ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2112/17 от 28.11.2017 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело а-2112/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2017 года г.Ижевск

Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соснина К.В., при секретаре судебного заседания Смолиной М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Удмуртской Республике, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики об оспаривании требований налогового органа, требований, постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в Устиновский районный суд г.Ижевска с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике, которым просит признать незаконными требований Межрайонной ИФНС №8 РФ по УР № об уплате штрафа за несвоевременную сдачу налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ с учетом смягчающих вину обстоятельств.

Исковые требования мотивировал тем, что ФИО1 предоставил в Межрайонную ИФНС России № 8 по УР (далее – МИФНС России №8 по УР, инспекция, налоговый орган) налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ Указанные декларации были представлены в адрес инспекции представителем налогоплательщика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ по просьбе налогового органа для подачи заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Без предоставления данных деклараций предприниматель не был бы снят с учета налоговым органом. По результатам камеральной проверки инспекцией выставлены требования об уплате штрафа , (ст.119 НК РФ) в размере 3000 руб. за несвоевременную сдачу налоговых деклараций (решения №, от ДД.ММ.ГГГГ). Истец, посчитав, что в результате принятия вышеуказанных ненормативных актов были затронуты его права и законные интересы, обратился в налоговый орган с жалобой об отмене штрафа, с учетом смягчающих вину обстоятельств. Решением Управления ФНС @ ДД.ММ.ГГГГ жалоба истца оставлена без удовлетворения, несмотря на то, что согласно справке Федерального казенного учреждения «Исправительная колония 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по УР» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отбывает наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. Указанные обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Статьей 109 НК РФ предусмотрены обстоятельства, которые исключают привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является одним из таких обстоятельств. По мнению истца, привлечение к налоговой ответственности без учета смягчающих вину обстоятельств нарушает требования справедливости наказания. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным налоговым законодательством РФ. При принятии решения по апелляционной жалобе инспекцией не учтено, что на содержании налогоплательщика (истца) имеется иждивенец - несовершеннолетний ребенок; ранее не привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение, у истца отсутствует умысел на уклонение от уплаты налога, не учтено тяжелое финансовое положение налогоплательщика. Не учтен тот факт, что в заверении подписи налогоплательщика на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя начальником исправительного учреждения «Исправительная колония 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по УР» было отказано. Не принято во внимание, что услуги нотариуса по оформлению доверенности и заверению подписи заявителя несоразмерно велики 5250 руб. по сравнению с месячным доходом заявителя, в связи с чем расходы по оплате услуг нотариуса были произведены за счет денежных средств представителя ФИО2 Указанные денежные средства истец обязался вернуть после освобождения из мест лишения свободы.

Кроме того, административный истец ФИО1 обратился в Устиновский районный суд г.Ижевска с административным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г.Ижевске, орган контроля за уплатой страховых взносов), которым просит признать незаконными требования УПФР г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ., а также постановления УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. по страховым взносам с учетом смягчающих вину обстоятельств.

Исковые требования мотивировал тем, что ФИО1 подал заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС России №11 по УР. Указанное заявление было подано представителем налогоплательщика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Истец был снят с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ; Пенсионным фон<адрес>.ДД.ММ.ГГГГ. В рамках мероприятий осуществления контроля УПФР <адрес> за исчислением и уплатой страховых взносов были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 140591,25 руб. (Требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. &apos; от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Требования об уплате налогов заявителем были получены лишь в конце 2016г. Полагает, в результате вынесения указанных требований, были затронуты права и законные интересы заявителя. Истец обратился к ответчику с заявлением об отмене требований с учетом смягчающих вину обстоятельств, поскольку истец не мог своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, поскольку согласно справке ФКУ «ИК 1 УФСИН по УР» от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отбывает наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. Указанные обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. В период с ДД.ММ.ГГГГ. истец предпринимательскую деятельность не вел, доходов о предпринимательской деятельности не имел. По мнению истца, привлечение к налоговой ответственности без учета смягчающих вину обстоятельств нарушает требования справедливости наказания. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, размер требований может быть уменьшен по сравнению с размером, установленным законодательством РФ. При принятии решения по апелляционной жалобе УПФР в <адрес> не учтено, что на содержании налогоплательщика (истца) имеется иждивенец - несовершеннолетний ребенок; ранее не привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение; у истца отсутствует умысел на уклонение от уплаты страховых взносов, не учтено тяжелое финансовое положение налогоплательщика; не учтен тот факт, что в заверении подписи налогоплательщика на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя начальником исправительного учреждения «Исправительная колония 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по УР» было отказано. Не принято во внимание, что услуги нотариуса по оформлению доверенности и заверению подписи заявителя несоразмерно велики 5250 руб. по сравнению с месячным доходом заявителя, в связи с чем расходы по оплате услуг нотариуса были произведены за счет денежных средств представителя ФИО2 Указанные денежные средства истец обязался вернуть после освобождения из мест лишения свободы.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. указанные административные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения (л.д.117-118).

