Дело №а-2136/2023
УИД 25RS0№-07
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
23 октября 2023 года <адрес>А
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при помощнике ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8 Гулу оглы, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3 к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», ФИО9 края, Министерству строительства ФИО11 края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
административные истцы обратились в суд с административным иском к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», ФИО9 края, указав в обоснование заявленных требований, что по заявлению Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» (в настоящее время – «Фонд развития территорий») решением Арбитражного суда ФИО11 края от дата Потребительский кооператив «ЖСК №» признан банкротом, введена процедура конкурсного производства; дело №ФИО89. ЖСК № является застройщиком многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>. Данный объект строительства состоит из следующих объектов, самостоятельно состоящих на кадастровом учете: здание с кадастровым номером 25:28:000000:12174, многоквартирный дом, состоящий из пяти подъездов, 11-12 этажное строение полностью заселено и эксплуатируется как многоквартирный дом; по акту не вводился в эксплуатацию; блок - секция 9Б-1 (панельная), объект незавершенного строительства с кадастровым номером ФИО93, подъезд №, возведен до уровня перекрытия 9 этажа, имеет 10-й этаж без перекрытия, частично заселен; кирпичная вставка ВИ-Б1, объект незавершенного строительства с кадастровым номером ФИО99, подъезд №, возведена полностью, заселена; блок-секция 9Б-2 (монолитная), объект незавершенного строительства с кадастровым номером ФИО105, подъезд №, возведен до уровня перекрытия фундамента, не эксплуатируется. По заданию УНО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства ФИО11 края» специалистами ООО «Ингвар групп» в октябре 2021 дано техническое заключение в отношении проблемного объекта: состояние здания, состоящего из 5 подъездов, ограничено-работоспособное; данное здание может быть реконструировано и введено в эксплуатацию; состояние 6-го и 7-го подъездов аварийное; эти два объекта подлежат демонтажу. Требования административных истцов о передаче жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> включены в реестр требований участников строительства (реестр требований кредитов) застройщика ПК «ЖСК №», что подтверждается определениями Арбитражного суда ФИО11 края, вынесенными по делу № ФИО90, а также имеющимися выписками из реестра требований участников строительства, выданными конкурсным управляющим ЖСК №. дата УНО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства ФИО11 края» проведена встреча с участниками строительства 6-го и 7-го подъездов, на которой до сведения пайщиков доведено, что в отношении данных объектов планируется принятие решения о выплате возмещения, предусмотренного ст. 13 Федерального закона «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от дата № 218-ФЗ, поскольку проблемные объекты являются аварийными и представляют опасность для жизни и здоровья граждан, в связи с чем был составлен протокол встречи, на котором на пайщиком была возложена обязанность освободить занимаемые жилые помещения в проблемных объектах по получению финансового возмещения. На встрече дата было объявлено, что срок принятия наблюдательным советом Фонда решения о выплате возмещения переносится на конец 2-го полугодия 2023 года. 6-месячный срок истек дата. Фондом допущена просрочка исполнения названной обязанности в 2 года. На сайте Фонда в сети «Интернет» опубликована информация об объектах ЖСК №; срок принятия Наблюдательным советом Фонда решения переносился неоднократно: с марта 2022 года на июль 2022 года, затем на сентябрь 2022 года, затем на дата. Пайщиками 6-го и 7-го подъездов направлено требование в Фонд и в Генеральную прокуратуру РФ, а также в ФИО10 РФ. Письмом № И-224901 от датаФИО10 РФ сообщило о направлении полученного требования в Минстрой России. Из письма Минстроя России №-ОГ/07 от дата следует, что конкурсным управляющим «ЖСК №» ФИО16 итоговый реестр требований участников строительства и отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем проблемного объекта были направлены в Фонд лишь в июле 2022 года. Как следует письма Фонда от дата№-КТ, дата в Фонд поступило ходатайство ФИО9 края о применении механизмов Фонда для восстановления прав граждан-участников долевого строительства объекта, расположенного по адресу: <адрес>, застройщика ПК «ЖСК №» и о готовности софинансирования мероприятий по завершению строительства проблемного объекта. ФИО9 края организована работа по выделению в проектной документации проблемного объекта очередей строительства, строительство проблемного объекта разделено на две