Дело №а-233/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино. 03 ноября 2020 года.
Кривошеинский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Петрушенко Ф.З., при секретаре Федореевой Е.П., с участием представителя административного истца – Главы Администрации Новокривошеинского сельского поселения ФИО1, представителя административного ответчика Администрации Кривошеинского района - ФИО2, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Главы Администрации Новокривошеинского сельского поселения о признании незаконным решения Администрации Кривошеинского района,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Новокривошеинского сельского поселения в лице Главы поселения обратилась в Кривошеинский районный суд Томской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Администрации Кривошеинского района.
Административный истец указал, что Администрация Кривошеинского района приняла 12 октября 2020 года Распоряжение №299-р «О проведении внеплановой проверки по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения нужд Исполнительно-распорядительного органа муниципального образования – Администрации Новокривошеинского сельского поселения» (далее Распоряжение № 299-р). Истец указал на несоответствие пунктов Распоряжения № 299-р требованиям законодательства, которым установлены требования к содержанию приказа (распоряжения) органа контроля о назначении контрольного мероприятия. Считает, что данным распоряжением нарушается право административного истца на нормальную деятельность. В исковом заявлении Глава Администрации Новокривошеинского сельского поселения высказывает предположение, что оспариваемое им решение принято целенаправленно по политическим мотивам с целью оказания давления лично на него в связи с тем, что он планирует выдвинуть свою кандидатуру на должность Главы Кривошеинского района
Просит признать незаконным обжалуемое Распоряжение № 299-р. Также просит отменить данное Распоряжение.
В судебном заседании Глава Администрации Новокривошеинского сельского поселения поддержал заявленные требования в полном объёме.
Уточнил, что обжалуемым распоряжением нарушены конституционные права административного истца, а именно: обжалуемое распоряжение повлияло на работу органа местного самоуправления; нарушает право на самостоятельную деятельность органа местного самоуправления и право распоряжаться имуществом поселения.
Представитель административного ответчика ФИО2 требования административного иска не признал и пояснил, что оспариваемое Распоряжение № 299-р было принято в соответствии с действующим законодательством. Основанием для принятия распоряжения о проведении внеплановой проверки явилось обращение гражданина в Администрацию Президента РФ, в котором была информация о приобретении автомобиля административным истом по завышенной цене.
Ответчик представил в суд распоряжение № 303-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации Кривошеинского района от 12.10.2020 № 299-р «О проведении внеплановой проверки по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения нужд Исполнительно-распорядительного органа муниципального образования – Администрации Новокривошеинского сельского поселения» (далее- Распоряжение №303-р). Также представил Распоряжение №299-р в новой редакции и скрин-шот Обращения гражданина в Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций от 15.09.2020.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, приходит к следующему выводу:
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Согласно положениям статей 218-219 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Обжалуемое Распоряжение №299-р является документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания для исполнительно-распорядительного органа муниципального образования – администрации Новокривошеинского сельского поселения. Таким образом, указанное решение подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.
Судом не установлено нарушение административным истцом срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, на лицо, принявшее оспариваемое постановление возлагается обязанность по доказыванию следующих обстоятельств: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Распоряжением №299-р было предусмотрено проведение внеплановой проверки по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения нужд Исполнительно-распорядительного органа муниципального образования – Администрации Новокривошеинского сельского поселения.
Указано, что Распоряжение принято в соответствии со статьёй 99 Федерального закона № 44, Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235. В Распоряжении №299-р указан предмет контроля – проверка соблюдений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативно- правовых актов о контрактной системе при проведении закупки автомобиля. Указано уполномоченное лицо на проведение проверки. Также определен перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении проверки, содержащий три пункта. Распоряжением № 299-р предусмотрен срок проверки – с 14.10.2020 по 20.10.2020 года.
Распоряжением от 15.10.2020 № 303-р были внесены изменения в Распоряжение от 12.10.2020 № 299-р, а именно:
- уточнена ссылка на норму права, в соответствии с которой принято решение о проведении проверки указанием на часть 8 статьи 99 ФЗ № 44:
-конкретизированы сведения об объекте контроля Администрации Новокривошеинского сельского поселения указанием на ИНН, ОГРН и конкретный адрес объекта контроля:
- указано основание проведения контрольного мероприятия – обращение от 15.09.2020 №1005857:
- указан метод контроля - камеральная проверка:
- пункт 4, которым был определен перечень подлежащих изучению при проведении проверки вопросов из трёх пунктов, дополнен указанием на то, что это основные вопросы:
- изменён срок проверки указанием на 5 рабочих дней, дата начала проведения контрольного мероприятия - 30.10.2020:
– указан проверяемый период - с 14.09.2018 по 31.12.2018 года.