В судебном заседании представитель административного ответчика УПФР в г.Ижевске ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д.114-115), против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в представленном письменном отзыве, просила в удовлетворении административного иска отказать не только по существу, но и в связи с пропуском истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд (л.д.111-113).

В судебном заседании представитель административного ответчика МИФНС РФ №8 по УР ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д.38-40), против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в представленных возражениях, просила в удовлетворении административного иска отказать не только по существу, но и в связи с пропуском истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд (л.д.42-44).

Административный истец ФИО1, представитель административного истца, заинтересованное лицо ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщили. Административным истцом ФИО1 представлено заявление, согласно которому просит не рассматривать дело без его участия, желает участвовать в судебном заседании.

Учитывая мнение участников процесса, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, его представителя, заинтересованного лица. Обязательное участие лица, обратившегося в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, в рассмотрении указанного административного дела главой 22 «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» КАС РФ не предусмотрено.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9 ст.226 КАС РФ).

Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Рассматривая требования административного истца об оспаривании требований МИФНС России №8 по УР, выслушав мнения сторон, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как указывает административный ответчик и следует из материалов дела, административный истец ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно подп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно абз.2 п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.

Истцом ФИО1, являвшимся индивидуальным предпринимателем, 05.10.2011г. представлено заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ., где в качестве объекта налогообложения были выбраны доходы.

Как указывается административным ответчиком, заявления о смене объекта налогообложения истцом не подавались.

На основании п.1 ст.346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

В соответствии с п.1 ст.346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст.6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на выходной или нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Соответственно, исходя из вышеизложенных требований налогового законодательства РФ, срок для предоставления налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения за 2013г. определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ., за 2014г. - не позднее ДД.ММ.ГГГГ., за 2015г. - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Фактически, истцом ФИО1 налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013-2015г.г. были представлены ДД.ММ.ГГГГ., то есть с нарушением предусмотренного ст.346.23 НК РФ срока, что, как указывает административный ответчик, является налоговым правонарушением, за которое п.1 ст.119 НК РФ предусмотрена ответственность.

В силу ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Соответственно, налогоплательщик (ФИО1) привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст.119 НК РФ на основании решений налогового органа от .

В силу п.п.2,3,4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 8 ст.69 НК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

Как следует из материалов дела, на основании принятых налоговым органом решений в связи с выявлением задолженности по штрафам, инспекцией в адрес истца направлены требования об уплате штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. , , , каждое на уплату суммы штрафа в размере 1000 руб., истцу предложено погасить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.28-30).

В силу ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу вышеуказанных норм, воспользовавшись своим правом, истец ФИО1, не согласный с выставленными требованиями об уплате штрафа, обратился в налоговый орган с жалобой на вышеуказанные требования, которая МИФНС России №8 по УР была перенаправлена в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по УР (л.д.20).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по УР от ФИО1 на действия должностных лиц МИФНС России №8 по УР была оставлена без удовлетворения, тем самым, признав обоснованность привлечения ФИО1 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ (л.д.16-19).

В силу ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно п.п.1,3 ст.110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, обосновывает его тем, что имеются основания для освобождения от уплаты штрафа в силу смягчающих ответственность обстоятельств. ФИО1, указывая на исключительный характер сложившихся обстоятельств, говорит о том, что не мог своевременно обратиться с налоговыми декларациями для подачи заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы. Кроме того, при принятии решения по его апелляционной жалобе, налоговым органом не учтено нахождении на иждивении заявителя несовершеннолетнего ребенка, отсутствие умысла истца на уклонение от уплаты налога, финансовое положение налогоплательщика, а также то, что в заверении подписи налогоплательщика на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя начальником исправительного учреждения было отказано.

