10.2017 (л.д.110-123).

Таким образом, решение комиссии № 25 от 25.10.2017 принято органом, уполномоченным на его принятие, при необходимом количестве участвующих лиц.

Основания обращения в суд с административным иском об оспаривании решений органов государственной власти, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, определены в части 1 статьи 218 КАС РФ.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Пунктом 10 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 НК РФ).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

В соответствии с положениями статьи 61.5 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты сельских поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами сельских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе от земельного налога по нормативу 100 процентов.

Таким образом, получателем доходов от местных налогов является муниципальное образование «Моховское сельское поселение», соответственно, администрация Моховского сельского поселения является администратором местных налогов, в том числе земельного, и результатами определения кадастровой стоимости принадлежащих ООО «Кузбасспромактивы» земельных участков затрагиваются права и законные интересы муниципального образования Моховское сельское поселение. С учетом положений статьи 218 КАС РФ у администрации Моховского сельского поселения имеется право на обращение в суд с настоящим иском в интересах муниципального образования, на территории которого расположены спорные земельные участки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Кузбасспромактивы» является собственником отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения земельных участков:

с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – под промплощадку;

с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», площадью <данные изъяты> кв. м., вид разрешенного использования – под территорию КНС;

с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – под гидроотвал;

с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – под насосную станцию;

с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – под шламовый отстойник в разрезной траншее;

с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – под автодорогу, дамбу;

с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования – под промплощадку.

Судом также установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами, и подтверждается материалами дела (выписки из ЕГРЮЛ, Уставы МО, том 1 листы 55-72), что указанные земельные участки расположены на территории муниципального образования Моховское сельское поселение, являющегося самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав муниципального образования Беловский муниципальный район.

Решением Совета народных депутатов Моховского сельского поселения от 12 ноября 2015 года № 81 «Об установлении и введении земельного налога» утверждено Положение о земельном налоге на территории Моховского сельского поселения, в соответствии с подп. 2 пункта 2 которого ООО «Кузбасспромактивы», как собственник расположенных на территории сельского поселения земельных участков, несет обязанность по уплате земельного налога по ставке 1,5% от их кадастровой стоимости, доходы от уплаты которого по нормативу 100% зачисляются в доход местного бюджета Моховского сельского поселения.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 28 ноября 2014 года № 4-2/4925 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Кемеровской области, определившие кадастровую стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01 июля 2014 года:

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты>.;

земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб.

Рыночная стоимость спорных земельных участков, определенная на основании отчетов <данные изъяты>» ( том 1 листы 139-270, том 2 листы 1-216), составляет на дату оценки 01 июля 2014 года:

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», - <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> - <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», - <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», - <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> - <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», - <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», - <данные изъяты> руб.

ООО «Кузбасспромактивы» обратилось в комиссию с целью пересмотра результатов определения кадастровой стоимости каждого земельного участка путем установления их рыночной стоимости ( том 1 л.д. 99-105).

Решением комиссии от 25 октября 2017 г. № 25 заявления ООО «Кузбасспромактивы» удовлетворены, кадастровая стоимость поименованных земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2014 г. на основании отчетов об оценке <данные изъяты> (том 1 л.д. 124-138).

Как следует из протокола заседания комиссии от 25 октября 2017 г. и не оспаривается административными ответчиками, административный истец не извещался о слушании заявлений о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ООО «Кузбасспромактивы» земельных участков, расположенных на территории Моховского сельского поселения, представители администрации данного муниципального образования не принимали участия в заседании комиссии, итоговое решение комиссии в их адрес в установленный срок не направлялось.

При таких обстоятельствах суд находит убедительными доводы административного истца о том, что оспариваемым решением комиссии затрагиваются права муниципального образования, и о данном решении административному истцу стало известно только в январе 2018 года, соответственно, трехмесячный срок для обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного производства Российской Федерации, не пропущен.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (абзац 20) предусмотрено, что в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Аналогичная норма закреплена и в пункте 16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (абзац 3).

Абзацем 4 пункта 16 указанного Порядка предусмотрено, что секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание.

В нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства администрация Моховского сельского поселения, как орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены объекты недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которых оспариваются, не извещалась о поступлении в комиссию заявлений ООО «Кузбасспромактивы» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и о дате (времени) их рассмотрения. Уведомления о проведении заседания комиссии были направлены только Главе Беловского муниципального района и ООО «Кузбасспромактивы» (том 1 листы 106-109).

Доводы административных ответчиков об исполнении ими требований 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, извещением о рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости Главы Беловского муниципального района, в состав которого входит Моховское сельское поселение, являются ошибочными.

Решение комиссии о пересмотре кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку установление кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной означает снижение одной из составляющих при формировании местного бюджета, что в конечном итоге влияет на его исполнение.

Учитывая, что Моховское сельское поселение имеет статус муниципального образования, является самостоятельным юридическим лицом, на его территории действует разработанное и принятое в установленном законом порядке Положение о земельном налоге за использование земельных участков, находящихся в границах данного муниципального образования, и указанный налог в полном объеме поступает в доход местного бюджета поселения, соответственно, именно орган местного самоуправления Моховского сельского поселения является заинтересованным лицом при разрешении вопросов, связанных с пересмотром кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на его территории, и подлежит обязательному привлечению и извещению комиссией о проведении соответствующего заседания. Извещение же комиссией Главы Беловского муниципального района в рассматриваемом случае не имеет законных оснований, поскольку получателем средств от уплаты земельного налога данное муниципальное образование не является, и его права и законные интересы результатами пересмотра кадастровой стоимости земельных участков не затрагиваются.

Кроме того, из системного анализа содержания абзаца 20 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", абзацев 3 и 4 пункта 16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, не следует, что орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены спорные объекты недвижимости, входящий в состав другого муниципального образования, ограничен законодателем в возможности участия в заседании комиссии при рассмотрении заявления собственника земельного участка, расположенного на его территории. Предлагаемое представителями административного ответчика и заинтересованного лица ООО «Кузбасспромактивы» толкование перечисленных норм с очевидностью влечет за собой нарушение баланса интересов участников рассматриваемых правоотношений.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает его не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Отсутствие извещения администрации Моховского сельского поселения о рассмотрении заявления ООО «Кузбасспромактивы» не позволило ей реализовать предоставленные права, что могло повлиять на решение комиссии по установлению кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. В этой связи оспариваемое решение комиссии в оспариваемой части является незаконным, а заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков подлежат новому рассмотрению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения комиссии об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

требования администрации Моховского сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области № 25 от 25 октября 2017 года в части установления по заявлениям Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасспромактивы», поданным 13 октября 2017 года, кадастровой стоимости:

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб.

Исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости установленную решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области № 25 от 25 октября 2017 года кадастровую стоимость:

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>», в размере <данные изъяты> руб.;

земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> руб.

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области повторно рассмотреть поданные 13 октября 2017 года ООО «Кузбасспромактивы» заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поименованных земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 февраля 2018 года.

Председательствующий И.А. Никулина