Дело №а-2197/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г.о. Люберцы Московской области
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГ
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ
Люберецкий городской суд Московской области в составе судьи Голочановой И.В.. при секретаре Заратуйченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по административному иску Иванова А. Д. к Центральному МТУ Росавиации, начальнику Центрального МТУ Росавиации Пастухову В. В. о признании незаконными действий, возложении обязанности по оказанию государственной услуги по замене свидетельства частного пилота взамен утраченного,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Иванов А.Д. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий и возложении обязанности по оказанию государственной услуги, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГИванов А.Д. посредством почтовой связи обратился в Центральное МТУ Росавиации по вопросу оказания государственной услуги по замене свидетельства пилота – любителя на свидетельство частного пилота. Данное заявление в Центральное МТУ Росавиации было получено ДД.ММ.ГГ. В установленный регламентом срок решения Центральным МТУ Росавиации принято не было.
ДД.ММ.ГГ по электронной почте истцом получено письмо исх. -№ от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении государственной услуги.
С данным решением и действиями ответчика истец не согласен, полагает их незаконными, поскольку зарегистрирован в системе «Реестр эксплуатантов воздушных судов», осуществлял деятельность по формированию планов полета, имеет на руках копию свидетельства пилота – любителя.
Просит суд признать действия начальника Управления Межрегионального управления воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) Пастухова В.В. незаконными и необоснованными в части невыдачи Свидетельства частного пилота взамен утраченного Свидетельства пилота – любителя, возложить на ответчика обязанность по оказанию государственной услуги по замене свидетельства частного пилота взамен утраченного свидетельства пилота – любителя.
Административный истец Иванов А.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие. Представитель административного истца по доверенности Поляков М.И. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Центральное МТУ Росавиации - по доверенности Калашников П.В. возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве на иск, пояснил, что приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГ№ утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации ( далее - ФАП-147), которым предусматривалась необходимость обладателю свидетельства частного пилота пройти подготовку по утвержденной программе. Порядок выдачи свидетельства частного пилота установлен п. 18 Административного регламента ФАП-147. Замена свидетельства пилота – любителя организована в соответствии с требованиями ФАП -147 на свидетельства «частного пилота» и пилота сверхлегкого воздушного судна. Заявителем подтверждающих документов в Центральное МТУ Росавиации не представлено. Указал также, что заявление истца не оплачено государственной пошлиной и личность лица, подавшего заявление не могла быть установлена по причине предъявления заявления по почте. На обращение заявителя Центральным МТУ был дан ответ с соблюдением 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан на основании ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Административный ответчик начальник Центрального МТУ Росавиации Пастухов В.В. не явился, извещен.
Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования Иванова А.Д. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего (если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную (ст. 20 Воздушного кодекса РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг.
В силу ст. 53 Воздушного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГN 60-ФЗ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п. 1).
Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.1).
Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности (п. 2).
Пунктом 8 приказа Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГ « о подготовку к выполнению полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства РФ и порядке замены свидетельств пилотов – любителей и пилотов сверхлегких летательных аппаратов» использование свидетельств «пилотов – любителей» с ДД.ММ.ГГ запрещено.
В своем исковом заявлении административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГ посредством почтовой связи обратился в Центральное МТУ Росавиации по вопросу оказания государственной услуги по замене свидетельства пилота – любителя на свидетельство частного пилота. Данное заявление в Центральное МТУ Росавиации было получено ДД.ММ.ГГ. В установленный регламентом срок решения Центральным МТУ Росавиации принято не было.
Письмом Центрального МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГ № исх. -ДД.ММ.ГГ административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с отсутствием необходимых документов, предусмотренных Административным регламентом.
Так, в нарушение требований п. 18 Административного регламента подпись административного истца в заявлении о замене утраченного свидетельства не была заверена в установленном порядке, доказательств направления и оплаты государственной пошлины истцом также не представлено.
Согласно п. 2.3. ФАП - 147 обладатель свидетельства частного пилота, коммерческого пилота или линейного пилота для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов должен получить соответствующую квалификационную отметку о виде воздушного судна, выдаваемую при условии выполнения требований настоящих Правил, установленных для соответствующего вида воздушного судна.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГ Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГN 396, Росавиация осуществляет выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование.
Пункт 24 Административного регламента предусматривает основания для отказа в предоставлении услуги: несоответствие представленных документов требованиям Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ№.
Наличие в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил.
Из анализа приведенных нормативных актов следует, что административным истцом не был соблюден установленный Административным регламентом порядок обращения в орган государственной власти, такой услуги, как замена свидетельства пилота – любителя на свидетельство частного пилота в случае утраты действующими нормативными актами не предусмотрено. Истцом не представлено суду допустимых доказательств соответствия требованиям, предъявляемым к частным пилотам и прохождения соответствующего обучения.
Доводы административного истца об осуществлении полетов и регистрации в системе «Реестр эксплуатантов воздушных судов» в качестве основания к наличию соответствующих квалификационных признаков судом отклоняются как необоснованные, поскольку не подтверждают указанного факта. Более того, сам факт регистрации в данной системе не может являться основанием к выдаче соответствующего свидетельства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик в пределах своей компетенции правомерно отказал в выдаче свидетельства, поскольку сведения о наличии соответствующей профессиональной подготовке и квалификации административного истца отсутствовали, тогда как именно на административного ответчика возложена обязанность обеспечить соблюдение вышеприведенных требований безопасности полетов воздушных судов, в том числе путем осуществления соответствующего контроля при допуске сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации к работе путем выдачи соответствующих свидетельств, в связи с чем в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать.
РЕШИЛ:
Отказать Иванову А. Д. в удовлетворении административного иска к Центральному МТУ Росавиации, начальнику Центрального МТУ Росавиации Пастухову В. В. о признании незаконными действий, возложении обязанности по оказанию государственной услуги по замене свидетельства частного пилота взамен утраченного
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья И.В. Голочанова