Дело а-2280/2022
УИД 50RS0044-01-2022-003183-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Астаховой М.И., при помощнике судьи Егоровой В.А.,
С участием:
представителя административного истца по доверенности и ордеру адвоката Малого И.Е.
Представителя административного ответчика Администрации г.о. Серпухов Московской области по доверенности Барташевич М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску Соболевской Виктории Валериевны о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»
УСТАНОВИЛ:
Соболевская В.В. обратилась в суд с иском и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 26.10.2021 № Р001-8690459244-50538807 об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Свои требования мотивирует тем, что Соболевская В.В. владеет на праве собственности земельным участком, находящимся по адресу. Московская область, Серпуховский район, д. Зиброво, с кадастровым , площадью 247 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. С учетом того, что площадь данного земельного участка меньше минимальной нормы предоставления и расположение на нем объекта недвижимости, с учетом необходимости соблюдения градостроительных, противопожарных норм и правил, практически невозможно, истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка. Согласно схеме, истец просила присоединить к своему земельному участку земельный участок площадью 254 кв. м., при этом, как видно из представленной схемы, вновь образуемый земельный участок не пересекает границы имеющихся земельных участков, не перекрывает подходы и проезды к ним. Решением от 28.03.2022 года № Р001-1342405508-57085154 в предоставлении данной государственной услуги Истцу было отказано, со ссылкой на то обстоятельство, что образуемый земельный участок возможно приведет к нарушению прав третьих лиц, так как недалеко от образуемого земельного участка имеется земельный участок без установленных границ. Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим его права, поскольку из схемы расположения земельного участка, усматривается, что вновь образуемый земельный участок не пересекает границы имеющихся земельных участков, не препятствует подходам и проездам, не примыкает непосредственно к землепользованию, землепользование не имеет юридических и фактических границ, соответственно и не может нарушать прав третьих лиц. Землевладение без установленных границ не является сформированным земельным участком, данный участок не имеет кадастрового номера, он не выделялся и не формировался, соответственно и права на него не могут быть нарушены
Административный истец Соболевская В.В. в судебное заседание не прибыла, извещена надлежаще, ее представитель по доверенности и ордеру, адвокат Малый И.Е. указал, что в ходе рассмотрения дела установлено, что земельной участок с кадастровым имеет установленные границы, поставлен на кадастровый учет, в связи с чем решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 28.03.2022 № Р001-1342405508-57085154 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» не может быть признано законным и обоснованным.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Барташевич М.А., возражала против заявленных истцом требований, указав, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений Московской области. Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13-ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установление соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов». 03.03.2021 в адрес Администрации городского г. Серпухов поступила заявление от Соболевской В.В. № Р001-1342405508-57085154 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и. земельных участков, находящихся в частной собственности». Согласно п.13.2.3 Административного регламента схема расположения земельного участка разработана с нарушением, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, требований к образуемым участкам. Согласно данным Публичной кадастровой карты установлено, что рядом с формируемым земельным участком расположено землепользование с неустановленными границами. Ввиду возможного нарушения прав третьих лиц Администрация городского округа Серпухов Московской области отказала в перераспределении земельного участка с кадастровым площадью 247 кв. м. и земельного участка площадью 254 кв.м. Данный отказ согласован с Министерством имущественных отношений.
Представители заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области, заинтересованные лица Климова Н.Н., Кондрашова Л.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителей заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Соболевская В.В. с 21.11.2020 является собственником земельного участка с кадастровым , пл. 247 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, д. Зиброво (л.д. 92-95).
Соболевская В.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 г. № 15ВР-1816 утвержден Регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с п.5.1 которого органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района, на территории которого расположен земельный участок.
В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с: Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для перераспределения земельного участка (п.5.7.1 Регламента); Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственно реестра недвижимости (п.5.7.2 Регламента); Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п.5.7.3 Регламента); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка (п.5.7.4 Регламента).
Согласно пункта 6.2.4 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, которое оформляется на официальном бланке Администрации в виде письма.
Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.
В соответствии с Административным регламентом, в государственной услуге отказывается при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, при несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 13.2.3).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762.
Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования по проекту ОМС о перераспределении земельного участка в порядке ст.39.28 ЗК РФ, в соответствии с которым земельный участок частично расположен в водоохроняемой зоне и охранной зоне ВЛ 10кВ ф.24 с ПС 447 (л.д. 56-66).
Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 28.03.2022 № Р001-1342405508-57085154 отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», поскольку имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи - 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Из разъяснений причин отказа следует, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, требовании, к образуемым участкам. Согласно данным Публичной кадастровой карты установлено, что рядом с формируемым земельным участком расположено землепользование с неустановленными границами. Также указано, что в случае наличия согласия собственников земельного участка с кадастровым номером 50:32:0060103:136 о перераспределении, заявитель вправе повторно обратиться за предоставлением государственной услуги (л.д. 25,26, 107).
В материалы дела представлена выдержка из Сводного заключение Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений, из пункта 274 которого следует, что по заявлению Соболевской В.В. согласован «Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги», кадастровый , общая площадь 501 кв.м., вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земельного участка – земли населенных пунктов (л.д.27-28).
Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2,3 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 29.29 ЗК РФ.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Разрешая заявленные требования, с учетом представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Основанием для вынесения оспариваемого решения явились выводы административного ответчика о допущенных нарушениях требований ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации при разработке схемы расположения земельного участка, поскольку смежный земельный участок не имеете установленных границ, в связи с чем возможно нарушение прав третьих лиц.
Между тем, согласно полученной в порядке подготовки дела к судебному заседанию выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым , являющимся смежным с участком истца, находится в собственности Климовой Н.Н. и Кондрашовой Л.Н, поставлен на кадастровый учет, границы участка определены. При таких обстоятельствах, когда смежный земельный участок имеет законно определенные границы, согласование с его собственником при утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не требуется. При таких обстоятельствах и с учетом того, что согласование Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области носит рекомендательный характер, нельзя признать законным оспариваемый акт муниципального органа. Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Администрации городского округа Серпухов Московской области не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Поскольку суд не вправе подменять собой полномочия, относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления, удовлетворяя требования истца и признавая незаконным оспариваемое решение, принятое административным ответчиком, суд полагает необходимым определить способ восстановления нарушенного права административного истца путем возложения на Администрацию городского округа Серпухов Московской области обязанности повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Соболевской В.В. от 03.03.2022 № Р001-1342405508-57085154 П.А. о предоставлении государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности".
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Соболевской Виктории Валериевны удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 28.03.2022 № Р001-1342405508-57085154 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» Соболевской Виктории Валериевне в отношении земельного участка с кадастровым , площадью 247 кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов»; вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, д. Зиброво.
Обязать Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Соболевской Виктории Валериевны от 03.03.2022 № Р001-1342405508-57085154 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Астахова
Мотивированное решение изготовлено 28.07.2022.