очереди. дата проект получил положительное заключение экспертизы проектной документации, дата внесены соответствующие изменения в разрешение на строительство проблемного объекта, позволяющие осуществлять строительство. При этом объект первой очереди (1-5 подъезды) признан завершенным строительством и исключен из единого реестра проблемных объектов на основании письма ФИО9 края от дата№. ФИО9 края обеспечено разделение земельного участка, на котором предполагалось строительство обеих очередей проблемного объекта, для объекта второй очереди (6-7-й подъезды) выделен отдельный земельный участок. ФИО9 края дата проинформировало Фонд о приведении разрешительной документации и земельных правоотношений в отношении проблемного объекта второй очереди в состояние, обеспечивающее возможность строительства. Письмом от дата№ФИО9 края сообщило о том, что в незавершенном строительством объекте второй очереди помещения занимают участники строительства, по результатам обследования инженерно-технического состояния объекта второй очереди строительства выявлена утрата несущей способности конструкций более чем на 90% и он подлежит демонтажу, в связи с чем целесообразно рассматривать вопрос не о завершении строительства, а о выплате гражданам возмещения. В соответствии с пунктами 5 и 10 Правил принятия решения Публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных ч.2 ст. 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и о признании утратившим силу некоторых актов ФИО10 РФ», утвержденными постановлением ФИО10 РФ от дата№, Фонд принимает решение о финансировании мероприятий, предусмотренных ч.2 ст. 13.1 Закона о Фонде, на основании документов, представленных конкурсным управляющим застройщика, в том числе на основании РТУС и отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта незавершенного строительства. Указанные документы поступили в Фонд от конкурсного управляющего дата. Согласно пункту 9 Правил решение о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Закона о Фонде, принимается Фондом на основании заключенного с субъектом РФ соглашения о предоставлении субсидий в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта РФ. В настоящее время проблемный объект в соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда от дата № ФЗП-28/1203-20, заключенное между Фондом и <адрес>м, не включен. Из письма прокуратуры ФИО11 края от дата№ следует, что Наблюдательный совет Фонда, как следует из полученной прокуратурой информации, не может принять положительное решение о выделении дополнительных средств из имущественного взноса РФ в связи с исчерпанием лимитов субсидии. Срок рассмотрения данного вопроса перенесен Фондом на 2023 год. Поскольку ФИО9 края не определены конкретные мероприятия и сроки их реализации, а также дополнительные источники финансирования мероприятий по завершению строительства проблемных объектов, что создает предпосылки для затягивания ранее установленных планами-графиками сроков восстановления прав пострадавших граждан-участников долевого строительства, неисполнения поручения Президента РФ о решении проблемы обманутых дольщиков до конца 2023 года. Наблюдательным советом Фонда не принимается решение о выплате возмещения гражданам-участникам строительства второй очереди проблемного объекта (6-й и 7-й подъезды), поскольку между <адрес>м и Фондом не заключено в отношении проблемного объекта предусмотренное п.9 Правил соглашение. Президентом РФ давались поручения: о решении проблем обманутых дольщиков до конца 2023 года, что следует из письма Прокуратуры ФИО11 края от дата№, от дата№; о принятии при участии АО «ДОМ.РФ» исчерпывающих мер по завершению строительства объектов недвижимости, создаваемых с привлечением денежных средств граждан-участников долевого строительства и не введенных в эксплуатацию в установленные сроки, обеспечив постоянный мониторинг строительства таких объектов; поручение дано ФИО10 РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ-подпункт «б» пункта 3 Поручения Президента РФ от дата № ПР-1076; об увеличении объема финансирования мероприятий, включенных в планы-графики по решению проблем граждан, пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, в целях их опережающего завершения; поручение дано ФИО10 РФ – подпункт «б» п.1 Поручения Президента РФ от дата № Пр-214; о принятии мер по завершению строительства в установленные сроки объектов недвижимости, создаваемых с привлечением денежных средств граждан – участников долевого строительства; поручение дано ФИО10 РФ - подпункт «а» пункта 3 Поручения Президента РФ от дата № Пр-542. На основании вышеизложенного, истцы просят признать незаконным бездействие Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и ФИО9 края, выразившееся в невключении на протяжении длительного времени в соглашение о предоставлении субсидии виде имущественного