ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-230/2021 от 02.04.2021 Кизилюртовского районного суда (Республика Дагестан)

а-230/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"02" апреля 2021 <адрес> районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

с участием помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Ивановой В.В.,

адвоката Рамазанова Г.З., представляющего интересы административного истца ФИО1,

при помощнике судьи Алхановой А.З. и секретаре Хамидовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к административному ответчику Сельскому собранию депутатов муниципального образования СП «<адрес>» об отмене решения Собрания от 04.03.2021 «О прекращении полномочий депутата муниципального образования сельского поселения «<адрес>» ФИО1» и восстановлении ФИО1 в качестве депутата муниципального образования сельского поселения «<адрес>»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском к административному ответчику Сельскому собранию депутатов муниципального образования СП «<адрес>» об отмене решения Собрания от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении полномочий депутата муниципального образования сельского поселения «<адрес>» ФИО1» и восстановлении ФИО1 в качестве депутата муниципального образования сельского поселения «<адрес>» при этом он указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он голосованием жителей села <адрес> был избран депутатом собрания депутатов МО СП «<адрес>» шестого созыва. Данный факт подтверждается решением участковой избирательной комиссии МО СП «<адрес>» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Кизилюртовская межрайонная прокуратура направила представление в адрес собрания депутатов МО СП «<адрес>» <адрес> «об устранении нарушений закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в котором требует рассмотреть это представление на ближайшей сессии с участием представителя межрайонной прокуратуры, и досрочно прекратить мои полномочия в качестве депутата МО СП «<адрес>». Основанием к этому, как считают в прокуратуре, послужило то, что в ходе проведения проверки по обращению врио главы администрации МР «<адрес>», было установлено, что в отношении него (ФИО1) было возбуждено уголовное дело, и он был осужден ДД.ММ.ГГГГ Кизилюртовским районным судом по п. «б» ч.3 ст. 158 и п. «б» ч.2 ст. 215.3 УК РФ, в результате чего были нарушены п. «а.1» ч.3.2 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ председатель собрания депутатов МО СП «<адрес>» ФИО6 в присутствии 3-4 депутатов и представителя Кизилюртовской межрайонной прокуратуры пытался рассмотреть вопрос в отсутствии него и кворума депутатского корпуса МО СП «<адрес>» вопрос о досрочном прекращении его полномочий в качестве депутата МО СП «<адрес>». Присутствующие депутаты на этом собрании, отказались рассмотреть этот вопрос и лишать его полномочий депутата. Несмотря на это, ФИО6 выносить единоличное решение от имени собрания депутатов МО СП «<адрес>» о прекращении полномочия депутата собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «<адрес>» ФИО1 Когда он узнал об этом, он обратился к председателю собрания ФИО6 с просьбой, дать ему для ознакомления протокол общего собрания депутатов МО СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, где якобы было принято решение о досрочном прекращении его полномочен в качестве депутата, на что ФИО2 ответил, что у него нет протокола и он его не может представить. На его вопрос, почему он без него и без депутатского корпуса вынес такое решение, он ответил, что это было сделано по представлению прокуратуры. Таким образом, действиями председателя собрания депутатов МО СП «<адрес>» ФИО6 были нарушены его права, которые даны ему Конституцией Российской Федерации (гл.2 ст.17,18,19). Видимо, председатель собрания депутатов МО СП «<адрес>» ФИО6 забыл, что выборы это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образовании в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. А депутат муниципального образования - это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей. По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что на своей территории, само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей, то есть через депутатов Отзыв депутата, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

В п. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нет пункта, где указывается, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно по представлению прокуратуры или по желанию председателя собрания депутатов муниципального образования.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 138-ФЭ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (вместе с "Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправлении) в случае нарушения законодательства о выборах кандидатом или уполномоченными кандидатом лицами решение о регистрации кандидата (до дня голосования) или регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть обжаловано в суд в месячный срок. Избирательная комиссия муниципального образования обязана отменить решение о регистрации кандидата депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления в случаях: признания в судебном порядке незаконным в соответствии с частью первой настоящей статьи решения о регистрации кандидата или о его избрании. В соответствии исполнения п. 2.1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», мною при подаче заявления избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты МО СП «<адрес>» было указано, что у меня имеется погашенная судимость. Об этом было известно в избирательной комиссии, и я был зарегистрирован и поддержавшим меня жителями села Гельбах был избран народным депутатом сельского поселения.

В п. «а.1» ч.3.2 ст.4 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что не имеют быть избранными в депутаты граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений. В отношении меня приговором Кизилюртовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, указанном прокуратурой в своем представлении, применена статья 73 УК РФ и назначенное наказание считается условным с испытательным сроком два года, то есть, меня не лишали свободы, как как указано в фабуле п. «а. 1» ч.3.2 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ.

Исходя из выше изложенного считает, что действия председателя собрания депутатов МО СП «<адрес>» ФИО6, принявшего единоличное решение о прекращении полномочий депутата собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «<адрес>» ФИО1, являются не законным и нарушающими мои конституционные права.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель – адвокат Рамазанов Г.З. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – председатель Сельского Собрания МО СП «<адрес>» <адрес> оставил разрешения вопроса об удовлетворении административного иска на усмотрение суда и пояснил, и указал, что представление прокурора было рассмотрено на заседании Сельского Собрания, в котором участвовали 6 из избранных 12 депутатов Сельского Собрания, с участием прокурора.

Из представленного протокола заседания Собрания депутатов МО СП «<адрес>» шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ также усматривается, что на этом заседании присутствовали шесть депутатов.

В соответствии с положениями п.5 ст.24 Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, принятого Решением Собрания депутатов сельского Собрания «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ? (зарегистрирован в Управлении Министерства Юстиции РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ), заседание Собрание депутатов сельского поселения правомочно при присутствии на нем более половины от числа избранных депутатов. Поскольку установлено, что количество избранных депутатов равно 12, то заседание сельского Собрания полномочно при присутствии на нем не менее 7 депутатов. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что заседание Сельского собрания от ДД.ММ.ГГГГ, на котором присутствовали только шесть депутатов из избранных двенадцати, являлось не полномочным, следовательно, оспариваемое административным истцом решение принято не в полномочном составе заседания.

С учетом заключения прокурора, полагавшего, что принятое не в полномочном составе депутатов решение Сельского Собрания не может быть признано законным, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-221, 226-227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск административного истца ФИО1 удовлетворить, отменить решение Собрания муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении полномочий депутата муниципального образования сельского поселения «<адрес>» ФИО1», и восстановить ФИО1 в качестве (в статусе) депутата муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Кизилюртовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: