ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2309/2022 от 08.08.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело а-2309/2022

УИД 44RS0001-01-2022-002447-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Митрофановой Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО16, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Радионова Е.В. к Управлению записи актов гражданского состояния по Костромской области в лице Отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу г. Кострома об обязании предоставить документы,

УСТАНОВИЛ:

Радионов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению записи актов гражданского состояния по Костромской области в лице Отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу г. Кострома об обязании предоставить документы. Требования мотивированы тем, что Радионов Е.В. обратился в Отдел записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС) по г. Костроме о предоставлении копии свидетельства о браке его бабушки ФИО1 (девичья фамилия) и ФИО2 в в 1926 году. До этого специалисты ЗАГС административному истцу по телефону пояснили, что необходимо обращаться в ЗАГС г. Костромы, поскольку отделы ЗАГС по всей России действуют по принципу «Одного окна». В отделе ЗАГС г. Костромы при очном посещении административному истцу разъяснили, в том числе начальник отдела ФИО3, что для предоставления этой услуги не хватает одного документа - свидетельства о смерти бабушки ФИО4 ( года рождения) согласно установленным регламентам для ЗАГС, и в оказании данной услуги ему отказали. Свидетельства о смерти бабушки административного истца ФИО4 (похоронена в ) и свидетельство о смерти дедушки ФИО2 (похоронен в ) возможно хранились у тети ФИО5 ( года рождения), старшей сестры мамы ФИО6, по адресу: Украина, . В настоящее время дом тети разрушен в результате боевых действий, а она сама с переломами ребер находится в больнице . Получить требуемые ЗАГС г. Костромы для предоставления госуслуги документы о смерти дедушки и бабушки Радионова Е.В. из Украины от тети ФИО5 (ей 93 года) в условиях специальной военной операции невозможно. На основании изложенного, административный истец просит суд обязать ЗАГС г. Костромы предоставить копию свидетельства о браке ФИО2 и ФИО1 в в октябре 1926 года; справку об ошибке в фамилии (вместо ФИО21 - ФИО22) в свидетельстве о рождении моей мамы ФИО6 , сделанной ЗАГС (отец ФИО7, мать ФИО8), которая позволит юридически идентифицировать ФИО2 как дедушку истца, а ФИО9 как бабушку истца; копию свидетельства о смерти дедушки ФИО2 (умер в , ); копию Свидетельства о смерти прабабушки ФИО10 (при наличии в базе ЗАГС); копию Свидетельства о смерти прадедушки ФИО24 (при наличии в базе ЗАГС, умер в 1914 или 1915 году в , ).

В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просит суд обязать ответчика предоставить справку об ошибке в фамилии (вместо ФИО21ФИО22) в свидетельстве о рождении мамы истца ФИО6 г.р., сделанной Крестовским ЗАГС (отец ФИО7, мать ФИО8), которая позволит юридически идентифицировать ФИО2 как дедушку истца, а ФИО9 как бабушку; предоставить копию свидетельства о смерти прабабушки ФИО10 дата смерти , .

Руководствуясь частью 1 статьи 46 КАС РФ, судом приняты к рассмотрению уточненные требования истца.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в надлежащем порядке.

В судебном заседании участвует представитель ЗАГС на основании доверенности ФИО17, которая возражала против удовлетворения требований в полном объеме. Пояснила, что формы справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от . Справка выдается для подтверждения наличия либо отсутствия факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Форма справки об ошибке (ошибках) при регистрации актовых записей (об ошибке в фамилии Радионовой (Родионовой) действующим законодательством не предусмотрена. Для исправления фамилии с Радионовой на Родионову истцу необходимо обратиться с заявлением о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния, в том числе в ранее составленную актовую запись в отношении умершего, родственника умершего или другого заинтересованного лица. Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. На основании исправленной или измененной записи акта гражданского состояния выдадут новое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. Для получения повторного свидетельства о смерти ФИО10 необходимо обратиться с заявлением в отдел ЗАГС с документами, подтверждающими право на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния. Согласно пункту 2 статьи.9 Федерального закона от -Ф3 «Об актах гражданского состояния» повторное свидетельство (справка) о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается: лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния; родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло; родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка); опекунам лиц, признанных недееспособными; иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Таким образом, чтобы подтвердить родственные отношения с ФИО10 истцу необходимо представить в отдел ЗАГС следующие документы: свидетельство/справку о рождении ФИО1; свидетельство/справку о браке или смене фамилии ФИО12 с ФИО20 на ФИО22; свидетельство/справку о рождении ФИО6; свидетельство/справку о рождении Радионова Е.В.. Согласно сведениям Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь (ГУ «НИАБ в ») сведенпия о рождении ФИО1 отсутствуют (исх. от ). Таким образом, вместо свидетельства/справки о рождении ФИО1, полагаем возможном представить в отдел ЗАГС решение об установлении факта родственных отношений между заявителем и ФИО10.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, Радионов Е.В. обратился в отдел ЗАГС по городскому округу город Кострома, где просил выдать свидетельство о заключении брака между бабушкой и дедушкой административного истца, ФИО2 и ФИО1, на что получил отказ, в связи с неполной информацией о месте и дате смерти.