взноса в имущество Фонда от дата № ФЗП-28/1203-20 проблемного объекта - объекта второй очереди строительства (6-й и 7-й подъезды), расположенного по адресу: <адрес> (кадастровые номера ФИО94; ФИО100); признать незаконным бездействие Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», выразившееся в непринятии в течение длительного времени на заседании Наблюдательного совета решения о финансировании или нецелесообразности финансирования по завершению строительства проблемного объекта - объекта второй очереди строительства (6-й и 7-й подъезды), расположенного по адресу: <адрес> (кадастровые номера ФИО95; ФИО101); возложить на Публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» и ФИО9 края обязанность включить в соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда от дата № ФЗП-28/1203-20 проблемный объект – объект второй очереди строительства (6-й и 7-й подъезды), расположенный по адресу: <адрес> (кадастровые номера ФИО96; ФИО102); возложить на Публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» обязанность принять на заседании Наблюдательного совета решение о финансировании или нецелесообразности финансирования по завершению строительства проблемного объекта – объекта второй очереди строительства (6-й и 7-й подъезды), расположенного по адресу: <адрес> (кадастровые номера ФИО97; ФИО103).
В судебном заседании административный истец ФИО8 и его представитель ФИО13 поддержали заявленные требования.
Административные истцы ФИО5, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены, что подтверждено судебной распиской (Том 2 л.д. 132), о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Административные истцы ФИО6, ФИО7, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены посредством телефонограмм, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали (Том 2 л.д.133).
Представитель административного ответчика Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» ФИО14, принимавшая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому дата Фонд обратился в Арбитражный суд ФИО11 края с заявлением о признании ПК «ЖСК №» несостоятельным (банкротом). дата заявление принято к производству с учетом положений параграфа 7 главы IX ФЗ от дата № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». дата решением Арбитражного суда ФИО11 края потребительский кооператив «ЖСК №» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим должника утверждена ФИО15дата определением Арбитражного суда ФИО11 края заявление ФИО15 об освобождении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего удовлетворено. дата Арбитражный суд ФИО11 края утвердил конкурсным управляющим должника ФИО16дата в адрес Фонда поступило ходатайство ФИО9 края о применении механизмов Фонда для восстановления прав граждан – участников долевого строительства объекта, принадлежащего застройщику ПК «ЖСК №». В ходе рассмотрения документов установлено, что строительство объекта осуществлялось на основании разрешительной документации, предусматривающей выполнение лишь подготовительных работ для строительства жилого дома, в связи с чем выполнение строительно-монтажных работ на объекте имело признаки самовольного строительства. дата проект получил положительное заключение экспертизы проектной документации. При этом, первый этап (1-5 подъезды) признан завершенным строительством и исключен из Единого реестра проблемных объектов на основании письма ФИО9 края от дата№. дата внесены соответствующие изменения в разрешение на строительство объекта, позволяющие осуществлять его строительство по результатам работы ФИО9 края по выделению в проектной документации на объект этапов строительства, в рамках которого объект разделен на два этапа. датаФИО9 края проинформировало Фонд о приведении разрешительной документации и земельных правоотношений в отношении второго этапа объекта в состояние, обеспечивающее возможность строительства. Фондом внесены соответствующие изменения в ЕРПО. дата конкурсным управляющим ФИО16 направлен комплект документов о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных ч.2 ст.13.1 ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий». дата письмом №ФИО9 края сообщило, что в незавершенном строительством втором этапе объекта помещения занимают участники строительства, по результатам обследования инженерно-технического состояния объекта выявлена утрата несущей способности конструкций более чем на 90% и вторая очередь объекта подлежит демонтажу, в связи с чем целесообразно рассматривать вопрос не о завершении строительства, а о выплате гражданам возмещения. В связи с тем, что объект не включен в соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта РФ, принятие решения Фондом о финансировании мероприятий, предусмотренных ст. 13.1 Закона № 218-ФЗ, не представляется возможным в силу положений п.9 Правил. В настоящее время средства