УИД: 92RS0№-42
дело №а-2121/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Кныш Н.Н.,
при секретаре судебного заседания - Петряеве К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Скляр Анны Викторовны к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконными решения,
установил:
Скляр А.В. обратилась с иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, просит признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра об отказе в государственной регистрации права на строителей, г. Севастополе с кадастровым номером №, обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Скляр А.В. № № от 30.09.2021 о государственной регистрации права на , г. Севастополе с кадастровым номером №
Требования мотивированы тем, что Скляр А.В. обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением № № от 30.09.2021 о регистрации за ней права собственности на , г. Севастополе. К заявлению были приложены, в том числе, договор о совместном долевом участии в строительстве от 02.11.2005, заключенный между административным истцом и МЧП «Морской клуб», дополнительное соглашение о внесений изменений в договор, государственный акт на право собственности на земельный участок КМ № № от 08.06.1994 с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений, договор-поручение от 15.06.2004, акт об исполнении договора от 02.11.2005, согласно которому МЧП «Морской клуб» передал, а Скляр А.В. приняла в собственность строителей, г. Севастополе, декларация о готовности объекта к эксплуатации (многоквартирного дома) от 11.03.2013, утвержденной на основании Разрешения на выполнение строительных работ, выданного Инспекцией Государственного Архитектурно-Строительного контроля в г. Севастополе № № от 12.09.2005; государственного акта на право собственности на земельный участок КМ № № от 08.06.1994; проектной документации, утвержденной Севастопольской городской службой «Укринвестэкспертиза» за № № от 20.07.2003, справка о выплате своей доли строительства жилого дома – , г. Севастополе.
13.01.2022 государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что земельный участок предоставлен для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений, а не для строительства многоквартирного дома, также отсутствует информация о выданном разрешении на ввод в эксплуатацию дома.
Указанное решение истец считает незаконным, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Скляр А.В. обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя через МФЦ с заявлением № КУВД-№ от 30.09.2021 о регистрации за ней права собственности на , г. Севастополе. К заявлению были приложены, в том числе, договор о совместном долевом участии в строительстве №№ от 02.11.2005, заключенный между Ярошик А.В. и МЧП «Морской клуб», дополнительное соглашение от 05.02.2009 в связи с о сменой дольщиком фамилии Ярошик на Скляр, государственный акт на право собственности на земельный участок КМ № от 08.06.1994 с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений (приусадебный участок), акт приема-передачи от 17.03.2014, согласно которому МЧП «Морской клуб» передал, а Скляр А.В.. приняла в собственность , г. Севастополе, декларация о готовности объекта к эксплуатации (многоквартирного дома) от 11.03.2013, утвержденной на основании Разрешения на выполнение строительных работ, выданного Инспекцией Государственного Архитектурно-Строительного контроля в г. Севастополе № от 12.09.2005; государственного акта на право собственности на земельный участок КМ № от 08.06.1994; проектной документации, утвержденной Севастопольской городской службой «Укринвестэкспертиза» за № № от 20.07.2003, справка о выплате Ярошик А.В. своей доли строительства жилого дома – , г. Севастополе.
13.10.2021 истец уведомлена о приостановлении регистрации прав.
13.01.2022 государственным регистратором Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что земельный участок предоставлен для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений, а не для строительства многоквартирного дома, отсутствует информация о выданном разрешении на ввод в эксплуатацию дома, указанный многоквартирный дом является самовольной постройкой.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 4 ст. 18 ФЗ №218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ №218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством -Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой государственной регистрации.
Согласно 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего закона.
Земельный участок по адресу: г. Севастополь, , , с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений предоставлен Зинченко М.В. на основании решения Исполкома Севастопольского Городского Совета от 07ю.05.1992 №№ на основании чего 08.06.1994 Севастопольским городским Советом выдан государственный акт на право собственности на земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ЗК Украины, земли Украины по основному целевому назначению делятся на категории: земли сельскохозяйственного назначения; жилой и общественной застройки; природно-заповедного и другого природоохранного назначения; оздоровительного назначения; рекреационного назначения; историко- культурного назначения; лесохозяйственного назначения; водного фонда; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Отнесение земель к той или другой категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления согласно их полномочий (ч. 1 ст. 20 ЗК Украины).
Согласно части 5 статьи 20 ЗК Украины, виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.
Согласно статье 38 ЗК Украины, к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
Использование земель жилой и общественной застройки осуществляется согласно генеральному плану населенного пункта, другой градостроительной документации, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм (ст. 39 ЗК Украины).
Согласно положений статьи 1 Закона Украины от от 20 апреля 2000 г. № 1699-III «О планировании и застройке территорий», генеральный план населенного пункта - градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирование, застройки и другого использования территории населенного пункта.
Генеральным планом населенного пункта в частности определяются границы функциональных зон, приоритетные и допустимые виды использования и застройки территорий.
Решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.» утвержден генеральный план развития города Севастополя, определяющий целевое назначение использования земель.
Согласно Генеральному плану земельный участок, расположенный по адресу: по функциональному назначению расположен в зоне много - и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки.
Зинченко М.В. и МЧП «Морской клуб» Инспекцией Государственного Архитектурно-Строительного контроля в г. Севастополе выдано Разрешение на выполнение строительных работ № № от 12.09.2005 на основании государственного акта на право собственности на земельный участок № от 08.06.1994; проектной документации, утвержденной Управлением градостроительства и архитектуры, комплексного экспертного заключения проектной документации № № от 20.07.2003.
На основании указанных документов Государственной инспекцией архитектурно-строительного контроля Украины 11.03.2013 зарегистрирована за № декларация о готовности к эксплуатации объекта: "Строительство жилого дома по № категория сложности, жилой дом состоит из 11 квартир (пункт 13 Декларации).
Таким образом, многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Инспекцией ГАСК Украины в г. Севастополе 11.03.2013.
Частью 1 ст. 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Инструкцией о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимости, утвержденной Приказом Госстроя Украины №127 от 24.05.2001 г. (далее - «Инструкция»), многоквартирные жилые дома (п.2.1 Инструкции), одноквартирные (усадебные) жилые дома (п.2.2 Инструкции) и садовые и дачные дома (п.2.4 Инструкции) отнесены к категории «жилые дома», а согласно пункта 1122 таблицы раздела 2 «Классификация зданий и сооружений» Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденного и введенного в действие с 01.01.2001 г. приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 17 августа 2000 г. № 507 (далее - «ГК ЗС»), жилые дома с тремя и более квартирами классифицируются по классу 1122.1 «Дома многоквартирные массовой застройки».
Декларация о готовности объекта к эксплуатации от 11.03.2013 содержит указание на наименование объекта - «Строительство жилого дома по », «Код объекта - №», соответствующий классу 1122.1 «Дома многоквартирные массовой застройки» ГК ЗС ДК 018-2000, «Категория сложности - III».
Таким образом, объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, соответствует выданной на него разрешительной и проектной документации.
Более того, спорная квартира поставлена административным ответчиком на кадастровый учет, присвоен кадастровый №.
Таким образом, поскольку истцом предоставлены все необходимые документы для регистрации права, оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имелось.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Скляр Анны Викторовны к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконным решения удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра № от 13.01.2022 об отказе в государственной регистрации права собственности на г. Севастополе с кадастровым номером №
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление Скляр Анны Викторовны о государственной регистрации права на квартиру № в г. Севастополе с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 01.06.2022.
Председательствующий Н.Н. Кныш
Копия верна: судья - Н.Н. Кныш
Решение не вступило в законную силу.