ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-217/20 от 06.02.2020 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело а-217/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Каа-Хем 06 февраля 2020 года


Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Тагалановой С.К., при секретаре Ооржак Е.А., с участием заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района о признании недействующими пунктов <данные изъяты> Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, суд

установил:

Заместитель Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района о признании недействующими пунктов 1.4, п. 2.6, п. 5.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что постановлением администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, (далее – Административный регламент), опубликованный на сайте администрации пгт. Каа-Хем. Отдельные положения Административного регламента вступили в противоречие с федеральным законодательством, содержащие коррупциогенный фактор. Так, п. 2.6 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства» не соответствует ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) в части неполного перечня документов, необходимого для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В частности, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ внесены изменения в ст. 55 ГрК РФ. В частности, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ внесены изменения в ст. 55 ГрК РФ, согласно которым к заключению органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов требуется проектная документация, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с чч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, также требуется предоставление заявителем проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено предоставление заявителем документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (кроме объектов индивидуального жилищного строительства). Ранее предусмотренное исключение случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального, жилищного строительства утратило силу. Также признан утратившим силу п. 5 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ о предоставлении заявителем документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов. В соответствии с п. 12 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. В силу и. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального чакона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 477-ФЗ внесены изменения в ч. 9 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие выделение на стоянках (остановках) не менее 10 % мест (но не менее одного места) для транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, бесплатно при условии оборудования их опознавательным знаком «Инвалид». Вместе с тем вышеуказанные требования к парковочным местам для инвалидов в п. 1.4 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги не предусмотрены. Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 479-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ внесены дополнения в ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части расширения предмета досудебного (внесудебного) обжалования - заявитель вправе обратиться с жалобой в случае нарушения срока или порядка выдачи документов по результатам представления государственной или муниципальной услуги, а также случае приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; в случае истребования у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона. Однако в п. 5.1 Административного регламента данные основания для обжалования муниципальной услуги не предусмотрены. Названные противоречия содержат коррупциогенный фактор в виде выборочного изменения объема прав, согласно пп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предоставляет органу по своему усмотрению необоснованно устанавливать исключения из общих правил для граждан. Просит признать пункты Административного регламента представления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, недействующими: п. 1.4 в части невключения в него в полном объеме требований к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг; п. 2.6 в части невключения полного перечня документов, необходимого для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, пп. 6 - полностью; п. 5.1 в части невключения полного перечня оснований для обжалования муниципальной услуги.

Прокурор Оюн В.Н. в судебном заседании поддержала административный иск, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что постановлением администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, (далее – Административный регламент), опубликованный на сайте администрации пгт. Каа-Хем.

ДД.ММ.ГГГГ Кызылской межрайонной прокуратурой на имя председателя администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района направлен протест с требованием привести административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно п. 2.6 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства исчерпывающий перечень оснований для отказа опасных объектов, в том числе подъемные устройства, оборудование, работающее под давление от 0,07 МПа)

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, п. 2.6 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства» не соответствует ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) в части неполного перечня документов, необходимого для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В частности, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ внесены изменения в ст. 55 ГрК РФ, согласно которым к заключению органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов требуется проектная документация, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с чч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, также требуется предоставление заявителем проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено предоставление заявителем документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (кроме объектов индивидуального жилищного строительства). Ранее предусмотренное исключение случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального, жилищного строительства утратило силу.

Также признан утратившим силу п. 5 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ о предоставлении заявителем документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов.

В соответствии с п. 12 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В силу и. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 477-ФЗ внесены изменения в ч. 9 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие выделение на стоянках (остановках) не менее 10 % мест (но не менее одного места) для транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов, бесплатно при условии оборудования их опознавательным знаком «Инвалид».

В соответствии п. 1.4 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги требования к парковочным местам на территории, прилегающей к зданию администрации района, оборудуются места для парковки автотранспортных средств. Доступ заявителя к парковочным местам является бесплатным.

Вместе с тем вышеуказанные требования к парковочным местам для инвалидов в п. 1.4 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги не предусмотрены.

Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 479-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ внесены дополнения в ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части расширения предмета досудебного (внесудебного) обжалования - заявитель вправе обратиться с жалобой в случае нарушения срока или порядка выдачи документов по результатам представления государственной или муниципальной услуги, а также случае приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; в случае истребования у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 5.1 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги требования по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства получатели муниципальной услуги имеют право на обжалование в досудебном порядке действий (бездействия) сотрудников Администрации, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;

нарушение срока предоставления муниципальной услуги;

требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва» для предоставления муниципальной услуги;

отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального района «Кызвлский кожуун Республики Тыва» для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;

отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва»;

затребование от заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва»;

отказ Администрации, должностного лица Администрации, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Однако в п. 5.1 Административного регламента данные основания для обжалования муниципальной услуги не предусмотрены. Названные противоречия содержат коррупциогенный фактор в виде выборочного изменения объема прав, согласно пп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предоставляет органу по своему усмотрению необоснованно устанавливать исключения из общих правил для граждан.

Таким образом, судом установлено, что постановление администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства», отдельные положения Административного регламента противоречит с федеральным законодательством, содержат коррупциогенный фактор, что нарушают интересы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района о признании недействующими пунктов 1.4, п. 2.6, п. 5.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:


Административный иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Оюн В.Н. действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского района о признании недействующими пунктов <данные изъяты>1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Признать следующие пункты Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ, недействующими:

п. 1.4 в части невключения в него в полном объеме требований к обеспечению условий доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг;

п. 2.6 в части невключения полного перечня документов, необходимого для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, пп.6 - полностью;

п. 5.1 в части невключения полного перечня оснований для обжалования муниципальной услуги.

Обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, принять меры по приведению административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, утвержденного постановлением администрации Кызылского района от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с федеральным законодательством.

Об устранении нарушений необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.


Судья С.К. Тагаланова