ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2128/2021 от 17.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело а-2128/2021

55RS0-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Верещагиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания Бобекеевой А.Д.,

помощнике судьи Шелудяк М.А.,

рассмотрев в помещении суда по адресу: <...> в открытом судебном заседании 17 июня 2021 года административное дело № 2а-2128/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска, Администрации Ленинского АО г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка, отказа в уточнении (корректировке) красный линий, проходящих по земельному участку,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с названным административным исковым заявлением, указав в обоснование, что им на праве общей долевой собственности принадлежит индивидуальный жилой дом по адресу: ***, построенный в ХХ. Распоряжением Администрации г. Омска от ХХ предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен указанный дом, на заявителей возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ и государственного кадастрового учета земельного участка. После подготовки межевого плана они ХХ обратились в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка. Распоряжением от ХХ в предоставлении земельного участка отказано на основании пп. 6 ст. 39,16, ст. 39.17,39.20 ЗК РФ, поскольку земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве указанном в заявлении, расположен в границах красных линий. С целью уточнения (корректировки) красных линий истцы обратились в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с соответствующим заявлением. Письмом департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ХХ в удовлетворении заявления отказано, в связи с отсутствием ассигнований, предложено подготовить документацию по планировке территории за счет собственных средств.

Полагают, что отказ в предоставлении земельного участка, а также отказ в уточнении (корректировке) красный линий, проходящих по земельному участку, требованиям закона не соответствует, поскольку фактически жилой дом расположен на земельном участке с ХХ, в связи с чем расположение красных линий, определенных проектом планировки территории, установлены без учета фактического землепользования и существующей застройки. Полагают, что факт нахождения земельного участка в границах красных линий не относит его к категории «земель общего пользования», поскольку на нем отсутствуют какие-либо объекты общего пользования. Уточнив в ходе рассмотрения административного дела исковые требования, просят суд признать незаконным отказ департамента имущественных отношений в предоставлении земельного участка с кадастровым номером от ХХ, а также отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в утонении (корректировке) красных линий от ХХ, возложить обязанность принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность ФИО2, ФИО1

Административный истец ФИО1, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве, направленном в адрес суда, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представители административных ответчиков департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрации Ленинского АО г. Омска в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела ФИО2, ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом по адресу: ***, площадью кв.м., год завершения строительства ХХ Право собственности административных истцов на доли в праве общей долевой собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ХХ, ХХ, ХХ.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м, государственная собственность на который не разграничена, относящемся к категории земель населенных пунктов.

Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ХХ предварительно согласовано предоставление ФИО2, ФИО1 в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, местоположение которого установлено по адресу: ***. На заявителей возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ и государственного кадастрового учета земельного участка.

Согласно межевому плану, подготовленному ХХ, определено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером с учетом фактического землепользования. На данном участке расположен жилой дом с кадастровым номером . Площадь земельного участка по фактическим замерам составила кв.м., земельный участок существует более .

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от ХХ ФИО2, ФИО1 отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 536 кв.м, местоположение которого установлено по адресу: ***, в связи с тем, что земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Земельный участок расположен в границах красных линий.

Полагая отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска незаконным, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка предусматривает следующие: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 9).

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от ХХ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (статья 41 Градостроительного кодекса РФ).

Статья 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых непланируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков и наличие объектов недвижимости при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от ХХ N 387-О, от ХХ N 931-О и от ХХ N 242-О).

Согласно п. 22 приказа Минэкономразвития России от ХХ N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используется, в том числе документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования.

Постановлением Администрации города Омска от ХХ N 455-п "Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ ***", с учетом Постановления Администрации города Омска от ХХ N 690-п "О внесении изменений и утверждении документации по планировке некоторых частей территории Ленинского административного округа муниципального образования городской округ ***" утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - граница полосы отвода железной дороги в направлении территории садоводческого некоммерческого товарищества "" - южная граница жилой застройки - в Ленинском административном округе ***" территорию в границах земельных участков с кадастровыми номерами , ; , в соответствии с которым жилой дом, принадлежащий административным истцам, расположен на земельном участке, частично размещенном в красных линиях улицы местного значения.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что документ планировки территории не предполагает использование земельных участков в зоне расположения спорного земельного участка под объекты индивидуального жилищного строительства и установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении земельного участка основан на вышеприведенных нормах права, прав административного истца, не нарушает.

ХХ административные истцы обратились в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением об устранении пересечения красной линии с земельным участком с кадастровым номером 55:36:160104:1010, расположенным по адресу: ***, а также об исключении указанного земельного участка из земель ограниченных в обороте с целью дальнейшего оформления земельного участка в общую долевую собственность.

Заявление рассмотрено, департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ХХ исх. № дан ответ, в котором заявителям сообщено об отсутствии бюджетных ассигнований на ХХ на разработку документации по внесению изменений в документацию по планировке территории. Даны разъяснения ч. 8 ст. 45 ГрК РФ, согласно которым подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административные истцы полагали данный отказ незаконным и нарушающим их права.

Разрешая указанные административные исковые требования, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи (ч. 5 ст. 45 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (ч. 8 тс. 45 ГрК РФ).

Таким образом, подготовка документации по планировке территории может осуществляться не только органом местного самоуправления, но и физическими лицами за счет их средств, учитывая, что в законодательстве отсутствует обязанность органа местного самоуправления принять решение о подготовке документации по планировке территории за счет бюджетных средств.

Постановлением Администрации *** от ХХ N 455-п ("Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ ***", с учетом Постановления Администрации *** от ХХ N 690-п "О внесении изменений и утверждении документации по планировке некоторых частей территории Ленинского административного округа муниципального образования городской округ ***" утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: *** - южная граница территории садоводческого некоммерческого товарищества "" - южная граница жилой застройки - в Ленинском административном округе ***" территорию в границах земельных участков с кадастровыми номерами , ; .

С учетом установленного, принимая во внимание вышеизложенное правовое регулирование, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого истцами ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации ***ХХ исх. № требованиям действующего законодательства, нарушения прав административных истцов в указанной части судом не установлено.

Кроме того, суд отмечает следующее.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5).

Пропущенный по указанной в ч. 6 приведенной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (ч. 7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ХХ N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Согласно пояснениям административных истцов, изложенных в исковом заявлении, оспариваемый отказ департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность поступил в адрес истцов ХХ.

Вместе с тем, зная о предполагаемом нарушении прав, только ХХ административные истцы обратились с административным исковым заявлением в суд, при этом доказательств уважительности причин пропуска такого срока административными истцами не представлено.

Учитывая то обстоятельство, что судом не установлено нарушение прав и законных интересов административных истцов оспариваемыми актами органов местного самоуправления, отсутствует совокупность одновременно двух условий для признания их незаконными - несоответствие оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным ФИО1, ФИО2 в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрация города Омска, Администрации Ленинского АО г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка, отказа в уточнении (корректировке) красный линий, проходящих по земельному участку отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Т.Ю. Верещагина

Мотивированное решение изготовлено 01.07.2021