федерального и регионального бюджетов для финансирования мероприятий, предусмотренных ст. 13.1 Закона № 218-ФЗ, в отношении спорного объекта не выделялись. Также пояснила, что дата между Министерством строительства ФИО11 края и Публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» заключено дополнительное соглашение № к Соглашению от дата № ФЗП-28/1203-20 о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» из бюджета Российской Федерации, в соответствии с которым пункт 2.1 соглашения изложен в следующей редакции: «Субсидия предоставляется Фонду в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до Министерства строительства ФИО11 края по коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации 775 0412 0620262080 824 на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения, в размере в 2023 году 93 000 (девяносто три миллиона) рублей 00 копеек». В соответствии с приложением № к дополнительному соглашению от дата№ в перечень объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, в отношении которых осуществляется мероприятий по завершению строительства и выплата возмещения гражданам, включен объект незавершенного строительства: жилой комплекс в микрорайоне №, 2 этап. Блок-секции 9Б-1, кирпичные вставки ВИ-Б1, расположенные по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика – ФИО9 края в судебное заседание не явился, извещен, что подтверждено судебной распиской, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал (Том 2 л.д. 132). В материалы дела представлен письменный отзыв на административный иск, в котором указано, что ФИО9 края не является стороной соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество «Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», все необходимые действия со стороны ФИО9 края принимались в полном объеме, ФИО9 края является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Протокольным определением Фрунзенского районного суда <адрес> от дата, вынесенным в соответствии с ч. 4 ст. 198 КАС РФ, удовлетворено ходатайство представителя Президента Российской Федерации – ФИО17 об освобождении Президента Российской Федерации от участия в деле и исключении из состава лиц, участвующих в деле, ввиду отсутствия обстоятельств, позволяющих считать Президента Российской Федерации заинтересованным лицом по делу. К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство строительства ФИО11 края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица привлечен Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства ФИО11 края.
Протокольным определением Фрунзенского районного суда <адрес> от дата, вынесенным в соответствии с ч. 4 ст. 198 КАС РФ, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен конкурсный управляющий Потребительского кооператива «ЖСК №» ФИО16
Протокольным определением Фрунзенского районного суда <адрес> от дата, вынесенным в соответствии с ч. 4 ст. 198 КАС РФ, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены участники долевого строительства, чьи требования включены в реестр требований кредиторов ПП «ЖСК №» ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, Тен А.В., ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81
Представитель административного ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, что подтверждается данными сайта Почта России, согласно которым почтовое отправление с почтовым идентификатором 69099187271146 вручено адресату дата. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Ранее в материалы дела представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что, несмотря на неоднократные запросы Фонда, направляемые в адрес конкурсного управляющего ПК «ЖСК №» ФИО16 на протяжении полутора лет, итоговый реестр требований участников строительства и отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта незавершенного строительства были получены Фондом только в июле 2022 года. Законодательством Российской Федерации предусмотрены условия и специальный порядок принятия Фондом решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства по строительству многоквартирных домов. В настоящее время Фондом реализуются предусмотренные Федеральным законом № 218-ФЗ и Правилами процедуры, отказ в принятии соответствующего решения отсутствует, в связи с чем требования административных истцов заявлены преждевременно. Федеральным законом № 218-ФЗ установлен закрытый перечень источников формирования имущества Фонда. Также в материалы дела представлены дополнительные письменные возражения, в которых указано, что Минстрой России не обладает полномочиями по принятию решений о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства по строительству многоквартирных домов, что является исключительной компетенцией Фонда, а также не является лицом, заключающим соглашение о предоставлении субсидии в виду имущественного взноса в имущество Фонда.
