ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-231/2023 от 19.12.2023 Туруханского районного суда (Красноярский край)

Дело а-231/2023

24RS0-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 года <адрес> края

Туруханский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Демина А.В.,

с участием представителя административного истца прокуратуры <адрес>ФИО4,

представителя административного ответчика администрации <адрес>ФИО1,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Туруханский районный суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по не устранению допущенных нарушений (изложенных в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) п.п. 1 и 4 ч. 1, ч. 3 ст. 10, ч.ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в: не направлении ответов на обращения заявителям: ФИО9 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), Берёзкиной Е.А. (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (обращения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ); возложении обязанности в течение месяца после вступления в законную силу решения суда совершить в соответствии с требованиями законодательства РФ действия по направлению ответов заявителям: ФИО9 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), Берёзкиной Е.А. (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (обращения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ).

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка администрации <адрес> по соблюдению прав граждан при предоставлении социальных услуг, исполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Проверка показала, что ФИО11ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел социальной защиты населения администрации <адрес> с заявлением о компенсации оплаты проезда в связи с его направлением в краевое учреждение здравоохранения для получения специализированной медицинской помощи. В дополнение к первоначальному заявлению ФИО11 в отдел социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ предоставлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя комиссии, в котором ФИО11 ходатайствовал об ознакомлении с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления компенсации в виде оплаты проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно. Также, в ходе проверки установлено, что в отдел социальной защиты населения по вопросам компетенции в виде оплаты проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно обратились: ФИО12 (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13 (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ), Берёзкина Е.А. (ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается записями в журнале регистрации входящих документов. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждён порядок организации рассмотрения обращений граждан должностными лицами администрации <адрес>. Согласно п. 5.6 Порядка организации рассмотрения обращений граждан ответы на обращения граждан подписываются главой района или его заместителями в зависимости от того, на чье имя поступило обращение. Пунктом 5.9 порядка организации рассмотрения обращений граждан предусмотрено, что срок рассмотрения письменного обращения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае запрашивания дополнительных материалов или принятия других мер по рассмотрению обращения, по решению главы района, уполномоченного им лица, либо должностного лица, на чье имя поступило обращение, срок его исполнения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока и указанием срока подготовки окончательного ответа. Уведомление о продлении срока рассмотрения обращения направляется заявителю не позднее чем за 3 дня до истечения срока ответа на обращение. Копия указанного уведомления передается исполнителем в общий отдел администрации <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждено Положение о порядке оказания материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации. Также, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям жителей <адрес> в виде оплаты проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно. В обозначенных порядке и постановлении не имеется указания на предоставление ответа заявителям в случаях положительного или отрицательного решения комиссии, что противоречит действующему законодательству о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и порядку организации рассмотрения обращений граждан должностными лицами администрации <адрес>, утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п. По выявленным нарушениям прокуратурой района главе <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены, согласно ответа администрации доводы преставления не нашли своего подтверждения. Таким образом, в нарушение требований ст. ст. 10 и 12 Федерального закона № 59-ФЗ, должностные лица администрации <адрес> не уведомляют граждан о результатах рассмотрения их заявлений (обращений) при принятии комиссией положительного решения. Указанные обстоятельства приводят к нарушению прав граждан на своевременное получение ответов на обращения. Бездействие администрации <адрес>, связанное с непринятием мер по устранению нарушений (изложенных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ), затрагивает права и законные интересы не только ФИО9, ФИО10, Берёзкиной Е.А., ФИО11, ФИО12, ФИО13, обратившихся в отдел социальной защиты населения с целью оказания им материальной помощи, но и интересы иных граждан, неопределенного круга лиц, которым также не даются ответы в случаях положительного решения комиссии, согласно утвержденных администрацией <адрес> порядка и постановления.

