ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2344/1925 от 25.01.2019 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-2344/19 25 января 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец сдал квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера. Квалификационный аттестат кадастрового инженера с идентификационным номером 47-16-0904 был выдан Ленинградским областном комитетом по Управлению Государственным имуществом (Леноблкомимущество) ДД.ММ.ГГГГг.

До ДД.ММ.ГГГГ действовали положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которыми кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера; квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами (части 1 и 3 статьи 29).

Леноблкомимущество направило Уведомление в Росрееетр исх., чем нарушил установленные законом сроки, что повлекло за собой получение Росреестром уведомления о выдаче истцу квалификационного аттестата только 04.07.2016г.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Росреестр сообщил истцу о невозможности внесения соответствующих сведений об истце в государственный реестр кадастровых инженеров, сославшись на внесенные изменения в законодательство о кадастровой деятельности, в результате которого изменился порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров, а так же проинформировало о том, что кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Истец подготовил и направил пакет документов для вступления в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров Ассоциация СРО «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» (Ассоциация СРО «ОПКД»). Истец был принят в члены Ассоциации СРО «ОПКД» с присвоением номера в реестре ассоциации - .

Однако, 30.11.2016г. исх. , при проведении контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций Росреестром при рассмотрении представленных документов Ассоциации СРО «ОПКД» для внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров, Росреестр сообщил, что истец не имеет действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера.

На основании этого ДД.ММ.ГГГГ Ассоциация СРО «ОПКД» отменила решение о приеме в члены Ассоциации истца.

Истец повторно обратился в Росреестр с заявлением о включении его в реестр кадастровых инженеров и опять получил отказ от 16.01.2017г. . В данном письме управление ссылается на части 2,13 статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности, которые гласят, что для вступления в СРО (кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров), необходимо соответствовать обязательным требованиям, а именно (одному из них) иметь опыт работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых лицо под руководством кадастрового инженера принимало участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (стажировка). Следовательно истцу дополнительно необходимо два года проработать помощником кадастрового инженера, а затем повторно сдать теоретический экзамен для внесения в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера.

В связи с отсутствием какой-либо нормативной базы или практики решения проблемы отказа во внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера, а так же ведением судебных разбирательств по аналогичным ситуациям, истцом было принято решение дождаться вынесение судебных решений по данным делам иди внесения изменений в законодательную базу.

После проведения судебных разбирательств и вынесения положительных решений о внесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера, истец повторно обратился в Росреестр с заявлением о включении его в реестр кадастровых инженеров и опять получил отказ от 27.08.2018г. .

Таким образом, истец не может осуществлять деятельность кадастрового инженера. В связи с чем административный истец, уточнив административные исковые требования, проси суд:

- признать незаконным отказ письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Ресреестр) во внесении в государственной реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче ФИО2 квалификационного аттестата кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Ресреестр) в течение 2 (двух) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу (в соответствии с п.7 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений)), внести в государственный реестр кадастровых инженеров сведения о выдаче ФИО2 квалификационного аттестата кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец в судебное заседание явилась, поддержала уточненные административные исковые требования, по основаниям, изложенным в административном иске, просила суд их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к вводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Указанная совокупность обстоятельств судом при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Материалами административного дела установлено, что ФИО2 сдала квалификационный экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о чем ДД.ММ.ГГГГ Леноблкомимуществом выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера . ДД.ММ.ГГГГ Леноблкомимущество в Росреестр направлено письмо с уведомлением о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера. Административный ответчик не внес сведения о выданном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров в связи с тем, что указанное письмо поступило в Росреестр ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано под входящим номером ОП/082148, а с ДД.ММ.ГГГГ утратили силу положения ст.ст.29,30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастровом учете недвижимости», устанавливающих порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата и внесения таких сведений в государственный реестр кадастровых инженеров.

По мнению административного истца, письмо должно было поступить до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Леноблкомимущество не приняло во внимание контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между Санкт-Петербургом и Москвой.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Росреестр сообщил административному истцу о невозможности внесения соответствующих сведений об административном истце в государственный реестр кадастровых инженеров, указав на внесенные изменения в законодательство о кадастровой деятельности, в результате которого изменился порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров, а так же проинформировало о том, что кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Административный истец подготовил и направил пакет документов для вступления в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров Ассоциация СРО «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» (Ассоциация СРО «ОПКД»). Административный истец был принят в члены Ассоциации СРО «ОПКД» с присвоением номера в реестре ассоциации - .

30.11.2016г. письмом Росреестра исх. , установлено, что при проведении контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций Росреестром при рассмотрении представленных документов Ассоциации СРО «ОПКД» для внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров, Росреестр сообщил, что ФИО2 не имеет действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера.