Распоряжение № 299-р в редакции Распоряжения №303-р содержит все внесенные изменения.
При исследовании вопроса о соответствии требованиям закона обжалуемого действия административного ответчика судом применяются следующие нормы права.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: 2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; 3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; 5) соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; 7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Подпунктом а пункта 2 статьи 15 предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по заявлению, сообщению физического лица, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов» (далее – Стандарт).
Пунктом 11 Стандарта предусмотрено, что решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято в том числе на основании результата рассмотрения поступивших обращений по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля.
Судом установлено, что основанием для проведения проверки явилось Обращение гражданина в Управление Президента, в котором гражданин изложил в том числе и свои сомнения в законности действий Главы Администрации Новокривошеинского сельского поселения по приобретению автомобиля. В судебном заседании было исследовано указанное Обращение гражданина. Стороны в судебном заседании, в том числе и административный истец не оспаривали факта наличия такого Обращения гражданина.
Суд считает необоснованными доводы представителя административного истца в судебном заседании на отсутствие в Обращении гражданина указания на признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В данном Обращении гражданин конкретно указал, что ржавый старый автомобиль приобретён по явно завышенной цене.
В соответствии с пунктом 12 Стандарта, решение о назначении контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля и оформляется приказом (распоряжением) органа контроля, в котором указываются: тема контрольного мероприятия, наименование (фамилия, имя, отчество (при наличии) объекта контроля, реквизиты объекта контроля (в том числе основной государственный регистрационный номер (ОГРН), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), проверяемый период, метод контроля; основание проведения контрольного мероприятия; состав проверочной (ревизионной) группы или в случае невозможности формирования проверочной (ревизионной) группы уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо; дата начала проведения контрольного мероприятия; срок проведения контрольного мероприятия; перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Согласно пункту 13 Стандарта, внесение изменений в решение о назначении контрольного мероприятия может осуществляться по решению руководителя (заместителя руководителя) органа контроля в форме приказа (распоряжения) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы или уполномоченного на проведение контрольного мероприятия должностного лица (далее - руководитель контрольного мероприятия) в отношении: состава проверочной (ревизионной) группы или уполномоченного на проведение контрольного мероприятия должностного лица; перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия; привлекаемых специалистов, поручения на проведение экспертизы; проверяемого периода; срока проведения контрольного мероприятия.
В пункте 15 отражено, что в решении о назначении контрольного мероприятия срок проведения контрольного мероприятия указывается в рабочих днях.
В судебном заседании установлено, что до рассмотрения дела судом административный ответчик внёс изменения в решение о назначении контрольного мероприятия, устранив его недостатки.
Рассматривая требования заявленного административного иска, суд исходит из содержания требований истца, который оспаривал законность принятого решения о проведении проверки, указывая на те недостатки, которые были исправлены ответчиком без судебного вмешательства.
Оценивая в совокупности приведенные доказательства, суд приходит к выводу, что имевшиеся недостатки в первоначальной редакции Распоряжения №299-р не повлияли на законность принятого решения о проведении проверки.
Судом установлено, что Администрация Кривошеиского района, принимая обжалуемое Распоряжение 299-р, действовала в пределах своих полномочий. В судебном заседании стороны не оспаривали, что Новокривошеинское сельское поселение является муниципальным образованием, входящим в состав Кривошеинского муниципального района.
Решение о проведении контрольного мероприятия было принято Администрацией Кривошеинского района, имеющего полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения нужд Исполнительно-распорядительного органа муниципального образования – Администрации Новокривошеинского сельского поселения. Установлено наличие основания для осуществления такого контроля.
Таким образом, при принятии решения о проведении проверки в соответствии с оспариваемым Распоряжением 299-р, не было допущено нарушений требований закона, которые повлекли или могли бы повлечь нарушение прав и законных интересов административного истца.
Кроме того, указывая на нарушение прав принятием оспариваемого Распоряжения № 299-р, представитель административного истца не мог указать в судебном заседании, в чем именно выразилось указанное им нарушение права органа местного самоуправления на самостоятельную деятельность и права на распоряжение имуществом.
Учитывая, что для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя, а указанные обстоятельства не установлены, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя.
При таких данных суд не находит оснований для удовлетворения требований о признания незаконным решения административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требований административного искового заявления Главы Администрации Новокривошеинского сельского поселения о признании незаконным решения Администрации Кривошеинского района (распоряжения №299-р «О проведении внеплановой проверки по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения нужд Исполнительно-распорядительного органа муниципального образования – Администрации Новокривошеинского сельского поселения»).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Ф.З. Петрушенко