Представитель административного истца прокуратуры <адрес>ФИО4 в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями администрации района не согласилась, возражала против их удовлетворения, суду пояснила, что рассмотрение заявлений граждан об оказании меры социальной поддержки в виде оплаты проезда к мету получения специализированной медицинской помощи и обратно осуществляется коллегиальным органом, состоящим из представителей администрации <адрес>, депутатов <адрес> Совета депутатов, территориального отделения КГКУ «УСЗН», КГБУ СО «КЦСОН», КГКУ «ЦЗН <адрес>», в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления соответствующей меры социальной поддержки. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и специальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Такое право реализовано решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан», во исполнение которого администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям жителей <адрес> в виде оплаты проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно». Пунктом 9 указанного Порядка предусмотрено, заявления на компенсацию оплаты проезда и прилагаемые документы рассматриваются на заседании Комиссии по оказанию материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации. Положение о комиссии по оказанию материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации, утверждено приложением к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес>, пунктом 3.6 Положения о комиссии предусмотрено, что решение Комиссии об отказе в оказании материальной помощи доводится до сведения заявителя в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения. Направление уведомлений об отказе в оплате проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно осуществляется с целью соблюдения прав граждан на обжалование решения Комиссии. Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что при отказе комиссии в компенсации оплаты проезда к месту получения медицинской помощи и обратно заявитель вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Из чего следует, что Комиссия строго соблюдает установленный порядок при принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявления и направления соответствующего уведомления заявителю. Таким образом, довод прокурора <адрес> об отсутствии в Порядке указания на предоставление ответа заявителям по результатам рассмотрения Комиссией соответствующих заявлений на компенсацию оплаты проезда безоснователен, поскольку Порядок содержит норму отсылочного характера к положениям пункта 3.6 Положения о комиссии. Заявления ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрены Комиссией в установленном муниципальным нормативным правовым актом порядке, Комиссией приняты решения об удовлетворении заявления и оказании материальной помощи, вследствие чего уведомления о положительном рассмотрении заявлений указанным гражданам не направлялись. Прокурором в представлении в обоснование правовой позиции приводятся нормы, регламентирующие порядок рассмотрения обращений органами местного самоуправления и их должностными лицами. При этом, Комиссия органом местного самоуправления не является. Члены комиссии также не являются должностными лицами местного самоуправления (в состав комиссии включены также представители краевых учреждений). На основании изложенного, направление ответов гражданам (в том числе уведомлений о положительном решении Комиссии), выходящих за рамки предоставленных Порядком и Положением о комиссии полномочий, нарушало бы требования муниципального нормативного правового акта. Также, в административном иске имеется ссылка на постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п об утверждении порядка организации рассмотрения обращений граждан должностными лицами администрации <адрес>, правоотношения, которые рассматриваются в настоящем судебном заседании указанным нормативно-правовым актом не регулируются, данный порядок регулирует рассмотрение обращений граждан непосредственно в администрацию <адрес>. В представлении и иске указано, что проверка соблюдения социальных прав граждан, предоставления социальных услуг, требований федерального закона при рассмотрении обращений, заявлений граждан, при этом, администрация <адрес> социальные услуги не оказывает.

Заинтересованные лица ФИО9, ФИО10, Берёзкина Е.А., ФИО11, ФИО12, ФИО13, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств суду не представили.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу положений статей 29, 33 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

В соответствии с положениями Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы; письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 2 Федерального закона № 59-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Статьей 10 Федерального закона № 59-ФЗ закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. (часть 1 названной статьи)

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. (часть 3 статьи 10 Федерального закона 59-ФЗ)

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

При рассмотрении дела установлено, что поручением об организации проверки начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ прокурору <адрес> поручено организовать тщательную проверку доводов обращения заявителя ФИО11 о несогласии с действиями социальной защиты населения, результатами проверки. По результатам проверки поручено, при наличии оснований, принять исчерпывающий комплекс мер прокурорского реагирования.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора <адрес>ФИО6 принято решение о проведении в администрации <адрес> проверки соблюдения социальных прав граждан при предоставлении социальных услуг, требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> главе <адрес> внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.