Представитель административного ответчика – Министерства строительства ФИО11 края в судебное заседание не явился, извещен, что подтверждается данными сайта Почта России, согласно которым почтовое отправление с почтовым идентификатором № вручено адресату дата. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Представитель заинтересованного лица – Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, что подтверждается данными сайта Почта России, согласно которым почтовое отправление с почтовым идентификатором № вручено адресату дата. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Представитель заинтересованного лица – Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства ФИО11 края ФИО82 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Согласно представленному в материалы дела письменному отзыву решение о финансировании принимается на основании заключенного с субъектом Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество ППК Фонд из бюджета субъекта Российской Федерации по типовой форме. До настоящего времени проект дополнительного соглашения от ППК Фонд к соглашению о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество ППК Фонд в части внесения в соглашение проблемного объекта не поступал. Уведомление о направлении на рассмотрение наблюдательным советом Фонда документов о финансировании мероприятий проблемного объекта незавершенного строительства застройщика банкрота, заявка не предоставление субсидии (финансирование) также не поступали. По состоянию не текущую дату ходатайство о применении к застройщику ПК «ЖСК №» механизмов Закона № 218-ФЗ ФИО9 края не отозвано, наблюдательным советом ППК Фонд решения по данному застройщику не принято.
Заинтересованное лица - конкурсный управляющий Потребительского кооператива «ЖСК №» ФИО16 в судебное заседание не явилась, извещалась судом, от получения судебного извещения уклонилась, заказное письмо с судебной повесткой возвращено в адрес суда, что подтверждается данными сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 69099188018689.
Заинтересованные лица ФИО56, ФИО34, ФИО30, ФИО55, ФИО76, являющаяся также представителем заинтересованного лица ФИО24, представитель заинтересованного лица ФИО46 – ФИО83 в судебном заседании поддержали требования административных истцов.
Заинтересованные лица ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО32, ФИО33, Тен А.В., ФИО35, ФИО36, ФИО38, ФИО40, ФИО41, ФИО43, ФИО44, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО75, ФИО75, ФИО77, ФИО78, ФИО80, ФИО81 в судебное заседание не явились, извещались судом, от получения судебных извещений уклонились, заказные письма с судебными повестками возвращены в адрес суда.
Заинтересованные лица ФИО31, ФИО37, ФИО39, ФИО42, ФИО45, ФИО49, ФИО50, ФИО65, ФИО66, ФИО70, ФИО74, ФИО79 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще посредством получения заказной почтовой корреспонденции с судебными повестками, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, потребительский кооператив «ЖСК №» являлся застройщиком многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес>.
Решением Арбитражного суда ФИО11 края от дата по делу № ФИО91 потребительский кооператив «ЖСК №» (ИНН 2537023888, ОГРН 1032501800011) признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на один год. Конкурсным управляющим должника утверждена ФИО15
В соответствии с определением Арбитражного суда ФИО11 края от дата по делу № ФИО92ФИО15 освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, определением от дата конкурсным управляющим потребительского кооператива «ЖСК №» утверждена ФИО16
Требования административных истцов ФИО8О., ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, а также заинтересованных лиц ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО84, ФИО23, ФИО24, ФИО85, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, Тен А.В., ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО86, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, как участников долевого строительства, включены в реестр требований участников строительства должника – потребительского кооператива «ЖСК №» о передаче жилых помещений, расположенных в 6-7 секциях (Блок-секции 9Б-1, кирпичные вставки ВИ-Б1) многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>.
