ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2195/19 от 30.07.2019 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело а-2195/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 г. <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Верхогляда А.С.,

при секретареФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.

Требования мотивированы тем, чтоФИО1 принадлежит на праве собственности объект капитального строительства в виде нежилого строения, расположенный по адресу <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: 23:43:0305051:8 из состава земель населенных пунктов общей площадью 163 кв.м., расположенный в границах памятника археологии - грунтовый могильник (памятник археологии), по адресу: <адрес>, Центральный внутригородской округ, ул. им. Пушкина, 42/1, кадастровый . ФИО1 осуществляет землепользование данным земельным участком на основании договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования <адрес>, согласно которому земельный участок предоставлен ФИО1 на праве аренды с видом разрешенного использования- для эксплуатации здания магазина.

ФИО1 было принято решение о строительстве нежилого здания площадью 116,8 кв.м., этажность: 2, функциональное назначениепродуктовый магазин розничной торговли. Приказом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципальногообразования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительныйплан земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 по ул. им. Пушкина, 42/1 в Центральном внутригородском округе <адрес>.

Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-гп внесены изменения в градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № RU23306, после чего между администрацией муниципального образования <адрес> и ФИО1 заключен договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства по проекту «Продуктовый магазин по ул. им. Пушкина, 42/1 в Центральном внутригородском округе <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8, ФИО1 О.В. обратилась в департамент архитектуры иградостроительства администрации муниципального образования <адрес>, однако, ей было отказано в выдаче разрешения,в связи с тем, что в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 отсутствует место допустимого размещения объекта капитального строительства на данном земельном участке.

Считая данный отказ незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдачеразрешения на строительство объекта капитального строительства по проекту «Продуктовый магазин по ул. им. Пушкина, 42/1 <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8; обязать департамент архитектуры и градостроительства администраций муниципального образования <адрес> выдать ей разрешение на строительство указанного объекта.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.

Представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать

Представитель заинтересованного лица – Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес>ФИО7, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска, также пояснил, что все земляные работы необходимо проводить под наблюдением и в обязательном порядке разработать план охраны всех объектов. Поскольку ФИО1 заинтересована в строительстве объекта, то она сама должна организовать разработку проекта зоны охраны объектов.Должны быть проведены археологические изыскания и исследования, и уже после определения границ охранной зоны, все строительные работы должны вестись под надзором. При отсутствии проекта согласования охранной зоны, строительство вести нельзя.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и законных интересов, или на них незаконно возложены какие – либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником объекта капитального строительства в виде нежилого строения, расположенного по адресу <адрес>. Указанное строение расположенона земельном участке кадастровым номером 23:43:0305051:8, из состава земель населенных пунктов общей площадью 163 кв.м., расположенное в границах памятника археологии - грунтовый могильник (памятник археологии), по адресу: <адрес>, ул. им. Пушкина, 42/1, кадастровый .

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 об оспаривании действий департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> удовлетворены, а именно: признан незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы границ земельного участка общей площадью 163 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0305051:8 по адресу <адрес>; также, суд обязал администрацию муниципального образования <адрес> утвердить схему границ указанного земельного участка на кадастровом плане для эксплуатации здания магазина по адресу <адрес>, внести изменения в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, изменив площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 на 163 кв.м., и обязал заключить договор аренды земельного участка площадью 163 кв.м., с кадастровым номером 23:43:0305051:8 с ФИО1

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес>-ГП от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план RU23306 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 по ул. им. Пушкина, 42/1 в Центральном внутригородском округе <адрес>.

На основании подп.3 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Судом установлено, что между администрацией муниципального образования <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Центральный внутригородской округ, ул. им. Пушкина, 42/1, кадастровый , находящегося в муниципальной собственности муниципального образования <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФразрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), приосуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 5 ст.51 Градостроительного кодекса РФразрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Согласно ч.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФразрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден административный регламент предоставления администрацией МО <адрес> муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства».

Пунктом 28 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

- отсутствие у заявителя права на получение муниципальной услуги;

- представление заявления о предоставлении муниципальной услуги снарушением установленных требований, а также представление документов,содержащих недостоверные сведения;

- отсутствие документов, необходимых для получения муниципальной услуги, указанных в пункте 16 подраздела II.VI раздела II Регламента, кроме документов, указанных в подразделе И.VII раздела II Регламента;

- несоответствие представленных документов требованиям,установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

- несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;

- несоответствие представленных документов требованиям к

строительству, реконструкции объекта капитального строительства,установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

- поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документацииобъекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения;

- обращение заявителя об оказании муниципальной услуги, предоставление которой не осуществляется уполномоченным органом;

- обращение (в письменном виде) заявителя с просьбой о прекращении муниципальной услуги.

ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Продуктовый магазин по ул. им. Пушкина, 42/1 в Центральном внутригородском округе <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8.

Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство данного объекта капитального строительства, в связи с отсутствием в градостроительном плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № RU23306000-6392, с внесенными изменениями, места допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8.

Из представленного в материалы дела чертежа градостроительного плана RU23306 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 по ул.им.Пушкина, 42/1 в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что место допустимого размещения капитального строительства находится в охранных зонах инженерных коммуникаций.

ФИО1 обращалась к владельцу инженерных коммуникаций ООО «Краснодар Водоканал» за согласованием на вынос сетей водопровода и канализации. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Краснодар Водоканал» выдало ФИО1 технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоотведения <адрес>.

Кроме того, ФИО1 получено согласие владельца смежного земельного участка ФИО8 на уменьшение расстояния между стеной возводимого ФИО1 нежилого здания и границей смежного земельного участка.

Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес>-ГП от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части замены чертежа градостроительного плана на чертеж, выполненный в январе 2017 года. Согласно данному чертежу место допустимого размещения объекта капитального строительства «Продуктовый магазин по ул.им.Пушкина, 42/1 в Центральном внутригородском округе <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8 отсутствует.

При этом, в судебном заседании установлено, что изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 внесены согласно заявлению ФИО1 Отсутствие в чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объекта капитального строительства возникло на основании решения заседания Градостроительного совета МО <адрес>.

Из представленной в материалы дела копии протокола заседания Градостроительного совета МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается,что ФИО1 рекомендовано выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 без зоны застройки. Какие-либо основания данной рекомендации в протоколе отсутствуют.

Согласно ответу управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по данным Единого государственного реестра объектов культурного наследия, а также Списка выявленных объектов культурного наследия и материалов архива управления, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8 объекты культурного наследия не значатся, эксплуатация объекта недвижимости (магазина) возможна.

Согласно постановлению главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес>» управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> является структурным подразделением администрации <адрес>, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами управления являются реализация правовых, организационных, финансовых,материально-технических, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также управление осуществляет от имени администрации <адрес> полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданных органам государственной власти <адрес>.

Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета ВООПИК в феврале 1990 года <адрес> внесен в Список исторических городов Российской Федерации.

Границы исторического поселения <адрес> определены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-K3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>».

В соответствии с ч. 9 ст. 20 Закона -КЗ, краевой орган охраны объектов культурного наследия осуществляет контроль за градостроительной, хозяйственной и иной деятельностью в историческом поселении регионального значения, включая: строительство, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт, снос и перемещение зданий, сооружений и элементов благоустройства; проведение земляных работ; изменение режима использования отдельных территорий, изменение границ земельных участков.

Согласно представленной выкопировке из схемы раздела «Охрана историко-культурного наследия» в составе проекта «Схематерриториального планирования муниципального образования <адрес> края, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 находится объект археологического наследия - «Грунтовый могильник» (угол <адрес> и ул.им. ФИО2), который поставлен нагосударственную охрану в соответствии с Законом Краснодарского крат от ДД.ММ.ГГГГ-K3«О перечне объектов культурного наследит (памятников истории и культуры), расположенных на территории <адрес>».

Приказом департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-гп утвержден градостроительный план № RU23306 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8 по ул.им. Пушкина, 42/1 в Центральном внутригородском округе <адрес>.

Согласно пункту 7 градостроительного плана № RU23306000- 00000000006392, земельный участок расположен на территории исторического поселения регионального значения <адрес> - памятника археологии - место расположения грунтового могильника.

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> с заявлением о возможности хозяйственного освоения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305051:8, площадью 163 кв.м., по ул.им. Пушкина, 42/1 в <адрес>, для размещения объектов торговли.

Заключением Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было рекомендовано разработать проект строительства, с учетом требований предмета охраны и границ территории исторического наследия <адрес>, в связи с чем, ФИО1 обратилась в ООО «КубаньАрхСпас».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «КубаньАрхСпас» был разработан план проведения мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8 по ул.им. Пушкина, 42/1 в <адрес>. Данный план был согласован с начальником Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес>.

Таким образом, при рассмотрении дела, административным ответчиком не приведены обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отказаФИО1 в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство удовлетворить.

Признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ФИО1 разрешения на строительство объекта капитального строительства по проекту «Продуктовый магазин по ул. им. Пушкина, 42/1 в Центральном внутригородском округе <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8.

Обязать департамент архитектуры и градостроительства администраций муниципального образования <адрес> выдать ФИО1 разрешение на строительство объекта капитального строительства по проекту «Продуктовый магазин по ул. им. Пушкина, 42/1 в Центральном внутригородском округе <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0305051:8 со следующими технико-экономическими показателями: этажность 2 этажа; площадь

застройки 97 кв.м.; общая площадь здания 152,70 кв.м.; строительный объём 729, 40 кв.м.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.С. Верхогляд

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.