ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-215/18 от 18.04.2018 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

Адм.дело а-215/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием административного истца помощника прокурора <адрес> Алиева Ю.М., административного ответчика главы МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» Алиева И.Г., при секретаре Агаевой Г.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании в селении Новокаякент административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД Макашерипова Д.М. к МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» о признании бездействие главы МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» выразившееся в не направлении принятых органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД незаконным и обязании главу МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» направить принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовые акты (Устав МО, решение о бюджете МО поселения на 2018 г. и другие НПА) в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД,

у с т а н о в и л:

<адрес> Макашерипов Д.М. обратился в суд в защиту интересов Республики Дагестан к МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» о признании бездействие главы МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» выразившееся в не направлении принятых органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД незаконным и обязании главу МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» направить принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовые акты (Устав МО, решение о бюджете МО поселения на 2018 г. и другие НПА) в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Алиев Ю.М., требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме и суду пояснил, что проведенной прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры РД от ДД.ММ.ГГГГ проверкой исполнения органами местного самоуправления требований Закона Республики Дагестан от 03.02.2009г. «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» установлено, что главой муниципального образования «сельсовет Сагаси-Дейбукский» требования проверяемого закона не выполняются.

Согласно ст.43.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» (в ред. Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ) включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: - устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); акты представительного органа муниципального образования; - акты главы муниципального образования; - акты администрации муниципального образования; -акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Включению в регистр подлежат также акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу в установленном порядке, акты, вносящие изменения в акты, приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие утратившими силу), акты, подлежат включению в регистр.

В регистр включаются акты вне зависимости от срока их действия, а также как опубликованные (обнародованные), так и неопубликованные (необнародованные) акты за исключением правовых актов, указанных в ч. 6 ст.1 Закона.

Согласно требованиям ст.4 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта, подлежащего включению в регистр в соответствии с настоящим Законом, направляет указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.

В соответствии с п.4.19 постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства юстиции Республики Дагестан» министерство ведет регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Акты направляются в документальном виде на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях. Акты в документальном виде направляются в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления. В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования).

Согласно ч.2 <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ сведения об официальном опубликовании (обнародовании) акта с указанием сведений об источнике и дате официального опубликования (обнародования) акта направляются главой муниципального образования в уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня официального опубликования (обнародования) акта, направлены, вследствие чего создаются препятствия по осуществлению Министерством юстиции Республики Дагестан своих полномочий по ведению регистра муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, чем соответственно нарушаются права и интересы Республики Дагестан в указанной сфере деятельности.

Согласно 4.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Однако в нарушение требований названного закона по данным Министерства юстиции Республики Дагестан главой МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 20017 году - истекшем период 2018 года в установленном порядке принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» нормативные правовые акты (Устав МО поселения, решения о бюджете на 2017 год и другие НПА) в уполномоченный орган - в МЮ РД для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД не направлены, вследствие чего создаются препятствия по осуществлению Министерством юстиции Республики Дагестан своих полномочий по ведению регистра муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, чем соответственно нарушаются права и интересы Республики Дагестан в указанной сфере деятельности.

Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Непредставление нормативных правовых актов администрацией муниципального образования «сельсовет Сагаси-Дейбукский» препятствует обеспечению единства правовой системы Российской Федерации, а также свободному доступу граждан, органов государственной власти и организаций к муниципальному регистру.

Просит удовлетворить исковые требования и признать бездействие главы МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» выразившееся в не направлении принятых органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД незаконным и обязать главу МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» направить принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовые акты (Устав МО, решение о бюджете МО поселения на 2018 г. и другие НПА) в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД.

Административный ответчик глава МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» Алиев И.Г. исковые требования признал частично, и пояснил суду, что нормативно-правовые акты, принимаемые представительным органом, касающиеся Устава и внесенных в него изменений, остальные нормативно-правовые акты, касающиеся бюджета, в том числе указанные в иске прокурора, в Министерство юстиции РД не предоставляли, в связи с тем, что в администрации МР отсутствует программа, предназначенная для направления НПА, однако, администрация МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» не бездействовала, все нормативно правовые акты были направлены по почте с заказным уведомлением. В связи, с чем в части признании бездействия просит отказать.

