Дело №а-2248/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Селибова А.Ф.,
при секретаре Ведерниковой Т.А.,
с участием представителя административного ответчика
Прокуратуры Камчатского края ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственной инспекции труда в Камчатском крае к Прокуратуре Камчатского края и заместителю прокурора Камчатского края Башмакову А.А. об отмене решения № от 21 декабря 2020 года об отказе в согласовании внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Тайны Камчатки», возложении обязанности принять новое решение по внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Тайны Камчатки»,
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция труда в Камчатском крае (далее ГИТ в Камчатском крае) обратилась в суд с административным иском к Прокуратуре Камчатского края и заместителю прокурора Камчатского края Башмакову А.А., мотивировав свои требования тем, что в адрес ГИТ в Камчатском крае поступило обращение ФИО2 о нарушении трудовых прав со стороны работодателя - ООО «Тайны Камчатки», в котором содержатся сведения о том, что нарушены трудовые права работника в части оплаты труда работника в нерабочие, праздничные и выходные дни, окончательного расчета, невыдачи расчетных листков по заработной плате.
ДД.ММ.ГГГГ в Прокуратуру Камчатского края направлено для согласования распоряжение №-ОБ/78-7 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки вместе с документами: мотивированным представлением, заявлением, обращением ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ из прокуратура Камчатского края поступило решение № от 21 декабря 2020 года об отказе в согласовании внеплановой документарной проверки в связи с тем, что представленные материалы, в том числе обращение ФИО2, послужившее основанием для принятия решения о проведении внеплановой документарной проверки, не содержат фактов о причинении вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Не согласившись с данным решением, административным истец обратился с настоящим административным иском в суд.
Определением суда от 20 января 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Тайны Камчатки». Определением суда от 18 февраля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО2
Административный истец Государственная инспекция труда в Камчатском крае о времени и месте рассмотрения административного дела извещена, в суд представитель не явился.
В судебном заседании представитель административного ответчика Прокуратуры Камчатского края ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что из обращения ФИО2 следует, что работодателем нарушены ее трудовые права в части оплаты труда, что само по себе не является основанием для утверждения о причинении вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а как следствие не является основанием для проведения внеплановой документарной проверки.
Административный ответчик заместитель прокурора Камчатского края Башмаков А.А., заинтересованные лица ООО «Тайны Камчатки» и ФИО2, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, участие в судебном заседании не принимали.
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из представленных суду документов, копия решения от 21 декабря 2020 года об отказе в согласовании внеплановой документарной проверки получена административным истцом 22 декабря 2020 года, иного суду не доказано.
С настоящим иском административный истец обратился в суд 18 января 2021 года, то есть в течение установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, в том числе, причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В соответствии с частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятым в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ, определено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры (пункт 1 статьи 1).
Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Порядок) регламентирован Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Формы решений о согласовании либо отказе в согласовании проведения внеплановой выездной/документарной проверки (Приложение 2 и 3), утверждены тем же Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 93 в редакции Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 262 «О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации».
Согласно части 2 Порядка согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора) производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации - в отношении проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, межрегиональными (окружными) территориальными органами и региональными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в п. 2 настоящего Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения (приложения 1 и 2 к Порядку).
Пунктом 11 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ предусмотрены основания для отказа в согласовании проведения внеплановой проверки, среди которых осуществление проведения внеплановой проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации (подпункт 4).
Как установлено в судебном заседании, 15 декабря 2020 года в ГТИ в Камчатском крае поступило заявление от работника ООО «Тайны Камчатки» - ФИО2, о нарушениях ее трудовых прав в части оплаты труда работника в нерабочие, праздничные и выходные дни, окончательного расчета, невыдачи расчетных листков по заработной плате.
На основании указанного заявления, 17 декабря 2020 года руководителем Государственной инспекции труда в Камчатском крае вынесено распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля №-Об/78-7 о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Тайны Камчатки», целью проверки указано осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Государственная инспекция труда в Камчатском крае 17 декабря 2020 года направила в адрес прокуратуры Камчатского края заявление о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой документарной проверки юридического лица ООО «Тайны Камчатки».
Решением заместителем прокурора Камчатского края Башмаковым А.А. от 21 декабря 2020 года в согласовании внеплановой выездной документарной проверки отказано по основанию осуществления проведения внеплановой документарной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
В обоснование принятого решения указано на то, что представленные материалы, послужившие основанием для принятия решения о проведении внеплановой документарной проверки, не содержат фактов, подтверждающих наступление неблагоприятных последствий, а именно причинение вреда жизни, здоровью граждан или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании указанных обстоятельств прокуратура Камчатского края пришла к выводу о том, что достаточных оснований для согласования проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Тайны Камчатки» не имеется.
Не согласившись с данным решением административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.
Как следует из направленного в прокуратуру Камчатского края распоряжения от 17 декабря 2020 года о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Тайны Камчатки», целью проверки является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, защиты прав и интересов работника ФИО2 (в связи с поступившим обращением ФИО2 №-ОБ от ДД.ММ.ГГГГ и мотивированным представлением должностного лица), при этом указано, что задачами проверки являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан.
Из мотивированного представления должностного лица главного государственного инспектора труда ФИО3 от 17 декабря 2020 года не следует, что необходимость проведения документарной проверки ООО «Тайны Камчатки» вызвана причинением вреда жизни, здоровью граждан или угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Заместитель прокурора Камчатского края, установив, что документы послужившие основанием для принятия решения о проведении внеплановой документарной проверки, не содержат фактов, подтверждающих наступление неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть установленные федеральным законодательством основания, при которых возможно проведение проверок в 2020 году в условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что представленные ГТИ в Камчатском крае документы не свидетельствовали о наличии оснований для согласования внеплановой документарной проверки, правомерно вынес 21 декабря 2020 года оспариваемое решение об отказе в согласовании проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Тайны Камчатки».
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Государственной инспекции труда в Камчатском крае к Прокуратуре Камчатского края и заместителю прокурора Камчатского края Башмакову А.А. об отмене решения № от 21 декабря 2020 года об отказе в согласовании внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Тайны Камчатки», возложении обязанности принять новое решение по внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Тайны Камчатки», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено судом 25 марта 2021 года.
Председательствующий А.Ф. Селибов
Копия верна
Судья А.Ф. Селибов
Уникальный идентификатор дела 41RS0№-77