В подтверждение указанных доводов, административным истцом в материалы дела представлены справки о доходах физического лица . (л.д.22-27), а также справка ФКУ «ИК-1 УФСИН России по УР» от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой осужденный ФИО1 отбывает наказание в <данные изъяты>», начало срока ДД.ММ.ГГГГ., конец срока – ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.21).

Между тем, истец ФИО1, являясь налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения, должен был и мог осознавать необходимость представления налоговой декларации в установленный налоговым законодательством РФ срок, соответственно, должен был и мог осознавать противоправный характер своих действий (бездействий).

В силу ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск.

У физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, возникают не только гражданские права, но и обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в частности, обязанности по своевременному предоставлению налоговых деклараций в налоговый орган. В этой связи, индивидуальный предприниматель, являясь участником гражданских и налоговых правоотношений, должен таким образом организовать свою деятельность, чтобы в полном объеме обеспечить исполнение возложенных на него обязанностей.

В случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст.119 НК РФ.

В силу п.9 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности, и, следовательно, связанных с ней прав и обязанностей.

Согласно подп.6 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя.

Как предусмотрено в п.1,3 ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно п.1-4 ст.29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Из п.4 ст.80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Истец в исковом заявлении ссылается на отсутствие вины в совершении налогового правонарушения, ввиду чего указывает на возможность применения в его случае положений ст.111 НК РФ, говоря о том, что при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Указывает на невозможность своевременного обращения с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ввиду нахождения в местах лишения свободы.

Согласно ст.111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются, в том числе, иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Однако, исходя из вышеуказанных положений НК РФ, нахождение лица в местах лишения свободы не лишало ФИО1 возможности уполномочить на совершение от его имени действий другое лицо, получать и отправлять почтовую корреспонденцию, в том числе представить налоговые декларации, налогоплательщик обладал правом на переписку, оформление доверенности, мог воспользоваться услугами адвоката.

Положения Федерального закона от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ст.185.1 Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность представления документов в регистрирующий орган как заявителем лично, так и его представителем. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы.

Доказательств того, что в заверении подписи налогоплательщика на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя начальником исправительного учреждения ФКУ «ИК-1 УФСИН России по УР» истцу было отказано, ФИО1 не представлено.

Тем более, позже истец таким правом воспользовался, налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения за ДД.ММ.ГГГГ.г. были представлены в адрес налогового органа представителем налогоплательщика ФИО2, действующей на основании доверенности от .

Таким образом, каких-либо доказательств экстраординарного характера обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения обязанности по предоставлению в инспекцию налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения, в том числе, через представителя, в срок, установленный НК РФ, административным истцом не представлено.

Как указывает административный ответчик, при принятии решения по апелляционной жалобе, такие обстоятельства, как наличие на иждивении налогоплательщика несовершеннолетнего ребенка, ранее не привлекался за совершение аналогичного правонарушения, отсутствие умысла на уклонение от уплаты налога, тяжелое финансовое положение налогоплательщика, не могли быть учтены, поскольку доказательств по вышеуказанным доводам ФИО1 совместно с жалобой в налоговый орган представлено не было. Доказательств обратного в материалы дела истцом ФИО1 не представлено.

Административный ответчик, возражая против доводов административного истца, указал на пропуск истцом срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решений действий (бездействий), предусмотренного ст.219 КАС РФ.

В силу ч.1,8 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с п.3 ст.138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.

Согласно п.6 ст.140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение по жалобе ФИО1 принято Управлением Федеральной налоговой службы по УР

Как указано административным ответчиком, что не оспорено истцом в судебном заседании, указанное решение по апелляционной жалобе ФИО1 было получено его представителем ДД.ММ.ГГГГ., таким образом, с этого дня истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Соответственно, с административным исковым заявлением об оспаривании требований налогового органа истец мог обратиться в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, настоящее исковое заявление было подано представителем административного истца в приемную Устиновского районного суда г.Ижевска ДД.ММ.ГГГГ., таким образом, на момент его обращения в суд с заявлением об оспаривании требований налогового органа (л.д.13), установленный процессуальным законом трехмесячный срок обжалования приведенных ненормативных актов истек.

С ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока по уважительной причине, истец не обращался, обоснование невозможности обращения в суд в пределах установленного законом трехмесячного срока ФИО1, с указанием объективных причин, не зависящих от истца и препятствующих его обращению в суд в установленный законом срок, не приведено, соответствующих доказательств не представлено. Судом наличия таких причин не установлено.

В силу разъяснения, содержащегося в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым исковые требования ФИО1 об оспаривании требований МИФНС России №8 по УР оставить без удовлетворения в силу недоказанности нарушения прав и законных интересов истца выставленными в отношении него требованиями, а также в связи с пропуском административным истцом трехмесячного срока обжалования актов налоговых органов ненормативного характера.

Рассматривая требования административного истца об оспаривании требований, постановлений УПФР в г.Ижевске, выслушав мнения сторон, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №167-ФЗ), до 01.01.2017 Федеральным законом от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон №212-ФЗ).

Как уже указывалось выше, административный истец ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ и на основании п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ являлся индивидуальным предпринимателем — плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с абз.3 п.2 ст.14 Закона №167-ФЗ страхователи, к которым относятся, в том числе, и индивидуальные предприниматели (пп.2 п.1 ст.6 Закона №167-ФЗ), обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч.2 ст.16 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с ч.4.1 ст.14 Закона №212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Часть 6 ст.14 Закона №212-ФЗ предусматривает, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

На основании п.8 ст.16 Закона №212-ФЗ в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) деятельности включительно.

Как указано административным ответчиком, обязанность по оплате страховых взносов за 2011-2016 г.г. ФИО1 не исполнил.

В случае неуплаты страховых взносов в установленный законом срок, согласно ч.2 ст.22 Закона № 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов выносит требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое направляется плательщик страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

На основании ст.22 Закона №212-ФЗ в целях принудительного взыскания суммы задолженности по страховым взносам Управлением ПФР в г.Ижевске административному истцу ФИО1 были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а именно требования:

- от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 17907,56 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.122);

-от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 38171,64 руб. со сроком исполнения до 12ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.126);

- от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 26226,10 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.131);

- от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 2137,36 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.135);

- от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 23004,17 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.139);

- от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 12046,30 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.142);

- ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 16880,35 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.145).

Правильность осуществления расчета и рассчитанной недоимки по страховым взносам, пени сомнений у суда не вызывает, соответствует положениям Закона №212-ФЗ, административным ответчиком в материалы дела представлены расчет пеней по выставленным требованиям (л.д.123,128,129,132,137,141,143,146,147).

Как указано административным ответчиком в обоснование расчета недоимки по страховым взносам, пени, в 2011 году применялись следующие тарифы страховых взносов, установленные ст.12 Закона № 212-ФЗ и составляющие в Пенсионный фонд РФ - 26,0%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1%, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,0%. Деление на страховую и накопительную часть взносов в Пенсионный фонд установлено п.1 ст.33 Закона № 167-ФЗ.

Стоимость страхового года на 2011 год составляет 13509,60 руб., исходя тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного ч.2 ст.12 Закона № 212-ФЗ на 2011 год, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в 2011 году плательщик страховых взносов обязан уплатить стоимость страхового года в Пенсионный фонд Российской Федерации – 13509,60 руб. (4330 руб. х 26%х 12), в том числе на страховую часть трудовой пенсии — 10392,00 руб. ( 4330 руб. х 20% х 12), на накопительную часть трудовой пенсии — 3117,60 руб. ( 4330 руб. х 6% х 12), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1610,76 руб. (4330 руб. х 3,1% х 12), в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 1039 руб. (4330 руб. х 2%х 12).

В 2012 году применялись следующие тарифы страховых взносов, установленные ч.2 ст.12 Закона № 212-ФЗ и составляющие в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%. Деление на страховую и накопительную часть взносов в Пенсионный фонд установлено п.1 ст.33 Закона №167-ФЗ.

Стоимость страхового года на 2012 год составляет 14386,32 руб., исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного ч.2 ст.12 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и минимального размера оплаты груда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на ДД.ММ.ГГГГ (4611,00 руб.)