Заинтересованная сторона представитель Министерства юстиции РД надлежаще и заблаговременно извещенный в суд не явился.

Изучив письменные материалы дела, заслушав объяснения прокурора и административного ответчика, суд считает необходимым частично удовлетворить исковые требования прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 43.1 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» регистр муниципальных нормативных правовых актов представляет собой систематизированную базу данных, содержащую в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и документальном виде (на бумажных носителях) муниципальные нормативные правовые акты и сведения о них. Включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); акты представительного органа муниципального образования; акты главы муниципального образования; акты администрации муниципального образования; акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Главы муниципальных образований в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта, подлежащего включению в регистр, направляют указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.

Акты направляются в документальном виде на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях. Акты в документальном виде направляются в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления. В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования).

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009г. «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, направляемых для включения в регистр, а также соблюдение сроков их представления.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства РД от 30.04.2010г. N128 уполномоченным органом по регистрации муниципальных правовых актов в РД является Министерство юстиции Республики Дагестан. Приказом министра юстиции РД N 66-ОД утвержден Административный Регламент по исполнению Государственной функции по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан и предоставлению информации, содержащейся в регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Из данных правовых норм следует, что обязанность по представлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц в министерство юстиции РД для ведения последней регистра возложена на главы муниципальных образований и главы местных администраций.

Однако, учитывая, что в соответствии с Уставом муниципального образования «сельсовет Сагаси-Дейбукский» глава этого сельского поселения также возглавляет исполнительно-распорядительный орган, то обязанность по представлению указанных актов органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц лежит на Главе МО сельского поселения «сельсовет Сагаси-Дейбукский».

Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, в нарушение требований п.1 ст.4 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009г. «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан», главой МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2015г. -истекшем период 2016г. в установленном порядке принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» не направлены в уполномоченный орган Министерство юстиции РД нормативные правовые акты (Устав МО поселения, решения о бюджете и другие НПА) - для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД.

Из письма Министерства юстиции РД от 26.01.2018г. к прокурору <адрес>, усматривается, что в нарушение требований п.1 ст.4 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009г. «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан», главы муниципальных образовании в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта подлежащего включению в регистр в соответствии с Законом должны направить в уполномоченный орган Министерство юстиции РД для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД. Однако в нарушение вышеназванного Закона ряд муниципальных образований и сельские поселения РД своевременно не представляют в Министерство юстиции РД нормативные правовые акты для включения в регистр.

Согласно 4.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Не направление в уполномоченный орган Министерство юстиции РД для включения в регистр Устава МО поселения, решения о бюджете и другие НПА препятствует обеспечению контроля за соответствием их законодательству, защиты конституционных прав граждан на получение достоверной правовой информации, созданию условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, должностными лицами и организациями.

В судебном заседании административный ответчик глава МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» Алиев И.Г. исковые требования признал частично, и пояснил суду, что нормативно-правовые акты, в Министерство юстиции РД не предоставляли, в связи с тем, что в администрации МР отсутствует программа, предназначенная для направления НПА, однако администрация МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» не бездействовала все нормативно правовые акты были направлены по почте с заказным уведомлением.

Согласно представленной главой МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» Алиевым И.Г. сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ в управление Министерства юстиции РФ по РД были направлены нормативно правовые акты принятые в 2017 истекшем периоде 2018 года

Таким образом, судом установлено, что глава МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» не бездействовала, им были приняты ряд действий для устранения нарушений действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора <адрес> Макашерипова Д.М. в защиту интересов Республики Дагестан к МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» о признании бездействие главы МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» выразившееся в не направлении принятых органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД незаконным и обязании главу МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» направить принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовые акты (Устав МО, решение о бюджете МО поселения на 2018 г. и другие НПА) в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан подлежит частичному удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.174-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора <адрес> РД Макашерипова Д.М. в защиту интересов Республики Дагестан к административному ответчику главе МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» <адрес> РД удовлетворить.

Обязать главу МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» <адрес> РД направить принятые органами местного самоуправления МО «сельсовет Сагаси-Дейбукский» в 2017 истекшем периоде 2018 года нормативно правовые акты (Устав МО, решение о бюджете МО поселения на 2018 г. и другие НПА) в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД, а в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД в течения месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья М.М. Гаджимурадов