Также в устной форме Радионов Е.В. обратился в отдел ЗАГС по городскому округу город Кострома с просьбой о выдаче справки об ошибке в фамилии (вместо Родионова – Радионова) в свидетельстве о рождении мамы истца ФИО6 г.р., сделанной Крестовским ЗАГС (отец ФИО7, мать ФИО8), копии свидетельства о смерти прабабушки истца ФИО10, дата смерти , .

Указанные документы не были предоставлены истцу отделом ЗАГС по городскому округу город Кострома.

В связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

После подачи административного иска в суд истец обратился в отдел ЗАГС по городскому округу город Кострома с письменным заявлением о предоставлении копии свидетельства о браке ФИО2 и ФИО1 в в октябре 1926 года; справки об ошибке в фамилии (вместо ФИО21 - ФИО22) в свидетельстве о рождении мамы ФИО6 , сделанной Крестовским ЗАГС (отец ФИО7, мать ФИО8), которая позволит юридически идентифицировать ФИО2 как дедушку истца, а ФИО9 как бабушку истца; копию Свидетельства о смерти прабабушки ФИО10 (при наличии в базе ЗАГС); копию Свидетельства о смерти прадедушки ФИО20ФИО25 (при наличии в базе ЗАГС, умер в 1914 или 1915 году в Струнино, ). В заявлении указано, что заявитель гарантирует оплату всех необходимых госпошлин для оказания госуслуги о предоставлении документов и справок. К заявлению приложены: копия свидетельства о рождении Родионова Е.В., копия свидетельства о рождении матери заявителя ФИО6, копия свидетельства о смерти матери заявителя ФИО6, копия документа о смерти дедушки заявителя ФИО2.

отделом ЗАГС по городскому округу город Кострома был дан ответ на вышеуказанное заявление, в соответствии с которым истцу разъяснено, что при получении повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, в органе записи актов гражданского состояния необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя, и документы, подтверждающие право на получение документа о государственной регистрации акта гражданского состояния, перечень которых утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.08.2016 № 194. Кроме того, разъяснено, что за выдачу повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния уплачивается государственная пошлина в размере 350 рублей до обращения в орган ЗАГС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния на основании соответствующей записи акта гражданского состояния, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдаются, в том числе, родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло.

В силу пункта 7 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" при получении повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, в органе записи актов гражданского состояния или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя, и документы, подтверждающие право на получение документа о государственной регистрации акта гражданского состояния. Перечень документов, подтверждающих в соответствии с настоящей статьей право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии с Перечнем документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденным Приказом Минюста России от 19.08.2016 N 194, документами, подтверждающими в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, являются:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) документы, подтверждающие изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния:

свидетельство (справка) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельство (справка) о расторжении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельство (справка) о перемене имени либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельство (справка) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

3) свидетельство (справка) о смерти лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния, либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

4) документы, подтверждающие родственные отношения с умершим:

свидетельство(а) (справки) о рождении либо их нотариально удостоверенные копии;

копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта родственных отношений с умершим;

документы, подтверждающие изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния;

свидетельство (справка) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельство (справка) об усыновлении (удочерении) либо его (ее) нотариально удостоверенные копии.

Приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации" (далее – Административный регламент).

Пунктом 8 Административного регламента установлен перечень государственных услуг, в отношении которых данным Административным регламентом определены стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий): государственная услуга по государственной регистрации актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть), включая выдачу повторных свидетельств (справок), иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.

В соответствии с пунктом 23 Административного регламента для государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий должны быть представлены:

заявление установленной формы (в случае обязательной подачи заявления в письменной форме);

документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния и совершения иного юридически значимого действия;

документ, удостоверяющий личность заявителя.

Для получения повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, заявитель представляет:

1) заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния;

2) документы, подтверждающие право заявителя на получение повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния. Перечень документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержден приказом Минюста России от 19.08.2016 N 194 (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2016, регистрационный N 43386) (пункт 35 Административного регламента).

Предоставление государственной услуги по выдаче повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - государственная услуга по выдаче повторных документов, повторный документ соответственно), включает в себя в том числе следующую административную процедуру: прием заявления и представленных документов, внесение сведений в ЕГР ЗАГС, формирование автоматически заявления о выдаче повторного документа (пункт 80 Административного регламента).

Основанием для начала выполнения административной процедуры по приему и внесению сведений в ЕГР ЗАГС, формирование автоматически заявления о выдаче повторного документа является личное обращение заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением документов, указанных в пунктах 23, 35, 37 Административного регламента (пункт 80.1 Административного регламента).

Специалист, ответственный за выдачу повторных документов, проверяет представленные заявителем документы и правильность их оформления (пункт 80.2 Административного регламента).