Таким образом, на 2012 год стоимость страхового года составляет: 4611,00 (МРОТ) х тариф страховых взносов х 12 мес., соответственно, в Пенсионный фонд - 4611,00 х 26% х 12 = 14386,32 руб. в год или 1198,86 руб. в месяц. В соответствии с п.1 ст.33 Закона № 167-ФЗ, если плательщик страховых взносов ДД.ММ.ГГГГ года рождения и младше, то взносы в Пенсионный фонд составят на финансирование страховой части - 20,0%: 4611,00 руб. х 20% х 12 = 11066,40 руб. в год, на финансирование накопительной части - 6,0%: 4611,00 руб. х 6,0% х 12 = 3319,92 руб. в год. Если плательщик ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше, то вся сумма уплачивается на страховую часть; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4611,00 х 5,1 % х 12 = 2821,93 руб. в год.

В 2013 году применялись следующие тарифы страховых взносов, установленные ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ и составляющие в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%. Деление на страховую и накопительную часть взносов в Пенсионный фонд установлено п.2.1 ст. 22 Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5205,00 рублей в месяц.

Стоимость страхового года на 2013 год составляет 32479,20 руб. исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного ч.2 ст.12 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" на ДД.ММ.ГГГГ Он рассчитывается как произведение двукратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п.1 ч.2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз.

Таким образом, на 2013 год стоимость страхового года составляет: 5205 руб. (МРОТ) х 2 х тариф страховых взносов х 12 мес.

-в Пенсионный фонд - 5205,00 х 2 х 26% х 12 = 32479,20 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 5205,00 х 2 х 20 % х 12 = 24984,00 руб., на накопительную часть трудовой пенсии — 5205,00 х 2 х 6% х 12 = 7495,20 руб.;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5205.00 х 5,1 % х 12 = 3185,52 руб.

В 2014 году в соответствии с ч.1 ст.14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 Закона № 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, которые определяются следующим образом. В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 Закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 30 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Порядок и сроки исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам установлен ст.16 Закона № 212-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны оплатить страховые взносы за период с начата расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года в сумме 5554,00 рубля в месяц.

Тарифы страховых взносов установлены ч.2 ст.12 Закона №212-ФЗ и составляют в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -5,1 %.

Таким образом, на 2014 год стоимость страхового года составляет: 5554,00 руб. (МРОТ) х 12 мес.

- в Пенсионный фонд — 5554,00 х 26% х 8 х 12 = 17328,48 руб. в год.;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5554,00 х 5,1 % х 12 3399,05 руб. в год.

Как указано ответчиком, согласно информации, полученной из налоговых органов в электронном виде, сведения о доходах за 2014 год ИП ФИО1 не представлял.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Итого сумма страховых взносов за 2014 год, подлежащая уплате ФИО1 в Пенсионный фонд РФ: 5554 руб. х 12 мес. х 8 х 26% = 138627,84 руб. ( 17328,48 руб. + 121299,36 руб.).

В 2015 году в соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года в сумме 5965,00 рублей в месяц.

Тарифы страховых взносов установлены ч.2 ст.12 Закона № 212-ФЗ и составляют в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%, в Федеральный фонд обязательно медицинского страхования - 5,1 %.

В указанном случае, на 2015 год стоимость страхового года составляет: 5965,00 руб. (МРОТ) 12 мес.

-в Пенсионный фонд - 5965,00 х 26% х 12 = 18610,80 руб. в год.

-в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5965,00 х 5,1 % х 12* 3650,58 руб. в год.

На 1 января 2016 г. МРОТ составлял 6204 руб. (ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ)

В указанном случае, на 2016 год стоимость страхового года составляет: 6204,00 руб. (МРОТ) х 12 мес.

-в Пенсионный фонд — 6204,00 х 26% х 12 = 19356,48 руб. в год и 6204,00 х 26% х 6 мес + 6204,00 х 26% х 6/31 =9990,44 руб. - до 06.07.2016г., то есть даты снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя.

-в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 6204,00 х 5,1 % х 12 = 3796,85 руб. в год. и 6204,00 х 5,1% х 6 мес. + 6204,00 х 5,1% х 6/31= 1959,66 руб. до ДД.ММ.ГГГГ,то есть даты снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, в связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов на основании ст.25 Закона №212-ФЗ были начислены пени в размере одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

УПФР в <адрес> доначислены пени на недоимку по страховым взносам за 2011-2016 год по ДД.ММ.ГГГГ.