Согласно данному представлению в нарушение требований статей 10 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» выявлены нарушения, допущенные должностными лицами администрации <адрес>, выразившиеся в не уведомлении граждан о результатах рассмотрения заявлений (обращений) о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям жителей <адрес> в виде оплаты проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно. Не предоставлены ответы на обращения следующих граждан: ФИО9 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО11 (обращения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ).

Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры <адрес> сообщено, что доводы, изложенные в представлении прокурора, не нашли своего подтверждения. Пунктом 3.6 Положения о комиссии предусмотрено, что решение комиссии об отказе в оказании материальной помощи доводится до сведения заявителя в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения. Таким образом, довод прокурора об отсутствии в Порядке указания на предоставление ответа заявителям по результатам рассмотрения комиссией соответствующих заявлений на компенсацию оплаты проезда безоснователен, поскольку Порядок содержит норму отсылочного характера к положениям пункта 3.6 Положения о комиссии. Приводимые прокурором в представлении в обоснование правовой позиции нормы, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и их должностными лицами, невозможно отнести к комиссии в соответствии с частью 2 статьи <адрес> органом местного самоуправления. Комиссия является коллегиальным органом, задачи и функции которого регламентированы разделом 2 Положения о комиссии. Полномочия членов комиссии четко определены разделом 4 Положения о комиссии, в полномочиях членов комиссии отсутствует право рассматривать в качестве органа местного самоуправления или должностного лица, обращения граждан и давать какие-либо ответы. Направление ответов гражданам (в том числе уведомлений о положительном решении комиссии), выходящих за рамки предоставленных Порядком и Положением о комиссии полномочий, нарушало бы требования муниципального нормативного правового акта.

Из представленных суду документов следует, что постановлением главы <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям жителей <адрес> в виде оплаты проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно (далее – Порядок предоставления дополнительных мер).

Согласно Порядка предоставления дополнительных мер, он устанавливает механизм предоставления администрацией <адрес> компенсации оплаты проезда жителям <адрес>, и сопровождающим их лицам, к месту получения специализированной медицинской помощи, при направлении по показаниям КГБУЗ «<адрес> больница», КГБУЗ «Игарская городская больница» в краевые государственные специализированные лечебные учреждения и обратно, а также к месту получения медико-санитарной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения район и обратно (пункт 1).

Пунктом 2 Порядка предоставления дополнительных мер установлен срок рассмотрения заявления о компенсации оплаты проезда – не более 30 дней со дня регистрации заявления.

Заявление на компенсацию оплаты проезда и прилагаемые документы, рассматриваются на заседании Комиссии по оказанию материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации (пункт 9).

Сведений о порядке и сроках предоставления ответов заявителям Порядок предоставления дополнительных мер не содержит.

Постановлением главы <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке оказания материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее – Положение о порядке оказания материальной помощи).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения о порядке оказания материальной помощи, настоящее положение определяет цели и основания оказания единовременной материальной помощи наиболее нуждающимся семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, устанавливает перечень трудных жизненных ситуаций, категории граждан, имеющих право на получение данного вида помощи, размер помощи, условия ее назначения, выплаты, учета и финансирования за счет средств бюджета муниципального образования <адрес>.

Заявление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации (пункт 4.9).

Заявления об оказании материальной помощи рассматриваются на заседании комиссии (пункт 4.10).

Согласно пункта 4.13 Положения о порядке оказания материальной помощи, комиссия уведомляет заявителя (уполномоченное лицо) о принятом решении об отказе в выделении материальной помощи в письменной форме в течение 10 дней с момента принятия данного решения.

Также, постановлением главы <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комиссии по оказанию материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее – Положение о комиссии).

Пунктом 3.1 Положения о комиссии установлено, что состав комиссии утверждается постановлением администрации <адрес>.

Согласно пункта 3.6 Положения о комиссии решение комиссии об отказе в оказании материальной помощи доводится до сведения заявителя в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения.