После проверки представленных документов специалист вносит сведения в ЕГР ЗАГС и формирует автоматически заявление о выдаче повторного свидетельства (пункт 80.3 Административного регламента).

На заявлении проставляются дата принятия заявления о выдаче повторного документа, регистрационный номер, фамилия и инициалы специалиста, принявшего данное заявление, а также ставится подпись специалиста (пункт 80.4 Административного регламента).

Если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителя о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по выдаче повторных документов, сообщает заявителю о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры к их устранению (пункт 80.5 Административного регламента).

Результатом административной процедуры является формирование автоматически заявления о выдаче повторного документа либо возврат заявителю представленных документов с объяснением причин отказа в устной форме, либо выдача письменного отказа в выдаче повторного документа (пункт 80.7 Административного регламента).

Таким образом, органы записи актов гражданского состояния при установлении недостатков в представленных заявителем документах для выдачи повторного документа вправе отказать в выдаче повторного документа как в устной, так и в письменной форме.

Вместе с тем, административным истцом как при обращении в устной форме, так и при подаче письменного заявления о выдаче копии свидетельства о смерти прабабушки ФИО10 не был представлен весь перечень документов, подтверждающих факт родственных отношений, предусмотренный Перечнем документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденным Приказом Минюста России от 19.08.2016 N 194, а именно, не было представлено свидетельство/ справка о рождении ФИО20 (ФИО22) ФИО12, свидетельство/справка о браке или смене фамилии ФИО12 с ФИО20 на ФИО22 либо копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта родственных отношений с ФИО10.

При этом, действующим законодательством не предусмотрена выдача родственникам умершего, в отношении которого ранее была составлена запись акта гражданского состояния, копий свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, органом ЗАГС выдается либо повторное свидетельство, либо справка, подтверждающая факт государственной регистрации акта гражданского состояния.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами.

При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.

Основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является:

запись акта об усыновлении;

запись акта об установлении отцовства;

запись акта о перемене имени;

решение суда;

решение органа опеки и попечительства о согласии на изменение фамилии и (или) собственно имени ребенка, выданное в соответствии со статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 358-ФЗ)

заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;

заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);

документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;

документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее;

заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 70 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 69 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

В соответствии со статьей 70 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в том числе, в случае, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки.

В силу пункта 1 статьи 71 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния.

Внесение исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.

Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния (пункт 2 статьи 71 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

В соответствии с пунктом 79.1 Административного регламента основанием для начала выполнения административной процедуры по проверке представленных заявителем документов и принятию решения о предоставлении государственной услуги по внесению исправлений или изменений в записи актов является личное обращение заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, с заявлением о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния и одновременным представлением документов, указанных в пунктах 23, 36, 37 Административного регламента.

Если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителя о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по внесению исправлений и изменений в записи актов, сообщает заявителю о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры к их устранению (пункт 79.4 Административного регламента).

Результатом административной процедуры является принятое решение о предоставлении государственной услуги по внесению исправлений и изменений в записи актов. В случае отказа в предоставлении государственной услуги по внесению исправлений и изменений в записи актов документы возвращаются заявителю с объяснением причин отказа в устной или письменной форме (пункт 79.6 Административного регламента).

Форма заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния утверждена Приказом Минюста России от 01.10.2018 N 201 (ред. от 25.10.2021)

"Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния и Правил заполнения форм заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния" (форма № 23).

Таким образом, органы записи актов гражданского состояния при установлении недостатков в представленных заявителем документах для внесения исправлений в записи акта гражданского состояния вправе отказать во внесении исправлений в записи актов как в устной, так и в письменной форме.

Вместе с тем, административным истцом как при обращении в устной форме, так и при подаче письменного заявления о выдаче справки об ошибке в фамилии в свидетельстве о рождении матери истца ФИО6 не представлены документы, подтверждающие наличие оснований для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, предусмотренных пунктом 2 статьи 69 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", перечень которых является закрытым, также не представлено заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в орган ЗАГС по установленной форме.

При этом, действующим законодательством не предусмотрена выдача справок об ошибке при регистрации актовых записей, справка выдается только для подтверждения наличия либо отсутствия факта государственной регистрации акта гражданского состояния. В случае внесения исправлений и изменений записи акта гражданского состояния в соответствии с поданным заявителем по установленной форме заявлением выдается новое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния в силу абзаца 11 пункта 79 Административного регламента.

При указанных обстоятельствах отказ административного ответчика, данный истцу как в устной, так и в письменной форме, в выдаче справки об ошибке в фамилии в свидетельстве о рождении матери истца ФИО6, в выдаче копии свидетельства о смерти прабабушки истца ФИО10 является правомерным и соответствующим действующему законодательству в сфере осуществления регистрации актов гражданского состояния, исковые требования истца об обязании административного ответчика предоставить указанные документы не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Радионова Е.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд .

Судья Е.М. Митрофанова

Мотивированное решение изготовлено .