Как следует письма Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» от дата№-КТ, представленного административными истцами в обоснование заявленных требований, дата в Фонд поступило ходатайство ФИО9 края о применении механизмов Фонда для восстановления прав граждан-участников долевого строительства объекта, расположенного по адресу: <адрес>, застройщика ПК «ЖСК №» и о готовности софинансирования мероприятий по завершению строительства проблемного объекта. ФИО9 края организована работа по выделению в проектной документации проблемного объекта очередей строительства, строительство проблемного объекта разделено на две очереди. дата проект получил положительное заключение экспертизы проектной документации, дата внесены соответствующие изменения в разрешение на строительство проблемного объекта, позволяющие осуществлять строительство. При этом объект первой очереди (1-5 подъезды) признан завершенным строительством и исключен из единого реестра проблемных объектов на основании письма ФИО9 края от дата№. ФИО9 края обеспечено разделение земельного участка, на котором предполагалось строительство обеих очередей проблемного объекта, для объекта второй очереди (6-7-й подъезды) выделен отдельный земельный участок. ФИО9 края дата проинформировало Фонд о приведении разрешительной документации и земельных правоотношений в отношении проблемного объекта второй очереди в состояние, обеспечивающее возможность строительства. Письмом от дата№ФИО9 края сообщило о том, что в незавершенном строительством объекте второй очереди помещения занимают участники строительства, по результатам обследования инженерно-технического состояния объекта второй очереди строительства выявлена утрата несущей способности конструкций более чем на 90% и он подлежит демонтажу, в связи с чем целесообразно рассматривать вопрос не о завершении строительства, а о выплате гражданам возмещения. В соответствии с пунктами 5 и 10 Правил принятия решения Публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных ч.2 ст. 13.1 Федерального закона «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и о признании утратившим силу некоторых актов ФИО10 РФ», утвержденными постановлением ФИО10 РФ от дата№, Фонд принимает решение о финансировании мероприятий, предусмотренных ч.2 ст. 13.1 Закона о Фонде, на основании документов, представленных конкурсным управляющим застройщика, в том числе на основании РТУС и отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта незавершенного строительства. Указанные документы поступили в Фонд от конкурсного управляющего дата. Согласно пункту 9 Правил решение о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Закона о Фонде, принимается Фондом на основании заключенного с субъектом РФ соглашения о предоставлении субсидий в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта РФ. В настоящее время проблемный объект в соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда от дата № ФЗП-28/1203-20, заключенное между Фондом и <адрес>м, не включен.
Как следует из письма прокуратуры ФИО11 края от дата№, на обращение представителя административных истцов сообщено, что Наблюдательный совет Фонда не может принять положительное решение о выделении дополнительных средств из имущественного взноса Российской Федерации в связи с исчерпанием лимитов субсидии. Срок рассмотрения данного вопроса перенесен Фондом на 2023 год. Поскольку ФИО9 края не определены конкретные мероприятия по завершению строительства проблемных объектов, что создает предпосылки для затягивания ранее установленных планами-графиками (дорожными картами) сроков восстановления прав пострадавших граждан-участников долевого строительства, неисполнения поручения Президента Российской Федерации о решении проблемы обманутых дольщиков до конца 2023 года, прокуратурой ФИО11 края дата заместителю ФИО4 края внесено представление, которое рассмотрено, скорректирована дорожная карта на 2023 год по реализации запланированных мероприятий по восстановлению прав дольщиков, в том числе, за счет бюджетных средств края.
Обращаясь с заявленными требованиями, административные истцы, ссылаясь, в том числе, на содержание вышеприведенных писем Фонда и прокуратуры ФИО11 края, указывают, что на протяжении длительного времени Публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» и ФИО9 края проблемный объект не включен в соглашение о предоставлении субсидии виде имущественного взноса в имущество Фонда от дата № ФЗП-28/1203-20, а также на непринятие Публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» на заседании Наблюдательного совета решения о финансировании или нецелесообразности финансирования по завершению строительства проблемного объекта.
Между тем, приведенные административными истцами доводы не являются основанием для удовлетворения иска в силу следующего.
Порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" (далее также - Фонд) определены Федеральным законом от дата N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 218-ФЗ).
Фонд создан в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан-участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений (часть 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 21.1 Закона N 214-ФЗ урегулирование обязательств застройщика может также осуществляться Фондом субъекта Российской Федерации за счет денежных средств, предоставляемых Фондом в соответствии со статьей 13.1 Закона N 218-ФЗ.
Согласно положениям части 3.1 статьи 13.1 указанного Федерального закона фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования (таких) указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соответствующее решение должно быть принято Фондом не позднее шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства при условии, что Фонд является лицом, участвующим в деле о банкротстве такого застройщика. О принятом решении Фонд уведомляет арбитражного управляющего в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия Фондом соответствующего решения (часть 3.1 введена Федеральным законом от дата N 151-ФЗ).
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от дата N 1192 утвердило Правила, которые устанавливают порядок принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от дата N 218-ФЗ или решения о нецелесообразности финансирования таких мероприятий за счет имущества Фонда, имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований в Фонд, а также порядок осуществления контроля за использованием представленных в рамках такого финансирования средств.
