ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2209/2021 от 02.06.2021 Ногинского городского суда (Московская область)

Административное дело а-2209/2021

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

2 июня 2021 года <адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Загузова С.А.,

при секретаре Озерцовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2209/2021 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным решений государственного регистратора о приостановлении государственного кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости, об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с вышеназванным иском и просил суд:

-признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета принятое государственным регистратором Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2;

-признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ отказе государственного кадастрового учета принятое государственным регистратором Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2;

-признать незаконным решение апелляционной комиссии Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ФИО4;

-обязать Управление Росреестра по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д. Пешково, в соответствии с поданным заявлением и межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО5

В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылался на то, что он является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты><данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, севернее д. Пешково, на основании соглашения о погашении части требований кредитора путем предоставления отступного, заключенного ДД.ММ.ГГГГ (запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Границы вышеуказанного земельного участка не установлены и сведения о них не содержатся в ЕГРН. Для установления местоположения границ указанного земельного участка и постановки их на государственный кадастровый учет, по обращению истца, кадастровым инженером ООО «Мегалэнд» ФИО5 был подготовлен межевой план земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением № о внесении изменений в сведения ЕГРН о земельном участке на основании вышеуказанного межевого плана. Решением государственного регистратора Управления Росреестра по Московской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ г. № 1 осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено по следующим основаниям: -уточняемый земельный участок не полностью входит в границы кадастрового квартала и частично находится в границах кадастрового квартала ; -разделы межевого плана «Схема геодезического построения» и «Заключение кадастрового инженера» не содержат сведения о методе и режиме спутниковых определений (статика, кинематика, РТК и т.д.). В связи с несогласием с указанным решением кадастровым инженером ФИО5, по просьбе истца, была подана жалоба (заявление) в апелляционную комиссию при Росреестре по <адрес>. Решением апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы (заявления) на решение государственного регистратора Управления Росреестра по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ было отказано. Согласно вышеуказанному решению апелляционной комиссии решение о приостановлении учетно-регистрационных действий признано соответствующим основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как уточнение местоположения и площади земельного участка не подтверждено документами, перечисленными в части 10 статьи 22 Закона о регистрации, и отсутствует обоснование фактического местоположения и площади земельного участка в нарушение пункта 70 во взаимосвязи с пунктами 22 и 25 Требований, утвержденных от ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». В представленных документах отсутствует достаточное обоснование фактического местоположения границ земельного участка на местности 15 и более лет в этих границах. Решением государственного регистратора Управления Росреестра по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано ввиду невыполнения требований, указанных в решении о приостановлении. Решения государственного регистратора Управления Росреестра по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета являются необоснованными, в связи с чем истец и обратился в суд с данным иском.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о явке в суд извещался надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного истца – адвокат Володинский И.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик государственный регистратор ФИО2 в судебное заседание не явилась, о явке в суд извещалась надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО6 в судебном заседании иск не признала, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях.

Суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ФИО1 через своего представителя –Володинского И.Е. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ (л.д. 28).

В Управление Росреестра по <адрес> были поданы следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, межевой план, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ (-/- - материалы учетного дела).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> приостановлен государственный кадастровый учет (л.д. 30, -/- - материалы учетного дела).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказано в учете изменений объекта недвижимости.

Основанием к приостановлению государственного кадастрового учета указан п. 7 части 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", причиной – уточняемый земельный участок : ЗУ не полностью входит в границу Кадастрового квартала . Земельный участок пересекает кадастровый квартал .

Решением апелляционной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решение о приостановлении государственного кадастрового учета признано обоснованным, доводы жалобы отклонены.

Между тем, в решении апелляционной комиссии указано, что уточнение местоположения и площади земельного участка не подтверждено документами, перечисленными в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации и отсутствует обоснование фактического местоположения и площади земельного участка в нарушение п. 70 по взаимосвязи с пп. 22 и 25 требований, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (л.д. 12).

Также в указанном решении указано, что в представленных документах отсутствует достаточное обоснование фактического местоположения границ земельного участка на местности 15 и более лет в этих границах.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.

Как следует из частей 1, 2, 9 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного Федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).

Согласно пунктам 5, 7 и 31 статьи 26 Закона N 218-ФЗ основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав являются: непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; а также если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.

Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета ("Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

Судом также установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.

По результатам проведенного кадастровым инженером по заявлению ФИО1 межевания и согласования границ, площадь земельного участка с учетом уточнений составила <данные изъяты> кв.м, то есть полностью соответствует правоустанавливающим документам.

В связи с этим ФИО1 обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о внесении соответствующих сведений в государственный кадастровый учет.

В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

В силу частей 1, 2 статьи 40 Закона о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Согласно пункту 69 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, указываются результаты необходимых измерений, в частности, фрагмент описания местоположения границы объекта землеустройства с правильными значениями координат характерных точек и т.п.

Пунктом 70 вышеуказанных Требований, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

-описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);

-сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до ДД.ММ.ГГГГ, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Представленный ФИО1 межевой план, отвечает указанным требованиям, в частности, в разделе «Исходные данные» указано, что при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка кадастровым инженером были использованы, в том числе: публичная кадастровая карта, выписка пунктов госгеосити, сведения о геодезической основе кадастра, использованной при подготовке межевого плана, поверка, выписка из ЕГРН, решение Арбитражного суда <адрес>, договор аренды земельного участка.

В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» кадастровым инженером отражено, что местоположение границ земельного участка определялось с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН. Предельные размеры соответствуют виду разрешенного использования земельного участка – установлены Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 70 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 40651),

-выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

Таким образом, подготовленный межевой план, представленный в Управление Росреестра по <адрес> для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, полностью соответствовал всем необходимым требованиям, в том числе и в части указания основания установления границ с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности.

Кроме того, в материалах межевого плана имеется акт согласования местоположения границ земельного участка с КН .

Границы со смежными земельными участками с кадастровыми номерами: , согласованы, установлены и имеются в ЕГРН.

В правоустанавливающих документах конфигурация земельного участка не указана и отсутствуют конкретные линейные размеры, на местности границы земельного участка не устанавливались, права на земельный участок не оспаривались, споров и возражений в отношении земельного участка в указанных границах не заявлялось.

Кроме того, суд также считает довод административного ответчика о невозможности государственного кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) в связи с пересечением границ последнего кадастровых кварталов, несостоятельным, поскольку нормы законодательства не содержат такого рода оснований к отказу в государственном кадастровом учете.

При этом, Публичная кадастровая карта содержит сведения о земельный участках, расположенных в двух и более кадастровых кварталах.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше законоположений, исследовав все представленные в материалы дела доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Иные доводы и объяснения сторон, равно как и иные представленные доказательства судом учитываются, однако не могут повлиять на существо принятого решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным решений государственного регистратора о приостановлении государственного кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости, об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета принятое государственным регистратором Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе государственного кадастрового учета принятое государственным регистратором Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО2.

Признать незаконным решение апелляционной комиссии Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ФИО4.

Обязать Управление Росреестра по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, д. Пешково, в соответствии с поданным заявлением и межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО5

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Ногинский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья