ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2197/19 от 27.08.2019 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело а-2197/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2019 года г.Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Донцовой М.А.,

при секретаре Скороход Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по рассмотрению уведомления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону ФИО1 выдано разрешение на строительство № RU61310002-24 индивидуального одноэтажного одноквартирного жилого дома общей площадью 80,59 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 площадью 2590 кв.м. по адресу: Россия, Ростовская область, г.Ростов-на-Дону, Железнодорожный район. Вертолетное поле, (бывший аэродром ДОСААФ). уч. . Впоследствии земельному участку присвоен адрес: <адрес>

После получения разрешения на строительство, ФИО1 была разработана проектная документация на индивидуальный двухэтажный жилой дом, площадью 1083,1 кв.м. и ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Ростова-на-Дону ему выдан градостроительный план земельного участка №RU 61310000-1876, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 площадью 2590 кв.м. по адресу: <адрес> расположен в территориальной зоне жилой застройки первою типа Ж-1/2/17 подзона Б, градостроительным регламентом которой установлен основной вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома с приусадебными участками: минимальная площадь земельного участка для ИЖС - 200 кв.м., максимальная площадь земельного участка - не ограничена, минимальный отступ от границы - 1 м., максимальная этажность - 3, максимальная высота жилого дома - 12 м., процент застройки земельного участка - не ограничен, а жилой дом с измененными параметрами строительства, расположен в границах зоны разрешенного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 направил в администрацию <адрес> уведомление №ЖР-1527 об изменении параметров строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и уведомление № ЖР- 1528 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 по адресу: <адрес>

Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ и письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в рассмотрении поданных им уведомлений в связи с отсутствием документов, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указав при этом, что рассмотрение уведомления об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам части 4-13 статьи 51.1 ГрК РФ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно поданы уведомление об изменении параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (вх.№ ЖР-1679) и уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076, по адресу: <адрес> (вх. № ЖР-1680).

ДД.ММ.ГГГГ письмом администрация сообщила ФИО1 о невозможности рассмотрения вопроса об изменении параметров объекта индивидуального жилищного строительства в связи с отсутствием у администрации соответствующих полномочий и как следствие, выдала уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Бездействие администрации, выраженное в отказе рассмотреть уведомление ФИО1 об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства №ЖР-1679 от ДД.ММ.ГГГГ и как следствие, направление ФИО1 уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности истец считает незаконным, не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим охраняемые законом прав и интересы ФИО1, поскольку таким бездействием созданы препятствия к осуществлению права в реализации установленного федеральным законодательством административного порядка оформления права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, созданный в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону, выраженное в отказе рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГФИО1 об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 площадью 2590 кв.м. по адресу: <адрес> Признать недействительным уведомление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или сконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового лома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Обязать администрацию Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону рассмотреть в установленный законом срок уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 площадью 2590 кв.м. по адресу: <адрес> для чего: провести проверку соответствия указанных в уведомлении об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (выдаче разрешения на строительство), а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направить ФИО1 способом, определенным им в уведомлении об изменении параметров строительства от ДД.ММ.ГГГГ уведомление о соответствии указанных в уведомлении об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 по адресу: <адрес> с указанием всех оснований направления такого уведомления и с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления об изменении параметров строительства и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства, указанные в уведомлении об изменении параметров строительства, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление об изменении параметров строительства, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал заявленный административный иск и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о дате рассмотрения дела надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Исходя из положений ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления могут быть оспорены в суде гражданами, организациями, иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону ФИО1 выдано разрешение на строительство № RU61310002-24 индивидуального одноэтажного одноквартирного жилого дома общей площадью 80,59 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 площадью 2590 кв.м. по адресу: Россия, Ростовская область, г.Ростов-на-Дону, Железнодорожный район. Вертолетное поле, (бывший аэродром ДОСААФ), уч. . Впоследствии земельному участку присвоен адрес: <адрес> Срок действия разрешения на строительство установлен до ДД.ММ.ГГГГ

После получения разрешения на строительство, ФИО1 была разработана проектная документация на индивидуальный двухэтажный жилой дом, площадью 1083,1 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Ростова-на-Дону ФИО1 выдан градостроительный план земельного участка №RU 61310000-1876, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 площадью 2590 кв.м. по адресу: <адрес> расположен в территориальной зоне жилой застройки первою типа Ж-1/2/17 подзона Б, градостроительным регламентом которой установлен основной вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома с приусадебными участками: минимальная площадь земельного участка для ИЖС - 200 кв.м., максимальная площадь земельного участка - не ограничена, минимальный отступ от границы - 1 м., максимальная этажность - 3, максимальная высота жилого дома - 12 м., процент застройки земельного участка - не ограничен, а жилой дом с измененными параметрами строительства, расположен в границах зоны разрешенного строительства.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил в администрацию <адрес> уведомление №ЖР-1527 об изменении параметров строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и уведомление №ЖР- 1528 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 по адресу: <адрес>

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в рассмотрении поданных им уведомлений в связи с отсутствием документов, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указав при этом, что рассмотрение уведомления об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам части 4-13 статьи 51.1 ГрК РФ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно поданы уведомление об изменении параметров планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (вх. № ЖР-1679) и уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076, по адресу: <адрес> (вх. № ЖР-1680), с приложением всех необходимых документов.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Администрация Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону сообщила ФИО1 о невозможности рассмотрения вопроса об изменении параметров объекта индивидуального жилищного строительства в связи с отсутствием у администрации соответствующих полномочий и как следствие, выдала уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. -Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что действующим законодательством о градостроительной деятельности застройщику, получившему разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. -Ф3, предоставлено право обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с уведомлением об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 14 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает или направляет способами, указанными в части 1 настоящей статьи, уведомление об этом в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с указанием изменяемых параметров. Рассмотрение указанного уведомления осуществляется в соответствии с частями 4 - 13 настоящей статьи. Форма указанного уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что административный истец ФИО1 имел право до окончания срока действия разрешения на строительство внести изменения в параметры планируемого строительства, направив в Администрацию Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону соответствующее Уведомление, что им и было выполнено.

В свою очередь Администрация Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону при получении такого уведомления должна была в соответствии с ч. 14 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ рассмотреть данное уведомление в соответствии с частями 4 - 13 указанной статьи.

В силу ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Судом установлено, что Администрацией Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону направленное ФИО1 Уведомление об изменении параметров объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не было рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении об изменении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, Администрацией Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону в адрес ФИО1 не направлено.

При таких обстоятельствах, суд находит бездействие Администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону, выразившееся в не рассмотрении Уведомления об изменении параметров объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и несоответствующим требованиям градостроительного законодательства РФ. При этом, суд принимает во внимание, что своим бездействием Администрация Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону нарушает право административного истца на легализацию объекта индивидуального жилищного строительства, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии в данном случае предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации совокупности условий для удовлетворения требований административного иска.

В связи с тем, что судом признано незаконным бездействие Администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону по не рассмотрению Уведомления об изменении параметров объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, то на административного ответчика должна быть возложена обязанность по повторному рассмотрению Уведомления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также нельзя также признать законным Уведомление администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, поскольку оно вынесено преждевременно.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленный административный иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по рассмотрению уведомления - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону, выраженное в отказе рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 площадью 2590 кв.м. по адресу: <адрес>

Признать незаконным уведомление администрации Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Обязать администрацию Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону рассмотреть в установленный законом срок уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об изменении параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0000000:1076 площадью 2590 кв.м. по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.