Постановлением администрации <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав комиссии по оказанию материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно предоставленному по запросу суда протоколу заседания комиссии по оказанию материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с заявлениями об оказании мер социальной поддержки в виде оплаты проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно, в комиссию по оказанию материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, обратились следующие граждане: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО10, Берёзкина Е.А., ФИО9, что подтверждается предоставленным в материалы дела журналом регистрации входящих документов. Данные заявления были рассмотрены на заседании комиссии, с принятием положительного результата о выплате указанным гражданам денежных средств. Вместе с тем, уведомления (решения) по рассмотренным обращениям вышеперечисленным гражданам направлены не были.

При этом, как пояснила представитель административного ответчика в судебном заседании, комиссия не уведомляет заявителя (уполномоченное лицо) о принятом решении об удовлетворении заявления, по той причине, что заявитель получает на счет денежные средства, а направление извещения (уведомления) о принятом решении об отказе в удовлетворении заявления направляется с целью не нарушения права на обжалование такого решения.

Данную позицию представителя административного ответчика о правомерном не направлении положительного ответа заявителю, суд признает основанной на неверном толковании норм права, поскольку будь то положительное, либо отрицательное решение в отношении заявления (обращения) гражданина, не предоставление ответа о результатах рассмотрения его заявления (обращения) нарушает право гражданина на получение информации.

Согласно Порядка о предоставлении дополнительных мер, он устанавливает механизм предоставления администрацией <адрес> компенсации оплаты проезда, а Положение о порядке оказания материальной помощи устанавливает финансирование за счет средств бюджета муниципального образования <адрес>, комиссия по оказанию материальной помощи также утверждена постановлением главы <адрес>, в связи с чем, доводы административного ответчика о том, что комиссия является коллегиальным органом и руководствуется лишь положениями, утвержденными администрацией района, основаны на ошибочном толковании норм права.

Доводы о неоказании администрацией <адрес> социальных услуг – несостоятельны, поскольку целью указанной прокурорской проверки являлось исполнение требований действующего законодательства. Предметом проверки, помимо соблюдения социальных прав граждан при предоставлении социальных услуг, являлась также проверка требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Нарушения исполнения требований действующего законодательства при проведении проверки были установлены.

Доводы административного ответчика о нарушении требований муниципальных нормативно-правовых актов, в случае направления ответов гражданам при положительном решении, судом признаются противоречащими законодательству Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, поэтому нормативные правовые акты, в данном случае Положения и Порядки при рассмотрении обращений граждан, обращающихся за предоставлением дополнительных мер поддержки, изданные администрацией <адрес>, не могут противоречить Федеральному закону № 59-ФЗ.

Отсутствие в муниципальных нормативных правовых актах администрации <адрес>, а именно: Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям жителей <адрес> в виде оплаты проезда к месту получения специализированной медицинской помощи и обратно, Положение о порядке оказания материальной помощи гражданам, проживающим на территории <адрес>, находящимся в трудной жизненной ситуации, на необходимость направления информации по обращениям (заявлениям) граждан, при любом принятом решении, не свидетельствует о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе не направлять ответы на обращения граждан. В данном случае для поступивших обращений граждан должны применяться сроки и порядок рассмотрения обращений, установленные статьями 10 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ.

Таким образом, поскольку условия, установленные статьями 218 и 227 КАС РФ, для признания бездействия административного ответчика, в судебном заседании достоверно установлены, в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по не устранению допущенных нарушений (изложенных в представлении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) п.п. 1 и 4 ч. 1, ч. 3 ст. 10, ч.ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в: не направлении ответов на обращения заявителям: ФИО9 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), Берёзкиной Е.А. (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (обращения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ).

Обязать администрацию <адрес> в течение месяца после вступления в законную силу настоящего решения суда совершить в соответствии с требованиями законодательства РФ действия по направлению ответов заявителям: ФИО9 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), Берёзкиной Е.А. (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3 (обращения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), ФИО12 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13 (обращение от ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Туруханский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Демин

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.