ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-215/20 от 28.01.2020 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело а-215/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Каа-Хем 28 января 2020 года


Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Тагалановой С.К., при секретаре Кыргыс Б.В., с участием заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района о признании недействующими пунктов п.2.7.1, абзац 4 п.2.8, п. 2.10, абзац 2 п.5.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района, утвержденного постановлением администрации пгт Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района о признании недействующими пунктов п.2.7.1, абзац 4 п.2.8, п. 2.10, абзац 2 п.5.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района, утвержденного постановлением администрации пгт. Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что постановлением администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района, (далее – Административный регламент), опубликованный на сайте администрации пгт. Каа-Хем. Отдельные положения Административного регламента вступили в противоречие с федеральным законодательством, содержащие коррупциогенный фактор. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", и вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, расширен перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги. Так, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет дополнительно протокол общего собрания собственников помещений о согласии на перевод жилого помещения в нежилое, согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению. В связи с чем, п. 2.7.1 Административного регламента не соответствует ст. 23. ЖК РФ. Пункт 2.8. Административного регламента вступил в противоречие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 558-ФЗ, которым в п. 4 ч.1 ст.24 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие проекта переустройства и (или) «перепланировки жилых и нежилых помещений помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, а не только жилых помещений. В соответствии с п. 12 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами. Вместе с тем в п. 2.10 Административного регламента требования к обеспечению доступности помещений, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов не предусмотрены. Не соответствует установленным в п. 5.4 Административного регламента срок рассмотрения жалобы на предоставленную муниципальную услугу - 30 дней положениям п. 6 ст. 11.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором такой срок составляет 15 рабочих дней и 5 дней для обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений. Постановление администрации пгт. Каа-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-<адрес> является нормативным правовым актом, право оспаривать который предоставляется прокурору статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Применение оспариваемых норм нарушают интересы Российской Федерации, поскольку противоречат федеральному законодательству. Просит признать пункты Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-<адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, недействующими: п. 2.7.1 в части невключения полного перечня документов, необходимого для предоставления муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем; абзац четвертый п. 2.8 полностью; п. 2.10 в части невключения требований к обеспечению доступности помещений, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов; абзац второй п. 5.4 полностью.

Прокурор Оюн В.Н. в судебном заседании поддержала административный иск, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что постановлением администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района, (далее – Административный регламент), опубликованный на сайте администрации пгт. Каа-Хем.

ДД.ММ.ГГГГ Кызылской межрайонной прокуратурой на имя председателя администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района направлен протест с требованием привести административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района, утвержденного постановлением администрации пгт. Каа-Хем от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствие с федеральным законодательством.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", и вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, расширен перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги.

Так, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет дополнительно протокол общего собрания собственников помещений о согласии на перевод жилого помещения в нежилое, согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению.

В соответствии с п. 2.7.1. Административного регламента заявитель, обратившийся за муниципальной услугой, представляет заявление на перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение по форме, приведенной в приложении , и следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение:

документы, подтверждающие сведения о зарегистрированном праве на переводимое жилое (нежилое) помещение, об ограничении (обременении), сделке (договоры и другие сделки в отношении жилого помещения, включая договоры купли-продажи, мены, дарения, социального найма жилого помещения, передачи квартиры в собственность граждан, договоры участия в долевом строительстве), зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в, рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (если документ хранится в органе государственной власти или органе местного самоуправления, утвердившем (зарегистрировавшем) данный акт);

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (если документ передан на постоянное хранение в государственный (муниципальный) архив);

- договоры и другие сделки в отношении жилого помещения, включая договоры купли-продажи, мены, дарения, договоры социального найма жилого помещения, договоры передачи квартиры в собственность граждан, договоры участия в долевом строительстве, незарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

свидетельство о праве на наследство;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения (если документ хранится в органе местного самоуправления, выдавшем (утвердившем, зарегистрировавшем) данный документ);

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения (если документ передан на постоянное хранение в государственный (муниципальный) архив);

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на жилое помещение, выданные

уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством действовавшим в месте издания таких актов на момент их изданий (если документ хранится в органе государственной власти, выдавшем (утвердившем, зарегистрировавшем) данный документ);

- акты (свидетельства) о правах на жилое помещение, выданные уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания если документ передан на постоянное хранение в государственный (муниципальный) архив);

- иные документы, свидетельствующие о передаче прав на жилое помещение и совершение сделки между заявителем и прежним правообладателем в отношении данного помещения, в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы о праве на жилое помещение, выданные до создания Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;4) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуется для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения;

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Документы, указанные в п.п.1-4 п. 2.7.1. настоящего административного регламента предоставляются заявителем.

