ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2234/2021 от 03.06.2021 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело а-2234/2021

УИД 25RS0002-01-2021-002924-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2021 года город Владивосток,

ул. Адмирала Фокина, д.23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Бордюговой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федотовой Елены Николаевны к Управлению градостроительства г. Владивостока о признании решения незаконным, возложение обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ Управления градостроительства г. Владивостока от дата, -ог в образовании земельного участки под многоквартирным жилым домом, расположенного по адресу: <адрес>, возложение обязанности в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда принять решение о внесение изменений в документацию по планировке территории, путем утверждения ее отдельных частей, в целях образования земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указал, что датаФИО2 обратилась с заявлением в Управление градостроительства г. Владивостока об оформлении земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенного по адресу: <адрес>. Письмом от дата-ог на вышеуказанное заявление истца был получен отказ со ссылкой на то, что многоквартирный <адрес>, расположен на территории, в отношении которой Постановлением Администрации <адрес> от дата., утвержден проект планировки и проект межевания территории планировочного района «<...> (<адрес>) в городе Владивостоке и земельный участок под многоквартирным домом по <адрес>, не образован. С решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку документация по планировке территории в части изменений в утвержденную документацию не разработана. Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

Административный истец Федотова Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель административного истца Федотовой Е.Н. по доверенности Рогозина Т.В. поддержала требования административного искового заявления в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик - представитель Управления градостроительства г. Владивостока до доверенности Грачева А.Ю. возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что обращение Федотовой Е.Н. по вопросу образования земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> включено в реестр заявлений администрации г. Владивостока по подготовке и утверждению документации по планировке территории в целях образования земельных участков под многоквартирными домами. Бюджетные ассигнования на проведение работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами путем утверждения документации по планировке территории в части проекта планировки территории и межевания территории предусмотрены в бюджете Владивостокского городского округа на <...> годы по муниципальной программе «Архитектура, землеустройство, жилище и строительство в городе Владивостоке» на 2019 - 2025 годы», утвержденной Постановлением администрации города Владивостока от дата. Просила в удовлетворении требований административного искового заявления отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

Судом установлено, что Федотова Е.Н. является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

дата через интернет-приемную Федотова Е.Н. обратилась в адрес администрации г. Владивостока с просьбой сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Письмом от 05.03.2021 № 4875-ог Управление градостроительства администрации г. Владивостока сообщено заявителю о том, что многоквартирный <адрес> расположен в границах территории, в отношении которой постановлением администрации <адрес> от дата утвержден проект планировки и проект межевания территории планировочного района «Уссурийский» (<адрес>) в городе Владивостоке. Однако земельный участок под многоквартирным домом № 35 по ул. Щитовая документацией не предусмотрен. В настоящее время издано постановление администрации г. Владивостока от 29.12.2017 № 47 «О подготовке изменений в документацию по планировке территории, утвержденную постановлением администрации <адрес> от дата «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории планировочного района «Уссурийский» (<адрес>) в городе Владивостоке». Вместе с тем, документация по планировке территории в части изменений в утвержденную документацию не разработана. Обращение Федотовой Е.Н. по вопросу образования земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> включено в реестр заявлений администрации <адрес> по подготовке и утверждению документации по планировке территории в целях образования земельных участков под многоквартирными домами.

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным в силу следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на собственников квартир в вышеуказанном многоквартирном доме распространяются положения пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ в части установления права собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).

Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в рамках реализации отдельного мероприятия «Обеспечение развития архитектурной и землеустроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа» муниципальной программы «Архитектура, землеустройство, жилище и строительство в городе Владивостоке» на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от дата, на основе бюджетных средств, выделяемых Управлению.

В настоящее время издано постановление администрации г. Владивостока от дата «О подготовке изменений в документацию по планировке территории, утвержденную постановлением администрации г. Владивостока от дата «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории планировочного района «Уссурийский» (<адрес>) в городе Владивостоке». Вместе с тем, документация по планировке территории в части изменений в утвержденную документацию не разработана.

Земельный участок под многоквартирным домом может быть образован только путем утверждения проекта межевания территории.

Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ установлено каким конкретно способом должен быть сформирован земельный участок, необходимый для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома - в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункт 5 статьи 41 ГрК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2 названной статьи). При этом в состав материалов по обоснованию проекта планировки в графической форме входит схема расположения элемента планировочной структуры (подпункт 1 пункта 5 статьи 42 ГрК РФ).

Элементы планировочной структуры учитываются и в проекте межевания территории (статья 43 ГрК РФ).

Статьей 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

Из указанных норм следует, что документацией по планировке территории, включающей проект планировки территории, проект межевания территории выделяются и утверждаются, в том числе элементы планировочной структуры.

Согласно ч. 2 ст. 43 ГрК РФ целью разработки проекта межевания территории является определение местоположения образуемых и изменяемых земельных участков.

Таким образом, проект межевания территории действительно относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой принимает соответствующий уполномоченный орган.

При этом согласно ч. 8 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

На основании статей 69, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется посредством закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Муниципальные контракты заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете.

Бюджетные ассигнования на проведение работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами путем утверждения документации по планировке территории в части проекта планировки территории и межевания территории предусмотрены в бюджете Владивостокского городского округа на <...> и плановый период <...> годы по муниципальной программе «Архитектура, землеустройство, жилище и строительство в городе Владивостоке» на <...> годы», утвержденной Постановлением администрации города Владивостока от дата.

Формирование местных бюджетов осуществляется в соответствии с БК РФ и предусматривает, что размер расходов не может превышать размер доходов более чем на размер дефицита бюджета, установленного бюджетным законодательством.

Таким образом, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях выполнения функций органов местного самоуправления невозможно сверх предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа на 2020 год и плановый период <...> годы бюджетных ассигнований на эти цели.

Количество заключенных муниципальных контрактов, а, следовательно, и объем выполненных работ по формированию земельных участков под многоквартирными домами путем утверждения документации по планировке территории в части проекта планировки территории и межевания территории ограничено возможностями бюджета на соответствующий финансовый год.

При этом, в оспариваемом письме администрации г. Владивостока от дата-ог указано, что в администрации г. Владивостока находится реестр обращений граждан об образовании земельных участков под многоквартирными домами, по которым необходима подготовка Документации. Данный реестр содержит более дата.

Согласно представленным административным ответчиком доказательствам, обращение ФИО2 включено в реестр заявлений по подготовке и утверждению документации по планировке территории в целях образования земельных участков под многоквартирными домами (пункт 209 реестра).

Судом принимается во внимание, что в настоящее время издано постановление администрации г. Владивостока от 29.12.2017 № 47 «О подготовке изменений в документацию по планировке территории, утвержденную постановлением администрации г. Владивостока от дата «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории планировочного района «Уссурийский» (<адрес>) в городе Владивостоке», в рамках реализации которого будет образован земельный участок под многоквартирным домом по <адрес>.

Обращение Федотовой Е.Н. рассмотрено административным ответчиком по существу поставленного вопроса, заявителю дан мотивированный ответ, разъяснен порядок формирования земельных участков под многоквартирными домами согласно действующему на данный момент законодательству Российской Федерации, а с учетом сложности предусмотренной процедуры указан предполагаемый срок формирования земельного участка.

Таким образом, с учетом выше обозначенных обстоятельств, орган местного самоуправления не уклоняется от возложенной на него действующим законодательством соответствующей обязанности и не отказывает в формировании земельного участка.

Удовлетворение требований административного истца повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - собственников помещений в иных многоквартирных домах, которые ранее административного истца обратились в уполномоченный орган по вопросу формирования земельного участка, необходимого для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома.

Соответственно, наличие у административного истца, как собственника жилого помещения, права на формирование земельного участка под многоквартирным домом, не должно нарушать очередность рассмотрения аналогичных обращений собственников жилых и нежилых помещений в иных многоквартирных домах с превышением лимита выделенных бюджетных средств на указанные цели.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика основано на требованиях действующего законодательства, принято в пределах полномочий, предоставленных административному ответчику. Процедура рассмотрения заявления административным ответчиком соблюдена.

В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов истца, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Федотовой Елены Николаевны к Управлению градостроительства г. Владивостока о признании решения от дата-ог незаконным, возложение обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – дата.

Судья Н.А.Буланова