На основании этого ДД.ММ.ГГГГ Ассоциация СРО «ОПКД» отменила решение о приеме в члены Ассоциации административного истца.

Административный истец повторно обратился в Росреестр с заявлением о включении его в реестр кадастровых инженеров и опять получила отказ от 16.01.2017г. . В данном письме управление ссылается на части 2,13 статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности, которые гласят, что для вступления в СРО (кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров), необходимо соответствовать обязательным требованиям, а именно (одному из них) иметь опыт работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых лицо под руководством кадастрового инженера принимало участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (стажировка).

Административный истец повторно ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты обратился в Росреестр с заявлением о включении его в реестр кадастровых инженеров.

ДД.ММ.ГГГГ Росреестр вынес отказ от 27.08.2018г. о включении ФИО2 в реестр кадастровых инженеров.

Данное решение административный истец просит признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.

В соответствии со ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ т. №221-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном кадастре недвижимости», кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалифицированным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет в орган кадастрового учета уведомление о выдаче данного квалификационного аттестата, содержащее указанные в пунктах 1 – 5 части 2 статьи 30 настоящего Федерального закона сведения, и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата.

В силу ч.3 ст.30 Федеральном закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) орган кадастрового учета в срок не более, чем два рабочих дня со дня получения уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 29 настоящего Федерального закона, вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об указанном в таком уведомлении кадастровом инженере.

Из вышеуказанных норм Федерального закона следует, что до ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером признавалось физическое лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, который признавался таковым со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», в котором дано иное понятие лица, признаваемого кадастровым инженером, определены условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей после ДД.ММ.ГГГГ) кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В части второй вышеуказанной нормы Федерального закона определены обязательные условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

В соответствии с ч.17 ст.30.5 Федерального закона «О федеральном кадастре недвижимости» государственный реестр кадастровых инженеров носит информационный характер.

По смыслу положений с.ст.29,30 Закона №221-ФЗ (в редакции Закона -Ф3), с ДД.ММ.ГГГГ организациями уполномоченными принимать решения о соответствии лица требованиям, предъявляемым к кадастровому инженеру, о допуске лица к такой деятельности, а также осуществлять контроль за деятельностью кадастровых инженеров, вести соответствующий реестр, выполнять иные, предусмотренные Законом №221-ФЗ функции в сфере организации деятельности кадастровых инженеров, являются саморегулируемые организации кадастровых инженеров, а не уполномоченные в соответствии с ранее действующим законодательством органы государственной власти.

При этом государственный реестр кадастровых инженеров, который ведется органом государственного надзора в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, носит с ДД.ММ.ГГГГ информационный характер.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что после ДД.ММ.ГГГГ у Росреестра отсутствовали полномочия на внесение сведений о выданном квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров.

Доводы ФИО2 о нарушении оспариваемым решением (отказом) права на осуществление трудовой (профессиональной) деятельности в качестве кадастрового инженера являются несостоятельными. Административный истец не лишена права осуществлять данную деятельность при условии соответствия требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на приобретение статуса кадастрового инженера.

При этом введение дополнительных квалификационных требований к уровню образования и наличию специальных навыков в указанной области направлены, прежде всего, на совершенствование правового регулирования деятельности кадастровых инженеров с целью повышения качества выполняемых кадастровыми инженерами работ и, соответственно, обеспечения достоверности сведений, содержащихся в кадастре недвижимости.

Кроме того, до ДД.ММ.ГГГГ факт внесения в государственный реестр сведений о кадастровым инженере порождал установленные законом правовые последствия признание выданного квалификационного аттестата кадастрового инженера действующим, соответственно реестр носил правоустанавливающий характер, а после ДД.ММ.ГГГГ реестр носит информационный характер.

Таким образом, внесение в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата после ДД.ММ.ГГГГ не порождает каких-либо правовых последствий и не влечет признание квалификационного аттестата действующим.

При этом Порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, являлся подзаконным правовым актом и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежал применению только в части, не противоречащей действующему законодательству.

Поскольку по законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером признавалось лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат, который в свою очередь, являлся действующим со дня внесения сведений о нем в государственный реестр кадастровых инженеров; уведомление о выдаче административному истцу квалификационного аттестата поступило административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ; при этом с ДД.ММ.ГГГГ изменились требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение статуса кадастрового инженера, и административный истец указанным требованиям не соответствует; доказательств обратного не представлено; кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок организации деятельности кадастровых инженеров, в результате которых ответчик утратил с указанной даты полномочия по внесению в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выданных квалификационных аттестатах, то при указанных обстоятельствах оспариваемое решение Росреестра об отказе во внесении соответствующих сведений в государственный реестр кадастровых инженеров является законным и обоснованным, оснований для возложения на административного ответчика обязанности совершить действия, в результате которых административный истец приобретет статус кадастрового инженера, а именно внести сведения о выданном квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров, не имеется.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