Документ, указанный в п.п.5 п. 2.7.1. настоящего административного регламента запрашивается специалистом, ответственным за предоставление муниципальной услуги по каналам межведомственного информационного взаимодействия.

Документ, указанный в п.п. 5 п. 2.7.1. настоящего административного регламента может быть предоставлен заявителем по собственной инициативе, в случае предоставления этого документа заявителем, по каналам межведомственного информационного взаимодействия он не запрашивается.

Срок, получения необходимых для предоставления услуги сведений по каналам межведомственного взаимодействия не должен превышать 5 рабочих дней, при этом срок предоставления муниципальной услуги не может быть увеличен.

В соответствии со статьей 23 Кодекса перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (часть 1). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (часть 2).

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов (часть 4). Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных решений выдает заявителю документ, подтверждающий его принятие (часть 5).

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

В связи с чем, п. 2.7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» перечень документов для предоставления муниципальной услуги не соответствует ст. 23 ЖК РФ.

Пункт 2.8. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является: непредставление документов, указанных в подпункте 2.7.1.; представление документов в ненадлежащий орган; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Согласно с п.4 ч.1 ст. 24 ЖК РФ несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Пункт 2.8. Административного регламента вступил в противоречие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 558-ФЗ, которым в п. 4 ч.1 ст.24 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие проекта переустройства и (или) «перепланировки жилых и нежилых помещений помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства, а не только жилых помещений.

В соответствии с п. 12 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Согласно п. 2.10 Административного регламента требования к помещениям, в которых оказывается муниципальная услуга. В целях обеспечения конфиденциальности сведений одним специалистом одновременно ведется прием только одного заявителя. Одновременное консультирование и (или) прием двух или более заявителей не допускается.

При предоставлении муниципальной услуги прием заявителей осуществляется в помещениях, оборудованных противопожарной системой и средствами пожаротушения, системой охраны и соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

У входа в каждое помещение размещается табличка с наименованием помещения.

В помещениях предусматриваются места для информирования заявителей, получения информации и заполнения документов.

Места для информирования заявителей, получения информации и заполнения документов оборудуются информационными стендами, стульями и столами для возможности оформления документов.

Информационные стенды содержат информацию по вопросам предоставления муниципальной услуги:

извлечения из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению муниципальной услуги;

образцы заполнения документов, необходимых для получения муниципальной услуги;

справочную информацию о специалистах отдела, предоставляющих муниципальную услугу;

текст административного регламента с приложениями.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами.

Вместе с тем в п. 2.10 Административного регламента требования к обеспечению доступности помещений, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов не предусмотрены.

В соответствии с п.6 ст. 11.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, многофункциональный центр, учредителю многофункционального центра, в организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, либо вышестоящий орган (при его наличии), подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Согласно п. 5.4 Административного регламента досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, посредством обращения в письменном либо устной форме.

Жалоба заявителя рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации жалобы в администрацию поселка городского типа Каа-Хем.

Не соответствует установленным в п. 5.4 Административного регламента срок рассмотрения жалобы на предоставленную муниципальную услугу - 30 дней положениям п. 6 ст. 11.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором такой срок составляет 15 рабочих дней и 5 дней для обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений.

Таким образом, судом установлено, что постановление администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района является нормативным правовым актом, отдельные положения Административного регламента противоречит с федеральным законодательством, содержат коррупциогенный фактор, что нарушают интересы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района о признании недействующими пунктов п.2.7.1, абзац 4 п.2.8, п. 2.10, абзац 2 п.5.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района, утвержденного постановлением администрации пгт. Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:


Административный иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района о признании недействующими пунктов п.2.7.1, абзац 4 п.2.8, п. 2.10, абзац 2 п.5.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района, утвержденного постановлением администрации пгт. Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Признать пункты Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем Кызылского района, утвержденного постановлением администрации пгт. Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, недействующими:

- п. 2.7.1 в части невключения полного перечня документов, необходимого для предоставления муниципальной услуги по переводу или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое в пгт. Каа-Хем;

- абзац четвертый п. 2.8 полностью;

- п. 2.10 в части невключения требований к обеспечению доступности помещений, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

- абзац второй п. 5.4 полностью.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней 01,ДД.ММ.ГГГГ).


Судья С.К. Тагаланова