ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-224/10-2019ГОД от 28.02.2019 Кировского районного суда г. Курска (Курская область)

Административное дело а-224/10-2019 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 28 февраля 2019 года

<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судья ФИО8

при секретаре – ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации <адрес> о признании бездействий незаконными,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) к администрации <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления – администрации <адрес>, выразившееся в неподготовке и ненаправлении проекта правового акта Главы Администрации <адрес> о предоставлении ей в аренду без проведения торгов сроком на 10 лет земельного участка, и возложении обязанности совершить соответствующие действия.

Требования административного истца мотивированы тем, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей как члену ДНТ «Автолюбитель» земельного участка , кадастровый в аренду, предоставив все необходимые документы. Вместе с тем, вопрос о предоставлении земельного участка разрешен не был. Администрация проекты необходимых для принятия такого решения не подготовила, не направила их на утверждение в уполномоченные на то органы. Она повторно обратилась в администрацию <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, которое также рассмотрено не было, в администрации <адрес> отсутствует проект правового акта Главы администрации <адрес> о предоставлении заявителю земельного участка, что исключает возможность подписания такого правового акта. Таким образом, бездействие администрации <адрес>, выразившееся в неподготовке и ненаправлении проекта правового акта Главы Администрации <адрес> о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, нарушает ее права и законные интересы и создает препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов по предоставлению и оформлению в установленном законом порядке права на испрашиваемый земельный участок.

Административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о слушании дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, поддержав уточненные административные исковые требования.

Административный ответчик <адрес>, в судебное заседание своего представителя не направило, в своем письменном отзыве на административное исковое заявление возражала против удовлетворения административных исковых требований ФИО1, поскольку, действительно, в администрацию <адрес> поступило заявление ФИО1 о возобновлении оформления документов по предоставлению ей в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером , категории земель для ведения садоводства, дач и дачных участков, находящегося по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Автолюбитель», в районе <адрес>, участок , при этом был предоставлен пакет необходимых документов. <адрес> подготовила проект Постановления о предоставлении земельного участка ФИО1 в аренду, который с документами направила в Администрацию <адрес> на подписание, однако документы были возвращены без согласования и не подписаны, о чем было сообщено ФИО1

Заинтересованное лицо - Администрация <адрес>, будучи надлежащим образом извещенной о слушании дела, явку представителя в суд не обеспечила, ходатайств об отложении не заявлено. Письменного отзыва относительно административных исковых требований ФИО1 суду не представила.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

По смыслу закона необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым решением, действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

В соответствии с п. 1. ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с подп.7 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентировано ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно п. 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договорааренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельнымучастком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проектыуказанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образованиеиспрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственностьбесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуетсяобразование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, инаправляет принятое решение заявителю;

Согласно Положению об администрации <адрес>, утвержденному решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> (далее - администрация округа) является территориальным органом Администрации <адрес> с правами юридического лица, обеспечивает реализацию полномочий Администрации <адрес> на территории <адрес> в соответствии с настоящим Положением (п.1.1.).

<адрес> в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные, функции в области использования земли и охраны окружающей среды, в частности: осуществляет предоставление земельных участков под размещение временных гаражей, для садоводства, огородничества или дачного хозяйства (подп.1 п.3.2).

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Порядка организации учета граждан, нуждающихся в получении земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории муниципального образования "<адрес>", утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 881, земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставляются в соответствии с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

После утверждения проекта планировки территории некоммерческого объединения и вынесения данного проекта в натуру некоммерческое объединение и члены некоммерческого объединения подают заявление в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка за плату в собственность членам некоммерческого объединения или в аренду согласно приложению к указанному порядку.

При этом, в приложении к Порядку организации учета граждан, нуждающихся в получении земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории муниципального образования "<адрес>", утвержденному постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 881 в качестве уполномоченного органа указана <адрес>.

Положение об администрации <адрес>, утвержденным решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены конкретные действия и порядок их совершения в рамках осуществления Администрацией функции по предоставлению земельных участков для садоводства, огородничества или дачного хозяйства (подп.1 п.3.2 Положения).

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Порядка организации учета граждан, нуждающихся в получении земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории муниципального образования "<адрес>", утвержденного постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту -Порядок), установлено, что земельные участки предоставляются членам такого объединения в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

При этом, указанный Порядок также не предусматривает какие конкретные действия и в каком порядке должны быть совершены <адрес>, иным органом в рамках предоставления земельных участков членам некоммерческого объединения в аренду.

Пункт 4.2.1 Порядка предусматривает, что гражданин, являющийся членом некоммерченого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документов.

В тоже время пунктом 4.2.2 Порядка предусмотрено, что предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется Администрацией <адрес> на основании заявления этого гражданина или его уполномоченного представителя.

Согласно п.4.2.5 Порядка уполномоченный орган в месячный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка (в случае непредставления заявителем кадастровый паспорт земельного участка подлежит получению уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия) готовит проект правового акта Администрации <адрес> о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет его на подписание главе Администрации <адрес>. В семидневный срок с даты издания правовой акт о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно выдается заявителю под роспись.

Решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ "О земельном комитете <адрес>" утверждено "Положение о земельном комитете <адрес>".

Согласно п. 1.1 указанного Положения Земельный комитет <адрес> является отраслевым" органом Администрации <адрес>, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами и лесными участками на территории <адрес>, функции контроля за использованием земель.

К основным целям и задачам Комитета относится приватизация, управление распоряжение земельными и лесными участками, находящимися в собственности муниципального образования "<адрес>", а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории <адрес> случае, если иное не установлено законом <адрес>, в пределах своей компетенции (п.2.2).

Согласно п.3.5. названного положения в соответствии с основными целями и задачами Комитет, в том числе, в установленном порядке заключает договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "<адрес>", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены объекты недвижимости на территории <адрес>, в случае если иное не установлено законом <адрес>, в пределах своей компетенции.

Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства и иных нормативных правовых актов администрация <адрес> на основании заявления члена дачного товарищества о предоставлении ему в аренду без торгов земельного участка для ведения дачного хозяйства в месячный срок готовит проект правового акта Администрации <адрес> о предоставлении земельного участка в аренду и направляет его на подписание главе Администрации <адрес>. После подписания главой Администрации <адрес> указанного правового акт о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, на его основании и поступивших в Земельный комитет <адрес> документов указанный орган местного самоуправления осуществляет подготовку проектов договора аренды, подписывает его в трех экземплярах и направляет заявителю.

<адрес> осуществляет лишь техническое обеспечение услуги по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства в аренду без проведения торгов, сама услуга предоставляется Администрацией <адрес>.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , и образованный из него земельный участок с кадастровым номером относятся к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена и на них отсутствуют объекты недвижимости.

ФИО1 О.В. является членом дачного некоммерческого товарищества «Автолюбитель», что следует из Протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

Председатель ДНТ «Автолюбитель» ФИО3 обратился к главе администрации <адрес> с ходатайством о предоставлении в аренду ФИО1., члену товарищества с 2014 года, дачного участка , площадью 1008 кв.м.. Настоящим подтверждается отсутствие спора по местоположению участка и его фактическое использование указанным членом товарищества.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 1008 кв.м., с кадастровым номером , категории земель для ведения садоводства, дач и дачных участков, находящегося по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Автолюбитель», в районе <адрес>, участок , при этом приложила пакет необходимых документов.

Повторно ФИО1 обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 1008 кв.м., с кадастровым номером категории земель для ведения садоводства, дач и дачных участков, находящегося по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Автолюбитель», в районе <адрес>, участок , при этом приложила пакет необходимых документов.

Из представленных суду административным ответчиком документов следует, что администрацией <адрес> был подготовлен проект Постановления «О предоставлении земельного участка в районе <адрес>ФИО1 в аренду», также проект согласования, в которых видны исправления, однако не подписаны Главой <адрес>ФИО4.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено письмо-сообщение, в котором указано, что администрацией <адрес> подготовлен проект постановления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , в настоящее время проект постановления находится на согласовании в структурных подразделениях администрации <адрес>. Более подробная информация будет сообщена по итогам согласования.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено письмо-сообщение, в котором указано, что при рассмотрении дела в Арбитражном суде <адрес> получена информация о проводимой проверке прокуратурой <адрес> в части исполнения законодательства о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальном образовании, в частности законности предоставления земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, из которого образован испрашиваемый вами участок. <адрес> установлено, что указанный земельный участок предоставлен с нарушениями Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О-садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». С учетом изложенного, удовлетворить просьбу о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером в настоящее время не представляется возможным.

ФИО1 вновь обратилась к главе администрации <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 1008 кв.м., с кадастровым номером , категории земель для ведения садоводства, дач и дачных участков, находящегося по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «Автолюбитель», в районе <адрес>, участок .

<адрес> письмом-сообщением от ДД.ММ.ГГГГ уведомила ФИО5 о том, что запрашиваемый земельный участок с кадастровым номером расположен на территории ДНТ «Автолюбитель», в районе <адрес>, согласно полномочии, готовили проекты постановлений Администрации <адрес> о выделении земельных участков для ведения дачного хозяйства. Председателю правления ДНТ «Автолюбитель» ФИО6 письмом Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено о невозможности предоставления земельных участков в связи с рассмотрением в Арбитражном суде <адрес> дела

По мнению суда, указанное письмо-сообщение от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> не является отказом в предоставлении земельного участка, поскольку отказ в предоставлении земельного участка издается и подписывается Главой <адрес>.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что администрация <адрес>, в соответствии со своими полномочиями, подготовила и направила в Администрацию <адрес> проекты необходимых документов для предоставления ФИО1 земельного участка в аренду, тем самым, выполнила возложенные на нее обязанности, их действия являются законными и обоснованными и прав административного истца не нарушают, не создают ему препятствий к осуществлению им прав и законных интересов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании бездействий незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> о признании бездействий незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись) ФИО9

<данные изъяты>

<данные изъяты>