Данные о задолженности по страховым взносам и пени переданы в налоговый орган по месту регистрации плательщика, в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов с 01.01.2017г. в налоговые органы на основании норм Федеральных законов от 03.07.2016 №№ 243-ФЗ, 250-ФЗ.

Выставленные в адрес административного истца требования были направлены административным ответчиком по адресу регистрации ИП ФИО1: <адрес> в подтверждение чего в материалы дела представлены реестры заказной почтовой корреспонденции (л.д.124,127,133,136,140,144,148).

На основании ч.7 ст.21 Закона №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть направлено по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Таким образом, получение оспариваемых требований только в конце 2016г. стороной административного истца не подтверждено, требования истцом исполнены не были.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о законности оспариваемых требований, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о признании указанных требований незаконными, не имеется.

Не исполнение названных требований послужило основанием для принятия решений (постановлений) заместителем руководителя административного ответчика:

- от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) на сумму 14970,96 руб.; (л.д.125)

- от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) на сумму 38171,64 руб.;(л.д.130)

-от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) на сумму 26226,10 руб.; (л.д.134)

-от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) на сумму 2137,36 руб.; (л.д.138)

О признании незаконными указанных постановлений также заявлено истцом.

Между тем, суд считает невозможным согласиться с доводами истца, поскольку вышеуказанные постановления, о признании которых незаконными заявляет истец, были вынесены в связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов в установленные сроки на основании ст.21 Закона №212-ФЗ.

Для признания незаконными оспариваемых актов УПФР в г.Ижевске административный истец должен доказать, что они не соответствуют нормам материального права и нарушают его права.

Данные доказательства истцом ФИО1 в материалы дела не представлены.

Согласно п.1 ст.6, ст.14 и ст.28 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном законодательством порядке в органе контроля, а также своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Таким образом, исходя из системного толкования норм Закона № 167-ФЗ, и Закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, на которых лежит императивная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с получением дохода от предпринимательской деятельности.

При этом, страховые взносы уплачиваются на индивидуально возмездной основе, так согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовую пенсию» неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, при освобождении от уплаты страховых и пеней за период с 29.09.2011г. по 06.07.2016г., данный период будет исключен из страхового стажа административного истца.

Истец в исковом заявлении ссылается на отсутствие вины в совершении налогового правонарушения, ввиду чего указывает на возможность применения в его случае положений ст.111 НК РФ, говоря о том, что при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Указывает на невозможность своевременного обращения с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ввиду нахождения в местах лишения свободы.

Суд считает доводы истца в данной части несостоятельными, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов в связи с нахождением лица в местах лишения свободы.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 Закона № 167-ФЗ).

В настоящее время в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуальной возмездной основе, а их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В отличие от налога, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности. При поступлении в бюджет Пенсионного фонда России персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному в Пенсионной фонде России лицу. При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями за период его трудом деятельности.

На основании позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении 12.04.2005г. №164-О и в Определении от 12.05.2005г. №211-О правовой статус индивидуального предпринимателя, возникающий с момента государственной регистрации гражданина в таком качестве, сопряжен с рядом обязанностей и рисков. При этом, прекращение действия данного статуса и связанных с ним прав и обязанностей обусловлено исключительно действиями самого индивидуального предпринимателя. В случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, при предъявлении требований об уплате недоимки по страховым взносам права ссылаться на данные обстоятельства гражданин не лишен.

В этой связи, при рассмотрении вопроса о взыскании с обязанного лица задолженности по страховым взносам правовое значение имеет не только факт нарушения им обязательства но уплате взносов на обязательное социальное страхование, но обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

Бремя доказывания таких обстоятельств лежит на лице, ссылающимся на их существование.

Согласно ч.1 и 7 ст.22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии с п.9 ст.22.3 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

Из справки ФКУ «ИК-1 УФСИН России по УР» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 отбывает наказание в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ., дата окончания срока – ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.72).

Согласно ч.1 ст.87 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества (ст.91УИК РФ).