В силу пункта 8 Правил N 1192 решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации, составленного в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1, подписанного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и направленного посредством личного кабинета субъекта Российской Федерации в единой информационной системе жилищного строительства (при отсутствии технической возможности направления ходатайства посредством указанного личного кабинета ходатайство подается в Фонд на бумажном носителе). Решение о финансировании принимается Фондом по результатам рассмотрения ходатайства в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона.
Согласно п. 9 Правил решение о финансировании принимается на основании заключенного с субъектом Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации по типовой форме согласно приложению N 2, предусматривающего обязательство субъекта Российской Федерации по предоставлению Фонду субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда на цели, предусмотренные ч. 2 ст. 13.1 Закона, в объеме, необходимом для исполнения расходного обязательства субъекта Российской Федерации о финансировании мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 13.1 Закона, в отношении объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, указанных в таком соглашении, и при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Пунктом 10 Правил установлен перечень условий, при которых возможно принятие Фондом решения о финансировании.
Таким образом, вопрос о финансировании мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ, может быть рассмотрен Фондом только при наличии ходатайства субъекта Российской Федерации, подлежащего рассмотрению Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации (пункт 8 Правил); отдельного решения Правительства Российской Федерации, либо заключения Фондом соглашения с субъектом Российской Федерации, в котором определен предельный объем финансирования из регионального и федерального бюджетов (пп. 7 и 9 Правил), а также выполнения мероприятий, указанных в пункте 10 Правил.
Из системного толкования указанных норм права следует, что процедура принятия решений Фондом, созданным в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, четко регламентирована законодательством и ее соблюдение является обязательной.
В судебном заседании установлено, что дата между Министерством строительства ФИО11 края и Публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» заключено дополнительное соглашение № к Соглашению от дата № ФЗП-28/1203-20 о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» из бюджета Российской Федерации, в соответствии с которым пункт 2.1 соглашения изложен в следующей редакции: «Субсидия предоставляется Фонду в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до Министерства строительства ФИО11 края по коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации 775 0412 0620262080 824 на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения, в размере в 2023 году 93 000 (девяносто три миллиона) рублей 00 копеек».
В соответствии с приложением № к дополнительному соглашению от дата№ в перечень объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, в отношении которых осуществляется мероприятий по завершению строительства и выплата возмещения гражданам, включен объект незавершенного строительства: жилой комплекс в микрорайоне №, 2 этап. Блок-секции 9Б-1, кирпичные вставки ВИ-Б1, расположенные по адресу: <адрес>.
Таким образом, на момент рассмотрения дела требования административных истцов о возложении на Публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» и ФИО9 края обязанности включить в соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда от дата № ФЗП-28/1203-20 проблемный объект – объект второй очереди строительства (6-й и 7-й подъезды), расположенный по адресу: <адрес> (кадастровые номера ФИО98; ФИО104), удовлетворены, что свидетельствует о восстановлении прав административных истцов в указанной части и исключает вывод о незаконном бездействии административных ответчиков.
При этом, учитывая, что вопрос о финансировании мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ, может быть рассмотрен Фондом только после заключения Фондом соглашения с субъектом Российской Федерации, в котором определен предельный объем финансирования из регионального и федерального бюджетов (пп. 7 и 9 Правил), а также принимая во внимание, что шестимесячный срок принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан - участников строительства, не является пресекательным, так как не исключает возможности принятия такого решения после его истечения, оснований для удовлетворения требований административных истцов о признании незаконным бездействия Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», выразившегося в непринятии в течение длительного времени на заседании Наблюдательного совета решения о финансировании или нецелесообразности финансирования по завершению строительства проблемного объекта также не имеется.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Такой совокупности условий по настоящему делу не установлено.
Само по себе превышение Фондом предусмотренного пунктом 3.1 статьи 13.1 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства" срока не является доказательством его бездействия при том, что установленный законом шестимесячный срок для принятия решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства, как указано выше, пресекательным не является.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО8 Гулу оглы, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3 к Публично-правовой компании «Фонд развития территорий», ФИО9 края, Министерству строительства ФИО11 края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – дата.
Судья Т.А.Михайлова