Ничто не мешало административному истцу обратиться в государственные органы для инициирования процедуры снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя и направить все необходимые документы почтовым отправлением.

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Истец ФИО1, определивший свой статус в качестве индивидуального предпринимателя, обязан был уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли им фактически предпринимательская деятельность, и имел ли он доходы от указанной деятельности. При этом, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, он должен был оценить все имеющиеся обязанности и риски, в том числе готовность к осуществлению предпринимательской деятельности, наличие соответствующих навыков и знаний, готовности нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Установленный частью 6 ст.14 Закона N212-ФЗ перечень оснований для освобождения от уплаты взносов не относит факт нахождения в местах лишения свободы к основаниям, по которым индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Однако как уже указывалось выше, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении 12.04.2005г. №164-О и в Определении от 12.05.2005г. №211-О в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Причем указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, не позволяющими предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности.

Исходя из этого ФИО1 должен был доказать факт неосуществления предпринимательской деятельности, а также объективную невозможность своевременного отказа от статуса индивидуального предпринимателя вследствие непреодолимых обстоятельств.

Только совокупность установления данных обстоятельств может являться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов.

Между тем, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что такие обстоятельства исключительного характера, не позволившие ФИО1 отказаться от статуса индивидуального предпринимателя после фактического прекращения своей деятельности, имели место в спорный период, ФИО1 суду не представлено.

Как следует из материалов дела, с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган ФИО1 до 2016 года не обращался.

Нахождение под стражей и отбывание наказания в виде лишения свободы при отсутствии иных обстоятельств, не является исключительным обстоятельством, свидетельствующим об экстраординарном характере, лишающим гражданина права обращения в государственные органы.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий ФИО1 инициировать процедуру снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя суду не представлено.

В связи с чем, оснований для освобождения его от уплаты страховых взносов, не имеется.

Оснований для признания оспариваемых требований, постановлений незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца судом не установлено.

Представителем ответчика в процессе рассмотрения дела также заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Рассматривая заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.

В силу ч.1,8 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.ч.1.7 ст.22 Закона №212-ФЗ (действующего на момент вынесения оспариваемых требований, постановлений), требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Как следует из представленных стороной ответчика ФИО5 отправки заказной почтовой корреспонденции, обжалуемые требования была своевременно направлены ФИО1

В силу ст.54 Закона №212-ФЗ (действующего на момент вынесения оспариваемых требований, постановлений), акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Согласно ч.2 ст.55 Закона №212-ФЗ жалоба в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Административный истец ссылается на получение обжалуемых требований и постановлений УПФР в г.Ижевске только лишь в конце 2016г., между тем, в подтверждение указанных доводов соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в налоговый орган представитель истца обратился ДД.ММ.ГГГГ., соответственно, уже с указанной даты, истцу должно было быть известно об имеющейся задолженности в том числе и по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, тем самым о нарушении его прав.

Таким образом, суд исходит из того обстоятельства, что о нарушении прав ФИО1 должно было быть известно не позднее июня 2016г., когда им было подано заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение по обращению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. было рассмотрено УПФР в г.Ижевске ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, настоящее исковое заявление было подано представителем административного истца в приемную Устиновского районного суда г.Ижевска ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.69), таким образом, на момент его обращения в суд с заявлением об оспаривании требований, постановлений органа контроля за уплатой страховых взносов, установленный процессуальным законом трехмесячный срок обжалования приведенных ненормативных актов истек.

С ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока по уважительной причине, истец не обращался, обоснование невозможности обращения в суд в пределах установленного законом трехмесячного срока ФИО1, с указанием объективных причин, не зависящих от истца и препятствующих его обращению в суд в установленный законом срок, не приведено, соответствующих доказательств не представлено. Судом наличия таких причин не установлено.

В силу разъяснения, содержащегося в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым исковые требования ФИО1 об оспаривании требований, постановлений УПФР в г.Ижевске также оставить без удовлетворения в силу недоказанности нарушения прав и законных интересов истца выставленными в отношении него требованиями, постановлениями, а также в связи с пропуском административным истцом трехмесячного срока обжалования актов органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики об оспаривании требований налогового органа, требований, постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Устиновский районный суд <адрес>.

Судья К.В. Соснин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья К.В. Соснин